|
От
|
Марина
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
30.04.2003 05:42:20
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Прочитала
Здравствуйте, Георгий!
>Насчет воспитания - это не совсем так. И "среды обитания" - тоже.
>Окружающие люди могут быть совершенно разные. Разумеется, русский
>ребенок может расти в еврейской среде. Скажем, случай интеллигентной
>семьи, "затесавшейся" в довольно плотное еврейское окружение (артисты,
>музыканты, ученые-гуманитарии - или даже технари). В этом случае
>человек приобретает "вкус" именно к такому "обращению", манере
>поведения - и фактически считает это окружение "своими" - как и его
>родители. И наоборот (это - реже, но мне приходилось и такое
>встречать).
Я не вижу "еврейской" специфики общения в семье моих родителей по сравнению с "русскими" семьями технической/научной интеллигенции.
Мне кажется все же, что естественный разброс обращения, манер и т.п. в семьях полностью поглощает ту специфику, которую Вы называете "еврейской средой". Я, конечно, тут не рассматриваю "традиционную еврейскую семью", с религией, обычаями и т.п., таких, по-моему, осталось крайне мало (в городах, по крайней мере). Лично я не сталкивалась ни с одной такой семьей.
>Как-то я рассказывал о втором по счету заведующем нашей кафедрой -
>Ефиме Аполлоновиче Танском (а мне рассказывал его аспирант - сейчас
>профессор, мой научный руководитель). Будучи евреем, причем советского
>типа (а не такого, как его предшественник - крещеный еврей Цукерман,
>родившийся еще в конце 19 века) он умело не допускал на кафедру больше
>ни одного еврея. Объяснял это тем, что "в этом случае нормальной работы
>не будет, а будут только еврейские разборки". (Я лично так думаю, что и
>работа, конечно, возможна %-))), но видимо, ему не
>хотелось ТАКОГО ее духа, "способа", что ли...)
>Так что для этого человека НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМЫ не вызывало сомнений.
Вполне возможно. Так же, как сейчас многие относятся к "кавказским разборкам" и т.п. Виноваты здесь не грузинский/дагестанский и т.п. народы, а те, кто создает для этих народов неестественные условия существования, ИМХО. Например, наводнение рынков кавказцами сейчас, создание большого класса "торговцев-хозяинов", я думаю, создает большие проблемы для этих народов в будущем. Так же, как и их милитаризация. Так же, как и создание огромного класса лоточников среди русских. И когда в будущем эти проблемы возникнут, надо понимать, что не народ виноват, что это не вина его, а беда. Гораздо проще не дать развиться таким проблемам, чем спустя десятилетия их исправлять.
По поводу евреев -- раньше, в первую половину 20-го века, видимо, сказывалась специфика их дореволюционной жизни.
Позже, у большинства "советских евреев" "особенность их жизни, стереотипов" и т.п., о чем говорят многие в этом треде, мне кажется, все же сильно преувеличена. А сейчас -- не знаю... Возможно, различие снова усилится, за счет массированной нац.пропаганды, направленной на евреев, и за счет эмиграции.
>Вообще же неплохо бы Вам, Марина, прочитать "Евреи, диссиденты и
>еврокоммунизм" хозяина нашего Форума С. Г. Кара-Мурзы. Наверняка
>увидели бы там немало любопытного, и было бы с чем поспорить.
Прочитала, с большим интересом, пока ту часть только, которая к евреям относится :-), до диссидентов. (Кстати, ссылка на вордовский файл не работает)
Со многим я полностью согласна. Справедливость других тезисов оценить не могу в силу слабого владения историей, философией и прочими вещами, но выглядит вполне правдоподобно. Какого-то особого предмета для спора я не вижу, поскольку никакого принципиального несогласия у меня с изложенным не возникает.
Очень правильно в статье, ИМХО, написано про иррациональность страха перед погромами и то, что этот страх в последние годы искусственно разжигают.
Удивили меня там, если чего-то не забыла, три вещи.
Первое, не относящееся напрямую к теме, по поводу переложения библии на литературный английский. Удивил, на мой взгляд, необъективный подход к подбору отзывов. Отмечено, какое мнение высказал раввины, и что исполняли под музыку Гершвина и Генделя. Но почему-то ничего не сказано, что по поводу данной версии библии и ее продвижения думают христианские и светские деятели. С такой подборкой у некритически читающего возникает ощущение, что продвигают эту версию именно евреи. Что же происходит на самом деле, остается только гадать.
Второе -- меня покоробили слова автора по поводу (действительно безобразного) явления -- публичного выливания "на помойку" донорской крови, сданной эфиопами. Он предлагает альтернативу -- выливать ее скрытно, "в унитаз", чтобы нац.рознь не разжигать. Позвольте, но это же полное свинство -- брать кровь у доноров, заранее зная, что использовать эту кровь абсолютно точно не будут (из-за проблемы СПИДа, видимо?) Люди здоровье тратят ради спасения чужой жизни, а оказывается это все показуха, никто их кровь использовать и не собирается. Ну так прямо тогда и скажите, что принимается кровь таких-то групп населения. У нас тоже у переболевших в прошлом гепатитом кровь не берут, никто же не обижается.
Третье, главное, -- описание интифады. Это для меня полная неожиданность, я такого никогда не слышала. Не знаете ли Вы, в каких первоисточниках это можно прочитать (желательно по-русски)? Кара-Мурза пишет о Хомском, который этими исследованиями занимался, -- нет ли ссылок на его работы?
Но что в этом описании сильно смущает -- после первых же выступлений стало ясно, что детей-участников жестоко избивают. Тем не менее много лет выступления продолжаются, причем организованные "сверху", взрослыми. Автор считает этот метод борьбы мудрым и гуманным. Но как же можно отправлять 7-летнего ребенка бросать камни по направлению к солдатам, если заранее известно, что ребенок этот будет избит??? А мудрые дяди смотрят в окошко и планируют следующую акцию... Какая-то нестыковка тут.
Евреи избивают палестинских детей, гады. А палестинцы отправляют этих детей (наверняка не своих) на избиения (неважно ради какой цели) -- это лучше?
Да, вот еще момент: мне (правда, я не гуманитарий) кажется, что при обосновании предлагаемых тезисов цитатами из сборника стихов еврейских поэтов делаются слишком глобальные выводы на основании слишком узкого материала. Ну что такое один сборник стихов? Взять другой -- и картина будет, возможно, противоположная. Тут и взгляды составителя сборника существенную роль играют, его подход к отбору произведений. Да и далеко не каждый автор "еврейской национальности" захочет публиковаться в сборнике, составленном по принципу нац. принадлежности авторов (стихи-то русские) -- так же, как очень многие "математики женского пола" :-), например, не видят смысла участвовать в конференциях "женщин-математиков". Все-таки такие материалы можно использовать, мне кажется, лишь для иллюстрации, либо наоборот, как источник идей, которые затем подлежат проверке, но не как доказательство.
О тех особенности "еврейского металитета", о котрых автор пишет в начале статьи, мне судить сложно, я с таким не сталкивалась. Сталкивалась как раз с обратным, когда еврей "витает в облаках", а русский дисциплинирует. Но тут вообще, на мой взгляд, автор сильно недооценивает роль ассимиляции.
>Например, "либерально-демократические" взгляды (приверженность к
>"демократии", "свободному рынку", к тому, чтобы "быть гражданином мира"
>и т.п.) гораздо более распространены среди евреев, нежели среди
>русских.
Вполне возможно. Моя доморощенная статистика (на примере круга родственников) эту распространенность подтверждает. Опять же, судя по тому, что я в этом кругу вижу, причина этого -- бОльшая внушаемость тем, что говорят в СМИ, меньшая критичность к тому, что "написано в газете" по сравнению с русскими. Писали, что Ельцин страну от развала и разрухи спас -- верили, что пришла свобода слова -- верят, писали перед прошлыми выборами про то, что "красно-коричневые" собираются погромы устраивать и железный занавес закрывать -- тоже верили. Верят не в то, что собственными глазами видят, а в то, в чем сверху убеждают. Я не про всех, конечно, говорю, а про тенденцию. При этом поведение в повседневной жизни эти взгляды никак не затрагивают большей частью. Так, человек, начитавшись газет, может говорить о том, какая правильная идея рынка, что "должен быть хозяин, за идею работают плохо" и т.п., а после работы (преподаватель) регулярно ездить на дом заниматься со студентом, попавшим в аварию и лишившимся возможности передвигаться (совершенно бесплатно) -- потому что умный парень, жалко, если доучиться не сможет. Или воевать с деканом по поводу отчисления другого умного парня. (Во избежание недоразумений -- все эти студенты к евреям отношения не имеют и никаких родственных и т.п. связей с ними не было). Это так, малая часть примеров.
С другой стороны, люди, с которыми я вместе работаю, тоже почти все за Ельцина в 96-м голосовали. А они русские. (правда, тут с вами запутаешься, кого русским можно называть. Что у них в паспортах написано, я не смотрела. Но точно не евреи :-)
Так что интересно было бы сравнить долю этих взглядов не в целом по обществу, евреи/русские, а в рамках определенной соц. группы, тех же технических работников или гуманитариев, например (а еще лучше взять конкретное учреждение и не забыть учесть возраст опрашиваемых). Раз уж евреи непропорционально представлены в различных отраслях, так и сравнивать надо с соответствующей контрольной группой.
>А вот еще красноречивый пример.
>Недавно у нас был обмен паспортов (т. е. он еще продолжается).
>Настойчиво требовали удалить графу "национальность". Кто? В общем,
>только евреи. Другие "коренные инородцы", напротив, не менее настойчиво
>требовали ее сохранить (сделать вкладыш или дополнительную страницу) -
>и им это было разрешено. Без
>указания национальности в паспорте остались только русские (на их
Требования плюнули) - и евреи.
Я тоже была рада этой отмене (для себя). На мой взгляд, эта графа имеет смысл, если дать возможность человеку самому определять, что туда запишут. В том же виде, как это было, -- напоминает селекцию в животноводстве. Человек все-таки не племенной бык, и принадлежность к определенному народу не генеалогическим деревом определяется.
Те "инородцы", которые хотели иметь эту запись, наверное не сталкивались с расхождением между тем, кем они себя считают, и тем, что им в эту графу записывают исходя из генетических соображений.
>Зачем это понадобилось евреям? Ответ очевиден: чтобы без проблем
>выдавать себя за русских...
А чем плохо, если человек, считающий себя русским, так себя и обозначит? Что значит "выдавать"? (Кстати, евреем-то он уже и не будет, привилегий по этому признаку не получит)
Вы-то не выдаете ли себя за русского "не по праву", не предъявив для исследования свою генеалогию на 300 (или 2000? :-) лет назад?
Еще раз -- я не против наличия графы, я против скотского подхода к народам ("скотского" не в смысле ругательства, а в смысле отношения как к породам скота).
>А зачем, интересно?
Надеюсь, моя точка зрения понятна?
>Мой ответ такой - чтобы быть способными сидеть "сразу на двух стульях".
Если разрешить вписывать то, как человек себя определяет, то никаких "двух стульев" не получится.
>"О, сколь многим обязана русская культура евреям!" Но ведь если ты
>действительно "русский" - зачем же вспоминаешь об этом самом "прошлом"?
Насколько я сталкивалась, обычно про это вспоминают в ответ на обвинения (ну как здесь -- что от евреев русским один вред).
>Стало быть, "имя" наше охотно берешь, а слава вся - "тебе" и "твоим"?
>Тэк-с, ладно. %-))) "Пошуровали" у нас по культурной части, "навар"
>себе присвоили.
Какой навар присвоили? Литература, музыка, наука, техника, ... -- каким образом все это "евреи" себе присвоили?
>Что же - теперь попытаемся построить без "вас". Как раз
>и государство у "ваших" нынче свое есть, аж с 1948 года - там и стройте
>на здоровье. Не-е-ет, нельзя - "ксенофобия", говорят.
Напоминают такие разговоры (с любой стороны) ругань бабок на базаре. Или детей в детсаду. "Забирай свои игрушки и отдай мне мой горшок" :-)
А по поводу своего государства -- не кажется ли Вам, что разговоры что с той стороны, что с этой, про "историческую родину" -- лицемерие? Как у еврея, уезжающий в Израиль, слова про проснувшееся чувство "исторической родины", так и у "русского по паспорту", посылающего русского "еврея по паспорту" в "свое государство". Позвольте, чем это государство ему родное? Тем, что 2000 лет назад там какие-то племена проходили, якобы имеющие отношение к его происхождению?
>Да и то верно - кто ж добровольно откажется от таких прочных позиций?
>Гуманитарии, журналисты, ТВ-ведущие, певцы, сатирики, "рулевые",
>"эксперты" - это ведь теперь ого-го какие бабки...
Про этих я и не говорю. А все остальные как же?
Не выслать ли всю верхушку без различия национальности в свое государство, пусть там и строят на здоровье?
>В общем, упустили своё - так уж помалкивайте, а то быстро "миротворцев"
>позовём... Недаром "реформаторы" так развалили оборонку и экономику за
>годы реформ - чтобы не могли тут вякать особенно... Именно с этой целью
>- чтобы от независимости один пшик остался, и на все надо было бы
>разрешение спрашивать.
При чем здесь "простые люди еврейской национальности"?
И относится ли это только к "реформаторам" еврейской национальности или ко всем "реформаторам"?
>... Думаю, что "полностью по крови русских" просто не бывает
Хорошо бы еще выяснить, что такое "полностью по крови русский" :-)
>Я вообще-то не думаю ни о какой "крови".
О чем и речь.
>В то же время я - не православный и не крещеный (как и мама, и бабушка)
И я, и мои родители -- неверующие.
>Для меня важно вот что:
>1) что у меня никакой другой "исторической" родины нет, я не могу
>внезапно вспомнить, что я - "кто-то еще".
Я тоже.
>2) если мне, не дай бог, понадобится стрелять в поляка, в украинца или
>в турка, то меня отнюдь не остановит то, что у меня среди предков были
>и те, и другие, и третьи. Они - чужие.
А я не смогу стрелять ни в того, ни в другого, ни в третьего, вне зависимости от национальности. Наверное. По крайней мере очень надеюсь, что проверять это никогда не потребуется.
Кстати, Вы считаете украинцев чужими? А я -- нет :-)
Всего доброго,
Марина
- Уточню. - Георгий 01.05.2003 09:21:02 (14, 4136 b)