От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кобзев) Ответить по почте
Дата 11.04.2003 00:19:19 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"Дуэль". О Ридигере. (*+)

http://www.duel.ru/200314/?14_5_1
http://www.duel.ru/200314/?14_5_2
http://www.duel.ru/200314/?14_5_3

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Тов. гл. редактор <Дуэли>!

Я, протоиерей Василий Ермаков, по законам поединка имею право на ответный
выстрел (если это дуэль, а не подлый выстрел из-за угла).

В качестве такового требую опубликовать мою беседу с Александром
Богатыревым.

Если вы уклонитесь от дуэли (а этого стоит ожидать, поскольку с понятием
<чести> у вас большие недоразумения), оставляю за собой право обратиться в
суд. Сумма компенсации за оскорбление чести и достоинства Патриарха и меня
намного превзойдет <тридцать сребреников>, которые вы получили за публикацию
клеветнической статьи.

Без уважения и с великой скорбью о русских людях, позволяющих себе, добивая
Отечество, мнить себя патриотами. Протоиерей Василий Ермаков - настоятель
церкви преподобного Серафима Саровского, г. Санкт-Петербург

Протоиерей! Вы так уверенно пишете о том, что я получил за публикацию статьи
<тридцать сребреников>, как будто были свидетелем при их передаче или даже
пожертвовали для этих целей собственные. Это какая ложь? Подлая или просто
протоиерейская? Поэтому не надо называть меня товарищем.

А что касается поединка, то нет проблем: своей беспомощностью Богатырев
только подтверждает выводы Щербатова. Ю.И. Мухин

----------
ДОСТОИН ЛИ АЛЕКСИЙ II САНА?
НЕТ - Г.Щербатов

РАБОТАЛ ЛИ НА ГЕСТАПО ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II?

В церковных православных кругах нынешнего патриарха Алексия II официально
именуют <Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
Второй>. То, что подобное кумиротворение не отвечает христианскому духу,
понятно любому по-настоящему верующему и постигшему через Евангелие слово
Спасителя. Кому-то покажется, ну да пусть величаются, как хотят, однако
проблема здесь глубже, ибо если взглянуть на неё с точки зрения человеческой
психологии, то обнаруживается, что подобное самовосхваление подчас есть
попытка замаскировать глубокие комплексы, желание заглушить спрятанные в
закоулках сознания и подсознания истинные ощущения, проще говоря, совесть.
Для того чтобы её подавить, как мы постараемся донести до читателя, у
господина Ридигера есть очень и очень серьёзные мотивы. Однако задача этой
статьи совсем не в желании усовестить просто гражданина Ридигера - что нам
его совесть! А вот то, что человек, именуемый патриархом всея Руси, с таким
вот изъяном в душе представляет русское православие, это уже плохо. Хорошо,
что русское православие - это не только Ридигер, есть и Зарубежная Церковь,
и Катакомбная, и другие, да и среди простых православных и священников в
системе РПЦ есть истинно верующие люди. Вместе с тем именно РПЦ,
возглавляемая Ридигером, фактически обладает монополией в России не только
на православную, но и вообще на всякую христианскую пастырскую деятельность.
Тем трагичнее, что во главе Московской Патриархии стоит этот человек.

В обществе часто задаётся вопрос: почему Россия продолжает сползать в
пучину, почему не возродилась в должной мере вера, с которой только и
возможно возрождение России. А вдруг она и не может возродиться, на лжи-то?
<Каков поп, таков и приход> - гласит русская поговорка. Чистым фарисейством
является официальная позиция РПЦ, что-де неважно, кто во главе, не надо
обращать внимание, смущать верующих: якобы Господь его избрал. Хочется
спросить: а что если Иуда Искариот понесёт вам слово Божье, что он вам
передаст? Поэтому ВАЖНО, очень ВАЖНО - и не в последнюю очередь потому мы
продолжаем блуждать в потёмках, что ридигеры и иже с ними взяли на себя
практически монопольную миссию освещать путь духовного постижения нашему
народу. Ipse dixit - сам сказал (лат).

В интервью (<Известия>, 28 ноября 2002 г.) Алексий II пересказывает уже не
единожды рассказанную им свою биографию, в частности, <Собеседнику>, 5 мая
2002 г., перемежая свой рассказ трогательными деталями: <В 1943 году в
Таллине мне довелось помогать отцу-священнику, который окормлял русских
военнопленных. Но это были фашистские концентрационные лагеря>. И далее
поясняет: <Епископ Нарвский Павел добился согласия немцев на духовное
окормление заключенных и помощь им продуктами и одеждой.

Мой отец горячо поддержал Владыку и едва ли не ежедневно стал бывать в
лагерях. Псаломщиком отец, как правило, брал с собой будущего митрополита
Таллинского и всей Эстонии Корнилия, а мальчиком-прислужником - меня>.
Затем, усиливая накал, продолжает: <В бараке нам выделяли комнату или просто
отгораживали закуток. Там ставили переносной престол, на котором и
совершались богослужения. Многие пленные просили их окрестить, никому из них
не отказывали. Особенно жалко было детей - перепуганных, голодных. С одним
из них, Василием Ермаковым, я познакомился ближе>. Кого не заденет этот
рассказ об ужасах войны и духовном подвиге юноши Алёши и его
папы-священника. А Алексий продолжает: <Особенно жаль было детей. Иногда
местным жителям удавалось уговорить коменданта и взять кого-то из обреченных
ребятишек в свои семьи. Вот и нам таким образом удалось спасти
пятнадцатилетнего Васю Ермакова и его сестренку, а также семьи священников
Василия Веревкина и Валерия Поведского>. Всё замечательно, сердце кровью
обливается, даже как-то и не хочется задумываться о некоторой нескромности
рассказчика, повествующего о своём и своего папы духовном подвиге. Но также
возникает и ощущение нелогичности, какой-то недостоверности. Много, очень
много несуразностей; как так: немцы, с одной стороны, загребают в облаву о.
Василия Веревкина, о. Валерия Поведского и отправляют в концентрационный
лагерь, а, с другой стороны, другому священнику, Ридигеру-старшему позволяют
ходить в этот лагерь, совершать богослужения, носить продукты? А к мальчику
Васе Ермакову, который учился вместе с Ридигером и стал священником, мы ещё
вернёмся.

Вдруг, в последнем интервью <Известиям> Алексий вспоминает о своем близком
знакомстве с неким Александром Киселёвым, называя его <последним человеком,
говорившем мне <ты>>. Собственно, Ридигер много фамилий в разных своих
воспоминаниях называет, однако почему-то никогда в других интервью с
патриархом о протопресвитере Александре Киселёве нет вообще никаких
упоминаний, нет ни слова о Киселёве и в официальной биографии Алексия от
РПЦ, а вот тут внезапно вспомнил: <Отец закончил богословско-пасторские
курсы, был рукоположен во диакона. Служил в храме Святителя Николая, где
настоятелем тогда был священник Александр Киселёв>. Как сообщает Алексий
корреспонденту <Известий>, оказывается, они с ним, единственным человеком,
были на <ты>: <С отцом Александром я был знаком с юных лет, когда мальчиком
помогал ему на богослужениях. Потом судьба его сложилась непросто. В конце
войны он уехал из Эстонии. Ни я, ни мои родители ничего о нем не слышали. И
вот однажды, когда, будучи уже архиереем, я оказался в служебной поездке в
Америке, мне в гостиницу вдруг позвонил отец Александр и пригласил к себе в
церковь. Встреча была очень трогательной. Обнялись, расцеловались... На
какое-то время онемели. А потом погрузились в щемящие для каждого общие
воспоминания: я - о детстве, он - о родине>. После прочтения этих строчек у
читателя по идее должны навернуться слёзы. Настораживают только слова: <В
конце войны он уехал из Эстонии>. Как так - уехал и даже наши войска не
подождал? Вот здесь мы и подходим к самому главному. Краткая официальная
биографическая справка в РПЦ о Киселёве выглядит так:

<Отец Александр родился 7 октября 1909 года в Тверской губернии. В 1918 году
после гибели отца от рук большевиков его вывезли в Эстонию. Там он окончил
семинарию, после чего был рукоположен в священный сан. Отец Александр служил
в Нарве, затем в Таллине. Известно, что там в алтаре ему прислуживал будущий
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, тогда еще Алеша Ридигер. В
эмиграции Киселев поддерживал Русскую Православную Церковь Заграницей,
длительное время о. Александр жил в Германии и Америке. С началом
перестройки о. Александр вернулся в Россию и перешел под юрисдикцию Русской
Православной Церкви Московского Патриархата. По возвращении он жил в Донском
монастыре. 3 октября 2001 года в Москве, в Донском монастыре, не дожив всего
нескольких дней до 92 лет, отошел ко Господу протопресвитер Александр
Киселёв, старейший священнослужитель Русской Православной Церкви>. Факты в
общем-то банальные, однако почему при жизни отца Александра Ридигер нигде и
никогда не вспоминает о нем, а первые признания о столь близком знакомстве
поступают только после смерти клирика? Все проясняется достаточно быстро,
стоит лишь ответить на вопрос: а кто вообще такой протопресвитер Александр
Киселёв?

Ни одна из биографий отца Александра как-то не акцентирует внимания на том,
что Киселёв был духовником А.А. Власова, перешедшего к гитлеровцам генерала
Красной Армии и главы Русской освободительной армии - РОА.

...Духовное управление власовского <Комитета освобождения народов России>
(КОНР) и возглавлял милый Алексию II человек о. А. Киселёв; более того, он
выступал на съезде этого КОНР в Берлине 18 ноября 1944 года в так называемом
<Европейском доме>. Сказал он в частности и такие слова: <У кого из нас не
болит сердце при мысли, что святое дело спасения Родины связано с
необходимостью братоубийственной войны - ужасного дела>. Закончил свою речь
о необходимости поддержать Германию словами: <ВОЙНА ЕСТЬ ЗЛО, НО ОНА БЫВАЕТ
ЗЛОМ НАИМЕНЬШИМ И ДАЖЕ БЛАГИМ>. Именно таково положение в сегодняшний
исторический день>. Теперь, возможно, понятно, почему господин Киселёв по
словам Ридигера: <в конце войны уехал из Эстонии>. Если бы не <уехал>,
болтался бы наверное рядышком с Власовым. Знал об этом Ридигер? Конечно,
знал, потому и всячески скрывал настоящую подоплёку, обходил стороной
фамилию Киселёва в своих <воспоминаниях>, хотя и служил, как потом сам и
сообщил, он и его отец под началом Киселёва. Надеемся, понятно и то, что
делали Киселёв и Ридигер-старший, которому помогал Алёша в немецких
концентрационных лагерях, и почему их туда пускали. Цитируем оперативный
приказ главного управления государственной безопасности Германии N10 от
16.08.1941, подписанный Гейдрихом и составленный на основе личных директив
Гитлера : <Религиозную опеку военнопленных не следует особо поощрять или
поддерживать. Там, где среди военнопленных имеются духовные лица, они могут,
если это соответствует желаниям самих советских, заниматься религиозной
деятельностью. Привлечение священников с территории генерал-губернаторства
или самого Рейха к религиозному окормлению советско-русских военнопленных
исключено>. Исключено, понимаете! Ознакомившись с этим документом, трудно
теперь будет поверить, что некий батюшка просто может приехать в лагерь и
начать <окормлять страждущих>. А вот цитата архимандрита Берлина Иоанна
(Шаховского), известного своим сотрудничеством с немцами, из его книги
воспоминаний <Город в огне>: <Всего один раз, но мне удалось - это было в
1942 году - посетить лагерь военнопленных. Это был офицерский лагерь,
расположенный около Бад-Киссингена. В нем содержалось около трех тысяч
советских командиров [...] Можно представить себе мое удивление, когда среди
этих советских офицеров, родившихся после Октября, сразу же организовался
церковный хор, спевший без нот всю литургию. Приблизительно половина пленных
захотели принять участие в церковной службе, общей исповеди и причастились
Святых Тайн. В этой поездке меня сопровождал о. Александр Киселёв>. Здесь мы
узнаём, что Киселёв активнейшим образом сотрудничал с немцами ещё в 1942
году, как раз когда папа Ридигера и сам Алёша служили в его храме.

Легко понять, что сотни тысяч бойцов тяжело завербовать. Как же тогда
набиралась армия Власова? Это известный факт - из военнопленных. Но кто
приезжал агитировать в концентрационные лагеря? Мало бы нашлось таких, кто
откликнулся бы на призыв какого-нибудь фрица повоевать против своих
соотечественников - эти все либо остались дома полицаями, либо были неплохо
устроены в администрации лагерей. А ведь людей надо было убедить совершить
такой шаг, и, как мы знаем, не так много таких нашлось. Но вот если бы
агитировал русский священник? Поскольку немцы дураки только в советском
кинопрокате, легко догадаться, что такой мощнейший инструмент, как
Православие, гестаповцы не могли не использовать, вот только кто-то, как о.
Верёвкин и многие другие, отказывались от <сотрудничества> и за это их
отправляли в концлагеря, а кто-то <сотрудничал>. Как это было? Литературы на
подобную тему существует мало, однако одно можно утверждать однозначно -
если поп приезжал в лагерь, это почти всегда был вербовщик РОА или
аналогичной структуры. Вот выдержка из речи того же архимандрита Шаховского,
призывающего вступать в РОА: <Промысел избавляет русских людей от новой
гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предназначение...
Сверх человеческого действует меч Господень>. Иноземная сила (не без помощи
совковых генералов, конечно) отправила на тот свет 25 миллионов наших людей.
Неслабый меч, только Господень ли?

Ещё один интересный момент; деятельность по вербовке в РОА курировал
небезызвестный группенфюрер СС Мюллер, только не тот смешной киношный, а
настоящий. Мы не будем утверждать, что юный Алёша был знаком с Мюллером, но
если дело с вербовкой обстояло именно так, как мы предполагаем, то Алёша и
его папа числились именно за его ведомством.

Таким образом мы пришли к следующей цепочке связей: Гиммлер - Мюллер -
Власов - Киселёв - Ридигер-старший - Ридигер-младший. Так что папа патриарха
всея Руси скорее всего агитировал пленных предать Родину и перейти к
гитлеровцам (а в отличие от пленных красноармейцев, Ридигер-старший знал,
что фашисты творят в других концентрационных лагерях и вообще на
оккупированной территории). Существует и ещё один слух, который на фоне всех
известных и достаточных фактов о жизни и деятельности Ридигеров вполне может
иметь подтверждение. А именно, что будто бы существует в одном
небезызвестном ведомстве фото 1944 года, на котором крестным ходом вокруг
немецких береговых батарей, дабы они лучше отражали атаки Советской Армии
при снятии блокады Ленинграда, ходят уже упомянутые о. Киселёв,
Ридигер-старший и ещё юноша Алеша, будущий патриарх Всея Руси. Интересно,
когда в 1986 году Алёша стал Алексием, митрополитом Ленинградским и
Ладожским, не дрожали ли у него руки, когда их целовали несведующие
прихожане, перенёсшие и пережившие блокаду и многие из которых потеряли в
войне своих родных и близких? Ничего не шевелилось в душе этого человека,
<окормлявшего> этих людей, моливших о погибших в этой войне, ведь он-то был
на другой стороне? Мы, однако, хотим подчеркнуть, что ни в коей мере не
считаем себя судьями солдатам РОА, отцу Александру, даже Власову и другим
генералам. Дело здесь в другом.

Отступая, НКВД оставляло за собой впечатляющую сеть агентуры. Когда же
Красная Армия возвращалась на оккупированные территории, информаторы стояли
в очередях, чтобы сдать друг друга раньше других. Могло ли в такой ситуации
так называемое <окормление страждущих> Ридигерами в концентрационных лагерях
пройти незамеченным? Очевидно, что такое совершенно исключено. В качестве
иллюстрации приведём небольшой отрывок из брошюры 1999 года того самого Васи
Ермакова, ставшего впоследствии священником, о котором упоминает Алексий и
который ныне служит протоиереем в петербургской церкви:

<В октябре (1945 г. - Ред.) всех, кто был в оккупации, вызвали в Большой
Дом. Советская власть смотрела очень строго, чтобы никто не пролез с
<чуждыми> идеологическими убеждениями>. Что значит <окормление>, было
показано выше; кто такой Александр Киселёв и чем он занимался, НКВД также
знало, как знало о взаимоотношениях с ним Ридигеров. Почему же патриарх
Алексий скромно умалчивает об этом факте? Нам известно, что псковского
священника, ныне архимандрита Санкт-Петербургской митрополии Кирилла,
уличенного в получении дров в немецкой комендатуре, осудили на 10 лет за
сотрудничество с оккупантами.

Но почему ни Ридигер-старший, ни его семья не были наказаны Советами? Тому
может быть единственная причина - виновный должен был пойти на
сотрудничество с НКВД, тем более что Иосиф Виссарионович в 1945-м усердно
занимался церковным строительством и толпы молодых лейтенантов НКВД приняли
тогда постриг. В интервью газете <Известия>, с которого мы начали наше
повествование, Алексий очень много говорит о мистике; можно, конечно, найти
мистическое объяснение такому чудесному вызволению из лап чекистов будущего
патриарха, но, как говорится, есть мистика, а есть и статистика. Так что по
всей видимости семья Ридигеров досталась в наследство НКВД от гестапо.
Ничего удивительного в этом нет, наоборот - такие <сотрудники> были самыми
покладистыми и активными в доставке ценных сведений об <окормляемых>, а их,
врагов советской власти, в бывшей буржуазной Эстонии, надо полагать, был
непочатый край.

Мы не хотели бы выступать в этой статье только со своей морализаторской
позиции, поэтому попробуем обратиться и к тем, о ком говорит сам Ридигер.
Чуть раньше упомянута брошюра протоиерея Василия Ермакова, которая
называется <46 лет на службе у Бога>, того самого, которого когда-то
<чудесно> спасли из концлагеря. В ней есть, конечно, пара дежурных хороших
слов об Алексии, однако если прочитать её внимательно, можно обнаружить
скрытую полемику именно с Ридигером. Чувствуется, что автор, когда писал её,
вспоминал об Алексии, как бы объясняя читателю - почему он всего лишь
настоятель кладбищенской церкви (хр. Св. Серафима Саровского на
Серафимовском кладбище, один из немногих, работавших в годы Блокады. - Прим.
переславшего) на фоне своего продвинувшегося соученика и приятеля.

Вот один из моментов, в котором протоиерей описывает, по каким критериям и
кто ведал назначением церковнослужителей: < Известно, что уполномоченные
Комитета по делам религии беззастенчиво вмешивались в дела церковной жизни,
даже в таинства рукоположения священников и епископов>. Далее он описывает,
как его вербовали: <Эта опасность коснулась и меня. В 1957 году меня вызвали
в КГБ. Было это перед всемирным фестивалем молодёжи в Москве. И вот
работник, не знаю какого чина, в штатском спрашивает, хотел бы я побывать на
московском фестивале.

-Да ведь это дело светское, - отвечаю, - а я - священник.

-Там будут и служители культа, это политика. Разумеется, вас пошлёт Епархия,
всё как положено.

Я молчу.

- А нам вы будете давать информацию: кто из священников встречался с
иностранцами. Всё. Больше ничего от вас не требуется.

- Непосильная для меня задача, - говорю.

- Отчего же непосильная?

- Память у меня плоха.

- А почему вы отказываетесь? О Вашем сотрудничестве с нами никто никогда не
узнает.

Но я твёрдо, хотя и без вызова отказался. После этого меня в течение многих
лет не включали ни в одну делегацию священников, отправляющихся за рубеж>.

Теперь посмотрим, что пишут об этом периоде в официальной биографии
Ридигера:

- 15.07.1957 отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города
Тарту и благочинным Тартусского округа. 17.08.1958 возведен в сан
протоиерея. 30.03.1959 назначен благочинным объединенного
Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3.03.1961 в Троицком
соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14.08.1961 иеромонаху
Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему
временного управления Рижской епархией. 21.08.1961 иеромонах Алексий
возведен в сан архимандрита. 3.09.1961 в Таллинском Александро-Невском
кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа
Таллинского и Эстонского.

14.11.1961 епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних
церковных сношений Московского Патриархата.

В те самые годы, когда вербовали Ермакова и когда он отказался, оставшись
заштатным священником, мы наблюдаем головокружительную карьеру Алексия.
Именно это Ермаков и имеет в виду. И ещё, в другом месте своей брошюры, о.
Василий ни с того ни с сего начинает говорить о РОА: <Мы были среди немцев,
и только молитва и случай помогли нам освободиться из лагеря; но и так
называемые власовцы - бойцы, добровольно входившие в состав РОА, - тоже были
русские среди немцев>. Видимо, эта тема до сих пор очень свежа в памяти о.
Василия и актуальна для него. Вопрос в общем не в том даже, на какой стороне
Ридигеры были во время войны, это дело их совести, только может ли такой
человек быть патриархом той Руси, которая была на стороне другой. И это дело
уже не только его совести, ибо мы должны, обязаны знать, что это за человек,
набивающийся нам в пастыри духовные. Трудно оценить цинизм ситуации, когда
ставший в 1986 году ленинградским митрополитом Алексий, будущий патриарх
<окормлял> блокадников, в которых стреляли пушки, возможно освященные отцом
<окормляющего>, когда люди целовали руку сыну человека, возможно
благословлявшего убийц их отцов. Ирония ли это судьбы или митрополитов
назначали шутники с Лубянки? Однако не в этом основная соль истории
семейства Ридигеров. Когда мы узнали обо всей этой истории и поняли
чудовищную ложь, которая сопровождала Алексея Ридигера, стали понятны и
многие вещи, произошедшие с нашей Родиной именно благодаря потворству и
поддержке этого человека. Может ли с ним возродиться Россия? Наверное, нет.
Как представляется, и Алексий знает об этом. Именно этим внутренним
нежеланием добра нашей Земле можно объяснить один почти мистический факт.
Ридигер всячески уклоняется от получения иконы Казанской Божьей Матери, ныне
находящейся у Папы Римского. Согласно известным пророчествам, возрождение
России наступит после того, как вернётся эта икона. Об этом пророчестве
знает и Папа и пытается исполнить его. Однако под разными, порой самыми
надуманными предлогами, в которых нет и тени веры, Ридигер отказывается от
получения этой иконы. Он наверное так, подсознательно или сознательно, мстит
всем нам за то, что всю жизнь вынужден был скрывать правду, боялся
разоблачения.
========
ДОСТОИН ЛИ АЛЕКСИЙ II САНА?
ДА - А.Богатырев

ПОД МАСКОЙ ПАТРИОТА

Когда я прочел в <патриотической> газете <Дуэль> статью <Работал ли на
гестапо Патриарх Алексий II?>, то подумал, что с такими патриотами никаких
врагов не надо. Мыслимое ли дело, чтобы мусульмане написали такое о своем
муфтии или евреи о своем верховном раввине?

Салман Ружди опубликовал <Сатанинские стихи>, в которых мусульмане увидели
оскорбление ислама, - и до сих пор прячется. А у нас - пожалуйста! Клевещи
сколько угодно! Не в первый раз в средствах массовой информации оскорбляют и
клевещут на Предстоятеля Русской Православной Церкви - и православные
молчат.

Понятно, что Первоиерарху не пристало выступать с опровержениями бредовой
клеветы. Но мы-то - <верные чада> - почему молчим? Вместе с Патриархом
оскорбили Церковь. И никто не возвысил голос, не одернул клеветников, не
призвал к ответу.

В последнее время нападки на Церковь стали регулярными и ведутся по всем
направлениям.

Либералы и христоненавистники устроили вакханалию по поводу введения в
школьную программу факультативного изучения основ православной культуры и
кощунственную выходку в <сахаровском центре>. <Патриоты> решили перещеголять
либералов и ударили по Главе Церкви.

Либо это русские люди с расцерковленным сознанием, которые не понимают, что
такое Церковь. Либо это совсем не русские люди, спрятавшиеся за княжеской
фамилией <Щербатов>, которые наоборот - слишком хорошо понимают, в чем сила
Церкви и поэтому ведут с ней беспощадную войну.

С первых строк статьи становится понятно, что это <заказуха>. Автор обвиняет
Патриарха в <самовосхвалении и кумиротворении>, поскольку его величают
<святейшеством>. Автору неведомо, что это не новация нынешнего Патриарха, а
официальный титул, установившийся с древних времен. Возмущаться этим - все
равно, что требовать от генералиссимуса чтобы его перестали называть по
званию из-за того, что прочим генералам обидно

Сам по себе титул <Святейший> не означает личной святости Патриарха. Не он
свят, а его служение.

Щербатов пишет, что Патриарх <взял на себя практически монопольную миссию
освещать путь духовного постижения нашему народу>. При всей
невразумительности этой фразы совершенно очевидно, что автор пишет от имени
тех, кто потерял эту самую <монополию>. Правда, эта монополия использовалась
не столько на <духовное постижение>, сколько на физическое уничтожение тех,
кто имел дерзость помышлять о духовном. Патриарху нет нужды ни на что
посягать. Он является законным, каноническим Первоиерархом Русской
Православной Церкви. И забота о духовном состоянии народа его прямая
обязанность.

Дальше начинается просто горячечный бред. Оказывается, Патриарх повелел
называть себя <святейшим>, чтобы скрыть страшную тайну - сотрудничество во
время войны с гестапо.

Эта нелепость размазывается почти на целую полосу. Ложь подается вперемешку
с действительными фактами и настоящими фамилиями, но она от этого не
становится правдоподобной. Сочинитель пишет: <Существует еще один слух...
который вполне может иметь подтверждение>. И потом этот слух больная
фантазия доводит до фантасмагории. Щербатов выводит, как он выразился,
<цепочку связей> от Гиммлера с Мюллером до двенадцатилетнего Алеши Ридигера.
Непонятно почему Щербатов остановился на Гиммлере. Следуя его логике, можно
было спокойно продолжать до Гитлера. Вина нынешнего Патриарха заключается в
том, что он в оккупированном Таллинне со своим отцом - протоиереем
Михаилом - имел мужество навещать в лагере угнанных немцами русских людей.

Способность выстраивать подобные цепочки напомнила мне об одном случае,
рассказанном моим приятелем-психиатром, профессором института имени
Бехтерева. У него был один пациент, который считал себя американским
шпионом. Сведения в ЦРУ он передавал в душе - бубукал что-то в струи воды, а
дальше вода по канализации попадала в Неву, потом в Финский залив,
Балтийское море, Атлантический океан, а на американской стороне специалисты
считывали посланные им донесения. Он знал, что вода обладает способностью
нести информацию. Поэтому в его цепочке была своя логика. Подобные цепочки
любили выстраивать человеколюбивые коммунисты, когда <профильтровывали>
освобожденных из плена наших сограждан. Счастливое возвращение на Родину для
многих пленных означало новый срок в советских лагерях. А для некоторых,
если у следователей была фантазия, подобная щербатовской, <плетение цепочек>
заканчивалось высшей мерой.

По правде говоря, я впервые сталкиваюсь со случаем, когда автор признается в
том, что строит свои обвинения на слухах. Приличные люди слухи не передают.
А приличные газеты - не печатают. Если бы автор действительно преследовал
цель выяснить истину, то он бы мог это сделать без труда. Один из
упоминаемых героев этого опуса жив и здоров. Это протоиерей Василий Ермаков.
Приписывать ему мелкие злобные чувства, которые он, якобы, испытывал к
своему благодетелю - нынешнему Патриарху, по меньшей мере, неосторожно. Ведь
так легко проверить, поговорив с ним лично. Я это сделал за автора. И вот
что услышал...

<Больно читать такую гадость. Все ложь. Причем, подлая. Тут и говорить не о
чем. Но говорить нужно, так как люди у нас наивные. Думают - если в газете
написано, значит, правда. Или - в основном правда.

А тут одна ложь. Ну, какое сотрудничество с гестапо? Лагерь, в котором я
сидел, охраняла армейская часть. Никакого гестапо и близко не было. Чтобы
попасть священникам к нам в лагерь, нужно было только получить разрешение
коменданта. И он его давал. У нас умирало по 20-25 человек в день. Кормежка
была никакая. Отец Михаил проявил любовь к нам, обреченным на голодную
смерть. Он обратился к своим прихожанам, чтобы они помогли русским братьям.
А у них были только карточки при немцах. Сами недоедали, но все равно с нами
делились. Отец Михаил привозил мешочек крупы, сухари. Мы варили кашу на
всех. А ведь он мог этого не делать. Ну кто мы были для него? Незнакомые
люди. А ведь это было хлопотно и опасно. Он служил литургию в углу барака
под дырявой крышей для тех, кто хотел. Алеша прислуживал отцу. Какая там
вербовка? Кого вербовать? Никаких генералов или офицеров у нас не было. Одни
доходяги никому - ни немцам, ни советам - не нужные. Да священников вообще
бесполезно было вербовать. Советские начальники их ненавидели: церкви
взрывали, а те, что не успели до войны взорвать, были закрыты. Кого не
расстреляли, тот сидел в тюрьме. Да они к попу и за версту бы не подошли. А
если бы кто-нибудь и раскаялся, то уж священник точно не побежал бы в
гестапо жаловаться. Зато сами коммунисты друг друга предавали за милую душу.
У них немцы даже партбилеты не отбирали. Ставили в них свастику - и гуляй,
стучи по привычке. Если такие ребята к смершевцам попадали, их сразу вешали.

И про отца Александра Киселёва - напраслина. Не был он никаким духовником у
Власова. Один раз с ним поговорил, на том их знакомство и закончилось.
Власов был к вопросам веры равнодушен. И никакого духовного управления у
него не было. Все это клевета. А если солдаты просили послужить, так - это
обязанность священника быть с теми, кому он нужен.

И покрестить, и отпеть покойника обязан. И в какой партии покойник состоял -
не спрашиваем.

Душа Богу принадлежит, а не человеческим устроениям. У Власова лозунг был -
против Сталина и против Гитлера, но за Россию. Поэтому Гитлер и не доверял
ему. И оружия у них не было. Единственная крупная битва власовцев - это
освобождение от немцев Праги. Но тогда мы этого ничего не знали.

Зато мы видели на орловщине, как отступала Красная армия, а потом народ
мучили за то, что они под немцем оказались. Вот такие, как этот Щербатов, с
такой же логикой выдумывали для безвинных людей преступления. Если сейчас
выстраивать такие <цепочки>, так нужно всех советских людей объявить
виновными в преступлениях Троцкого, Ягоды, Берии и всех прочих.

Надо же написать такую чушь, что Патриарх со своим отцом немецкие пушки
освящал, которые по Питеру стреляли. Да нас и близко к пушкам не подпускали.
И для чего сатанистам пушки святой водой кропить? Вот уж бред, так бред. Мог
бы чего-нибудь и посмешнее придумать. Верхушка гитлеровская была
сатанистская, а простые солдаты или полевые офицеры были такими же
безбожниками, как наши. А те, кто в протестантских или католических семьях
воспитывались, все же с уважением к Церкви относились. Душа страх имеет, как
ее ни убивай приказным атеизмом. В Орле немцы возвращали святыни, которые
коммунисты поместили из разоренных церквей в музеи, - это правда. Я сам
видел. И иконы возвращали хозяевам, и мощи Тихона Задонского из музея в
Богоявленский собор отдали...

Откуда он взял, что немцы не разрешали священникам служить? Из каких
архивов? Может и был какой приказ, только церкви везде при немцах
открывались... А про логику, да еще во время войны говорить - пустое дело.
Приказов много было, а исполняли их люди. Да мало ли что приказывали. Гитлер
приказал Москву взять... И что, взял? А тетя моя пешком прошла от Харькова
до Болхова. А везде немецкие посты. Везде документы требуют и разрешения. А
как прошла? Для меня ответ ясен - Бог помог. Но скажи безбожнику о Боге -
для него это не аргумент.

Пусть этот Щербатов лучше расскажет, кто ему в немецких архивах этот приказ
нашел, да кто про меня рассказал, да кто заказал эту гнусную статью. Пусть
расскажет, зачем он факты подтасовывает и зачем народ дурачит. Мало нас
расстреливали и мучили? Так теперь надо еще и грязью облить.

Да и о чем толковать!? Если человек ненавидит Церковь, он такое напишет...
Один клеветник напишет, а потом тысячи свидетелей не смогут опровергнуть.
Только пусть он знает, что ему эти тридцать серебрянников, которые он за
клевету получил, впрок не пойдут.

Я могу сказать одно, что в такое трудное время нам с Патриархом повезло. Я
знаю его замечательные личные качества, а что касается его служения... поди
удержи корабль, когда волны бьют со всех сторон.

Общество расколото. Что ни сделай - кто-нибудь останется недовольным. А он
ведет корабль мудро, осторожно. Ведь все пассажиры на российском корабле -
его дети. Даже если они и не признают родства. И никого за борт не
выбросишь. Большинство наших людей не имеют представления о том, что такое
Церковь и кто такой Ее глава. Церковный корабль ведет сам Господь. А
Патриарх его первый помощник. Все делается промыслом Божиим. А наши
сограждане относятся к Патриарху, как к политику. Они устроили бунт на
корабле и ждут, что капитан будет действовать по их схеме. Нет, не будет. Он
в ответе перед самим Богом и православным народом, а не перед провокаторами
и интриганами.

Народу нужно воцерковляться и каяться. Может быть, тихая гавань впереди, а
может быть, страшный шторм, в котором уцелеет лишь малое стадо. Дерзким
клеветникам нужно помнить, что Суд Божий будет страшен. И тем, кто хулит
Церковь, не удастся свалить вину на березовских, гусинских или кого другого,
кто заказывает мерзкие статьи. Написал - ответишь. Прости нас, Господи,
умудри и даруй нам зрети наши прегрешения!>