От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Igor Ignatov
Дата 01.04.2003 15:33:30 Найти в дереве
Рубрики Глобализация; Война и мир; Версия для печати

Ре: Определение - из книг Кара-Мурзы


>Оx, опасное ето дело, давать такие определения.

То, что социалистическая идеология российских низов периода революции, гражданской войны и периода индустриализации была не столько политической идеологией, а скорее религией, хорошо разобрано в работах СГКМ. Он же ввел это понятие ЕРЕСЬ ПРАВОСЛАВИЯ.
Это - не перевод стрелок. Я в отношении указанной проблемы обеими руками "за", т.е. я сторонник этой трактовки. А вам рекомендую почитать, а потом уже спорить. Не в постингах же дублировать многостраничную аргументацию.
***************
А вот теперь про переход к 80-90-м. Распространение вопроса об ЕРЕСИ на этот период - чисто мое.
Аргументация.
В "Манипуляции сознанием" довольно подробно разобраны вопросы создания черных мифов о Советской власти, о советской экономике и т.д., которые способствовали созданию атмосферы всеобщей ненависти в отношении власть предержащих. Говорить о том, что ненавидели власть и КПСС единицы, - в корне неверно. Я находился в гуще событий. За два-три года атмосфера неприятия советского образа жизни распространилась как эпидемия на все общество. Я разговаривал с крестьянами далеких от Москвы деревень, которые в это время ругались и плевались в адрес коммунистов, как виновников всего, что было плохим. При этом никто не считал, что борьба с коммунистами служит уничтожению социальных завоеваний. Народ вполне искренно, хотя и совершенно безграмотно, уверовал в то, что ликвидация руководящей и направляющей роли КПСС - во благо. Что будут устранены перекосы и несправедливости, очевидные для всех, да еще и гипертрофированные пропагандой тех самых "единиц". В целом народ, выходивший многотысячными толпами на митинги, поднимавшийся на забастовки, замиравший у радиоприемников с трансляцией Съезда народных депутатов, - был охвачен АНАЛОГИЧНЫМ революции 1917 года порывом. И это был порыв к справедливости. Главным орудием разрушителей СССР служили указания на коррупцию, на "несправедливое" присвоение номенклатурой каких-то благ типа продовольственных пайков, особых лечебниц и пр. На отделение номенклатуры от народа. И указания на некомпетентное руководство партийной властью народным хозяйством.
Именно, что разрушители СССР ЭКСПЛУАТИРОВАЛИ практически религиозную потребность советского народа в справедливости. В конечном итоге, уже показывая на ДОВЕДЕННЫЙ до агонии хозяйственный механизм, у народа же и получили молчаливое и гласное согласие на введение института частной собственности. Опять-таки, якобы ВО БЛАГО НАРОДА.
Это очень важный феномен не столько ради обсуждения прошлого, сколько ради обсуждения будущего.
*****************
Я-то ставлю вопрос как. Если в народе не погибла та самая струна требования справедливости, отвращения к аморальному поведению верхов, то именно на это религиозное, иррациональное чувство попранной справедливости и следует уповать в агитации против существующего режима. Именно демонстрировать народу, что нынешние хозяева жизни не просто ловкие мошенники, а изгои народа, противопоставившие себя народу. Что они неэффективны ни в экономическом, ни в интеллектуальном плане. Что они попирают святые для людей понятия, чувства.
Над этим надо очень серьезно думать. И.Л.П. правильно отмечает, что современная молодежь просто обучена в школе так, что период советской власти воспринимается ей как период мракобесия. НО... православное или социалистическое еретическое мировосприятие - это более глубинная струна. Реальна не агитация за социализм и СССР, а агитация за обновленную Россию, в которой будут преодолены несправедливости России нынешней. И - поток черной мифологии против власть предержащих, коррумпированного чиновничества.
Но нужен СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ. Образ того жизнеустройства, при котором демонстрируется и НРАВСТВЕННОСТЬ нового типа жизнеустройства, и ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
Добавлю в качестве исторического примера, что фабзавкомы конца 1916 года - 1917 года продемонстрировали оба этих качества, выступив одновременно и прообразом высокоморального, честного, справедливого, народного способа управления, но они же продемонстрировали и эффективность, решая на ходу больные вопросы продовольственного снабжения, медицинского обслуживания, а в 1917 году - поддержания производства в условиях распада хозяйственного механизма России и поддержания правопорядка. Они же доказали народу свою способность ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ - сформировав рабочую Красную гвардию и отразив наступление Корнилова на Петроград.