>>Денежная система государства обеспечивается, прежде всего, его национальным богатством,
>
>Это что-то новенькое в экономической науке. Денежная система государства обеспечивается в первую очередь товарооборотом.
>
Не читайте с утра демократических газет, батенька! Вы путаете причину со следствием. Это денежная система обеспечивает нормальный товарооборот. И денег должно быть столько, сколько необходимо для функционирования экономики, т.е. и товарообмена, и производства, и функций накопления и т.п. Количество необходимых денег определяется многими параметрами, связанными, например, со скоростью оборота денег. А устойчивость самой денежной системы (при отказе от золотого стандарта) обеспечивается национальным богатством эмитента и некоторыми ликвидными резервами, которые на них можно купить. Причем резерв носит страховой характер и ему незачем быть равным объему денежной массы. В Германии отношение денежной массы к ВВП 70%, в Польше около 60%, в США 170%. В России при Гайдаре денежную массу искусственно ужали до 7%, страна перешла к бартеру и прочим формам натурального товарообмена, а также местным и корпоративным квазиденьгам (талонам, безналичным отовариванием в закрытых торговых точках и т.п.). Гайдар рассчитывал, ограничивая денежную массу остановить инфляцию, а остановил производство. Экономическая модель то оказалась слишком примитивной.
>Национальное богатство может быть огромным, но если хозяйство натуральное, то и денег ему очень мало надо. И никак богатство на количество необходимых денег влиять не будет.
>
Вы, видимо, вместе с Гайдаром и его экономическими начетниками типа приснопамятного Ниткина, считаете, что в СССР было натуральное
хозяйство, а денежное обращение это только наличные рубли. И что деньги нужны только на стадии рыночного товарообмена. Действуя по такой схеме, Тимурыч лишил предприятия оборотных средств, и остановил всю экономику. Особенно пострадали высокотехнологичные предприятия аэрокосмической промышленности, кораблестроения, энергомашиностроения и радиопромышленности, имеющие длительные циклы производства, у которых объемы незавершенного
производства могут превышать годовой выпуск.
В СССР действовала достаточно сложная оригинальная и весьма устойчивая (до определенного момента) система денежного обращения. Я бы даже сказал, что существовало несколько гибко связанных между собой денежных систем, которые обеспечивали функционирование различных сегментов экономики.
Наличный рубль обеспечивал потребительский рынок товаров и услуг и негосударственный сектор экономики. Прежде всего, колхозы и кооперативы. Объем денежной эмиссии жестко регулировался (примерно до 1998 года) и лимиты фонда заработной платы рассчитывались ежегодно Госкомтрудом по итогам года, исходя из объема произведенных товаров и услуг и далее по сложной схеме, спускались вниз вплоть до последнего цехового звена или чиновничьей конторы. При этом фонд заработной платы предприятия был довольно слабо (через сложную систему нормативов, заявок и обоснований) связан с системой безналичных финансов предприятия и объемом производства. Многие экономисты, особенно идеологи ускоренной коммунизации страны, даже делали выводы, что безналичные деньги это вовсе и не деньги, а средство учета и планирования. Но это была развитая система денежного обращения, достаточно эффективно выполнявшая свои задачи по обеспечению функционирования экономики. А ведь были еще и другие денежные или квазиденежные системы. Особенно сложной была система внешнеэкономических расчетов. Одних валют насчитывалось больше десятка. Первой категории, пятой категории, клиринговые валюты и т.д. Была система переводного рубля, внутри которой тоже были значительные отличия ПР ГДР, ПР Польши или Венгрии. Конвертируемость этих денежных систем между собой была, но достаточно опосредованная. С другой стороны денежная система в СССР обеспечила длительное устойчивое развитие экономики и политические задачи. В то же время разрушение СССР как экономической системы началось при Горбачеве в 1997-1998 годах, когда впервые в рамках "Эксперимента" в нескольких отраслях была введена частичная конвертация безналичного рубля в наличный. Объем заработной платы (наличных) "в порядке эксперимента" был увязан с объемом выпуска продукции, измеренных в других денежных единицах (безналичных рублях). Но большая часть предприятий выпускала продукцию военного или промышленного назначения (группы А), которая за наличные не продавалась. Ситуацию окончательно обвалило массовое обналичивание рублей через кооперативы... Полки магазинов опустели, а рост производства ТНП резко отстал. Народное недовольство было обеспечено. И добровольный отказ населения от десятилетиями создававшихся экономических гарантий и прав и перераспределение общенародной собственности в пользу кучки олигархов прошло почти бескровно… Так что "конвертируемость" чаще нужна меньшинству и не всегда благо для большинства. И обнищание страны за последние 12 лет и поток наркотиков это наша плата за конвертируемость рубля в доллар. За право кучки олигархов скупать собственность на Канарах и переводить миллиарды долларов в иностранные банки народ получил "право" на турецкий сервис и китайский ширпотреб. Но у подавляющей части населения нет возможностей воспользоваться даже этими правами.
А по поводу Волг, напомню, что первоначально предполагалось провести приватизацию за рубли, хранящиеся на специальных счетах в Сберкассах и этим снять давление избыточной денежной массы на потребительский рынок. Но такой вариант не позволял быстро прихватизировать общенародную собственность, и Указом Ельцина был запущен вариант ХАЛЯВЫ, да еще и в виде неименного чека на предъявителя. (В законе же были именные счета).
Так что советский рубль был весьма обеспеченной и устойчивой, хотя и своеобразной, денежной системой, пока его не взялись ПЕРЕСТРАИВАТЬ горе экономисты и просто Засланцы.