От Pout Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 25.02.2003 11:24:19 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Un monstre anthropologique. Бурдье о сути неолиберализма(*)

Он говорит во многом _то же самое_, что мы ,порой достловно(о войне всех
против всех), но на своем месте и своем
уровне. Он - профи, социолог, руководитель направления
и автор попытки современной соуциологической системы , в которой есть
находки и достижения. Англичане в частности "нарезали" свой средий
класс
благодаря его методикам, выявив новые черты, и т.д.и т.п. Это работа
профи.
Дело. Как и у других . Может,лучше чем у других, потому что
это -союзник,один из очень немногих.
Мне не хочется тратить время на навязываемый обмен
"любезностями". Лаять и бросаться калом во все непонятное, " вумное",
сложное - проще всего, _меня вы этим не возьмете_. Если вы не смените
тон и не перепозиционируетесь, не примите верную позу, приличествующую
серьезному разговору - разговор закончен с оргвыводом и отсылом на.
Если критика - то без поноса , даже если вы ненавистник
"жидобольшевиков". .Думаете, я не помню ваших поганых поливов на ровном
месте, где зашел разговор про физ.экономику Кузнецова, "полуеверея
Ленина" и коммунистов в "Завтра". Помню и живую ссылку предоставлю,
если потребуется.. Это тут вы мимикрируете, глядя на обстановку ,под
какого-то "честного антимарксиста",что ли,избегая муссировать
"четвертьеврейство Андропова" и полуеврейство "антисистемщика Ленина"
Ну это дело тактики. Видали таких, полковник Кудасов с той же Завтры тут
четко такую "анти-жидобольшевицкую гумилевщину"выложил по полной
программе. Тоже вспомним , если надо будет, для де-мимикризации, в
другой раз. Мне дело важней, вменяемый разговор по теме ветки.


До "публицистики прямого действия"90х годов приходится добираться,
потому что
переводят пока еще старые ,20летней давности книжки. Статья в Монд
вошла в сборник"Встречный огонь"("встречный пал - огноь,который зажигают
навстречу лесному пожару"),вышли еще пара сборников -"Встречный огонь-2"
и"Вмешательства". Но
продажная братия с разных сторон засуетилась еще не по этому
поводу,потому что публицистка эта у нас неизвестна. Адепты "нового
порядка"
подсуетившись, шьют "социальной праксикологии" Бурдье все сразу, чтоб с
лихвой хватило Кто"редукционизм" и"экономизм", распознав в
профессоре"марксиста". Ты не социолог, говорят, не нашей стаи. Кто с
другой стороны величает его "жрецом", "телезвездой", пиар-агентом.

Две россиянские рецензии и ссылка на две аутентичные статьи в
LeMonde, с легкостью опровергающие домыслы россиянских культурелей.
Классово чуждый им "профессор" разоблачает суть неолиберализма и хомо
экономикуса и выступает за консолидацию всех "сил старого
порядка",остатков
"коллективных структур" перед лицом неолибералистского нашествия.
Индивидуализм в нынешних условиях неизбежно является идейно
социал-дарвинизмом(проявления этой тенденции также рассматривает
Бурдье). Видно,
сходные с нашими процессы тут по большому счету. Профессор "солидарист"
и"консерватор"в тонком (нашем) смысле слова - против"революции нового
порядка" , их Проекта (именно о Проекте , а не о ползучем
процессе,бурдье говорит в статье в Монд).Профессор конечно
француз-интеллектюэль, умный. В отличие от
наемных писак и сонма продажных"настоящих социологов"(это цех не
трепачей, а современных"менгеле", мастеров своего важного участка для
всеобщего дела, выковывающие"сильные дискурсы").Стал быть, есть надежда
, что в чем-то сходными могут быть у нас и
рецепты и инструменты борьбы,хотя бы на символическом поле.


Повторяю - с голыми руками на танки не ходят.
Человек думает и пишет часто то же, что и мы, только профессионально. И
потому - инструментально. И потому его ненавидят , выхихикивают,
обмазывают "гомоэки", обслуга новолибералов всех сортов, леваки французы
и леваки американцы. Полемика там забористая и тоже актуальная, в смысле
позиционирования "коалиции сил коллективистов разных стран против Нового
порядка".

Сначала две рецензии на недавнии переводы .

1===========
http://www.guelman.ru/slava/nrk/nrk9/nrk9.html


РЕЦЕНЗИЯ
Пьер Бурдье

Практический смысл

Пер. с франц. А. Т. Бикбова, К. Д. Вознесенской, С. Н. Зенкина, Н. А.
Шматко. Под общ. ред. и с послесл. Н. А. Шматко.
СПб.; М.: Алетейя; Институт экспериментальной социологии, 2001. 562 с.
Тираж 1800 экз. (Серия "Gallicinium")
...
Социолог - с неизбежностью жрец, законодатель и критик. Хотя в той
степени, в какой он все же ученый, он постоянно порывает с самим собой,
объективируя собственное мышление. "Работа над собой" понимается в
данном случае как своебразный психоанализ, "проговаривание" собственного
социального бессознательного в письме, где ты и аналитик, и
анализируемая языковая/символическая машина. Бурдьё хочет любой ценой
контролировать как "идеологический", так и научный смысл своей работы,
быть и Сартром, и Леви-Стросом. Здесь зарыт ключ его одновременно
"идеологического" и научно-рационалистического письма
...
2========
<Отечественные записки> ? 8, 2002. С. 426-427
{ http://www.strana-oz.ru}
РЕЦЕНЗИИ
Кирилл Кобрин

Пьер Бурдье. О телевидении и журналистике / Пер. c франц. Т. В.
Анисимовой
и Ю. В. Марковой. Отв. ред. и предисл.
Н. А. Шматко. М.: Фонд научных исследований <Прагматика культуры>,
Институт экспериментальной социологии, 2002. 160 с.
...
Тактика Бурдье известна. Это - приложение марксистских подходов (прежде
всего, политэкономических) к таким сферам, которых сам Маркс избегал
(или не замечал). Либо - к сферам, которые в середине XIX века не
существовали (или только родились и не проявили себя в должной мере)...
За гладкой матовой поверхностью современного искусства, за волнующей
игрой современных медиа (гораздо более талантливых, нежели современное
искусство)скрывается угрюмо работающий отлаженный социоэкономический
механизм.

Почему журналисты хватаются за пустые и насквозь бессмысленные сенсации,
а то и изобретают их, проходя мимо настоящих <серьезных> проблем? Почему
ток-шоу устраиваются не для того, чтобы на самом деле столкнуть мнения
приглашенных сторон и дать зрителю самому выбрать правую сторону, а -
совсем наоборот - чтобы цинично сляпать очередной телегеничный
спектакль? Почему современные Олимпийские игры - не честное состязание
спортсменов в силе и ловкости, а беспощадный и довольно тупой бизнес?
Бурдье постоянно задается этими вопросами, точнее - их задает, ибо
главный текст этой книги <О телевидении> - не что иное, как его
выступление на телевидении.

Анализируя феномен СМИ, Бурдье совершенно справедливо заключает его в
скобки, отделяя от других сфер жизни общества, образуя тем самым понятие
<поле журналистики>. Скобки эти социально-экономические и культурные

Телевизионщики пригласили социолога, чтобы он с экрана открыл зрителям
глаза на телевидение. Социолог качественно исполнил свой номер. Затем
телевизионщики обиделись на социолога, вскрывшего их порочную сущность.
После чего социолог удивился, что телевизионщики обижаются на правду.
Все остались при своих

ты не социолог. Или социолог <с тенденцией>. Как Маркс
...
3========

(отрывки перевода с англ.)
http://www.homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/varia/essneoUK.html

Bourdieu
Сущность neoliberalism-
УТОПИЯ БЕСКОНЕЧНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

MONDE DIPLOMATIQUE, декабрь 1998,
ЖVersion franзaiseЕ

Что такое neoliberalism? Программа для разрушения collective structures,
которые могут препятствовать чистой рыночной логике.
...
Как доминирующий дискурс выражает, это - экономический мир - чистый и
совершенный порядок, неумолимо разворачивающий логику своих
предсказуемых последствий, и незамедлительно подавлящий все нарушения
санкциями...

...
Сказано,что эта "теория"(в основе своей не связанная с историей и
социумом) имеет сегодня больше чем когда-либо средств проявления своей
истинности и опытным путем поддается проверке. В действительности,
neoliberal дискурс- не только еще один дискурс среди многих. Скорее,
это -
" сильный дискурс " - путь, которым проводится психиатрическая беседа в
клиниках, см. в анализе Ервинга Гоффмана . Он настолько силен и с ним
настолько трудно сражаться только потому ,что он имеет на своей стороне
все силы мира общественных отношений и связей, мира, который сам по
себе привносит в него свой вклад . Эффект достигается в особенности
путем ориентации экономических выборов - теми, кто доминируют над
экономическими отношениями. Таким путем добавляется его собственная
символическая сила к этим отношениям сил. Огромный политический проект
реализуется от имени этой "научной программы", преобразованной в план
политического действия, хотя его "проектный" статус как таковой
отклоняется, потому что итог выглядит совершенно отрицательно. Эти
проектные цели задают условия, при которых "теория" может быть
реализована и сможет функционировать: программу методического
разрушения collectives.

....

Таким образом, Darwinian мир проявляется - это - борьба всех против
всех на всех уровнях иерархии, которая находит поддержку каждого
цепляющегося за свою работу и организацию в условиях ненадежности,
страдания, и напряжения. Без сомнения, практическое утверждение этого
мира борьбы не преуспело бы так полностью без соучастия всех
сомнительных мер, которые производят ненадежность, и существования
запасной армии служащих сделало людей послушным этим социальными
процессами, которые делают их положение сомнительным, также как
постоянная угроза безработицы. Эта запасная армия существует на всех
уровнях иерархии, даже на более высоких уровнях, особенно среди
менеджеров. Окончательная основа этого полного экономического (порядка),
воздвигаемого под лейблом свободы - в действительности структурное
насилие безработицы, ненадежности срока пребывания на работе и угроза
сокращения производства, которое это подразумевает. Микроэкономическая
модель условий "гармоничного" функционирования индивидуалиста -
существование запасной армии безработных как массовое явление,

Это структурное насилие также вносит то, что называется трудовым
контрактом (мудро рационализированным и представленным в нереальной "
теории контрактов "). Организационный дискурс никогда не говорил так
много о доверии, сотрудничестве, лояльности, и организационной культуре
как в эпоху, когда "приверженность организации" может быть получена в
каждый момент, устраняя все временные гарантии занятости ( три четверти
из наемов - для установленной продолжительности, доля временных служащих
продолжает повышаться, занятость "по желанию" и право уволить
индивидуума имеет тенденцию быть высвобожденной от любого ограничения).

Можно ли ожидать, что экстраординарная масса страдания, произведенного
видом этого политико-экономического режима однажды будет служить
отправной точкой движения, способного к остановке гонки к пропасти? В
действительности, мы сталкиваемся здесь с экстраординарным парадоксом.
Препятствия, с которыми сталкиваются на пути к реализации нового порядка
одинокого, но свободного индивидуума, удерживаются сегодня, но
приписываются "негибкости" и отсталости. Всякое прямое и сознательное
вмешательство любого вида, по крайней мере когда оно происходит от
государства, дискредитировано заранее и таким образом осуждено, чтобы
вычеркнуть его ради выгоды чистого и анонимного механизма "рынка",
(природа) которого, как участка, где осуществляется "игра частных
интересов" - давно забыта. Но в действительности то, что препятствует
распаду социального (порядка) в хаос, несмотря на растущий объем
подвергнутого опасности населения,-это непрерывность существования или
выживание тех самых учреждений и представителей старого (порядка),
который находится в процессе демонтажа, и деятельность всех категорий
social workers(работников патронажа),а также всех форм социальной
солидарности, семейной или прочей.

Переход к "либерализму" имеет место в незаметной манере, подобно
континентальному дрейфу, таким образом скрывая его эффекты от
представления. Его наиболее ужасные последствия - длинного срока. Сами
же эти эффекты скрыты, как это ни парадоксально, сопротивлением, которое
этому переходу в настоящее время оказывают те, кто защищают старый
(порядок), продолжающие влечь ресурсы, которые это содержало, на старом
solidarities, на запасах социального капитала, которые защищают основную
часть существующего социального (порядка) от падения в аномию. Этот
социальный капитал обречен, чтобы увядать далеко - хотя не в коротком
сроке - если не будет возобновлен и воспроизведен.

Но эти те же самые силы "сохранения", с которым слишком легко было
бы обращаться как с "консерваторами", являются также, с другой точки
зрения, силами сопротивления учреждению нового (порядка) и могут стать
для него подрывными силами. Если есть все еще причина для некоторой
надежды, то, что обе силы все еще существуют, в государственных
учреждениях и в ориентациях социальных акторов (в особенности людей и
групп, наиболее привязанных к тем учреждениям, что связаны с
традициями гражданского и коммунального обслуживания). Под видимостью
всего лишь защиты (порядка), который исчезает, и защиты соответствующие
ему своих"привилегий" (в чем они будут немедленно обвинены ),эти силы
способны будут сопротивляться вызову , только работая, чтобы изобретать
и строить новый социальный (порядок). Тот, который не будет иметь своим
единственным законом преследование самовлюбленных интересов) и
индивидуальной страсти к прибыли, что создаст место для collectives,
ориентируемых на рациональное преследование целей, достигаемых и
"ратифицируемых" только сообща

4============

Хомо экономикус как "антропологическое чудовище"
рецензия на книгу Бурдье(франц)

http://homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/structur/lemonde.html
(еще одна рецензия на эту книгу- в"Либерасьон")
http://homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/structur/libe.html

Daniel Cohen
Un monstre anthropologique
Антропологическое чудовище

LeMonde, 26 мая 2000.



=============
(дополнение)

Если у кого есть возможность помочь с переводами с французского -
просьба дать знать. Перевожу англоязычные тексты , но их там маловато,
а французских имею только исходники машинного перевода. Их можно довести
до ума. Речь идет о современной "политэкономии жизненных стилей" и
разборе современных идей хомо -экономикусов в конкретных предметных
областях . Именно , о роли"культурного капитала" в сфере рынка
недвижимости , об этом прежде всего шла речь в "Антропологическом
монстре". Раньше надо посмотреть, о чем предметно идет речь, а не
цепляться к словам и вестись на их звучание