От Георгий Ответить на сообщение
К Дмитрий Кобзев Ответить по почте
Дата 23.02.2003 19:38:15 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Закаев и Редгрейв (*+)

http://www.specnaz.ru/kultura/161/

Ольга Егорова
КРАСНАЯ СИРЕНА



Каждый человек, утверждают мистики, несет в своей бессмертной душе опыт
прошлых воплощений, и только единицы имеют о них четкое представление. Не
знаем, как другие, но известная британская актриса Ванесса Редгрейв
наверняка в своей прошлой жизни родилась в Российской империи. Носила после
17-го года кожанку, красную косынку и была правоверной сторонницей <демона
революции> Льва Троцкого. А иначе как-то трудно объяснить ее
любовь-ненависть к нашей стране, которая так непохожа на Советскую Россию
первой половины 20-х - страну <победившего пролетариата>.

<Принц Датский>

У каждого человека есть мама - единственная и неповторимая женщина. Однако
некоторые мужчины в процессе жизни ищут себе спутниц, которые и дальше бы
выполняли по отношению к ним материнские функции, опекали и создавали
душевный комфорт. Эмиссару чеченских сепаратистов Ахмеду Закаеву повезло: в
его полной тягот и лишений жизни появилась заботливая английская <мамка>,
готовая ради него на любые расходы и политические подвиги.

Быть правозащитником в Европе модно. В конце 2002 года западную
общественность облетела новость: подумать только, актриса Ванесса Редгрейв
готова пожертвовать все свои честно заработанные фунты и доллары на защиту
датского узника Ахмеда Закаева.

За страдальца заступилась не только она, но и датский режиссер Ларс фон
Триер, художественный руководитель Шекспировского театра <Глобус> Марк
Риланс, американская писательница Сюзан Зонтаг и некоторые другие персонажи.

В датское посольство в Лондоне было передано письмо в защиту Ахмеда Закаева.
Его подписали Редгрейв, фон Триер, а также российские единомышленники -
вдова академика Сахарова Елена Боннер, лидер СПС Борис Немцов (в последний
момент он отозвал свою подпись), профессиональные правозащитники Сергей
Ковалев и Владимир Буковский, предприниматель Борис Березовский и бывший
спикер Государственной Думы Иван Рыбкин.

Рейдгрейв и ее нынешний подопечный познакомились в Лондоне, где
представитель Аслана Масхадова, прежде чем отправиться по приглашению ПАСЕ в
Страсбург, на несколько дней остановился в британской столице. Актриса взяла
тогда на себя роль гида. Во время экскурсии Закаев поинтересовался, не может
ли уважаемая Ванесса организовать его встречу с Карлой дель Понте. Та
обещала помочь. Благодаря ее содействию свидание чеченского террориста с
прокурором Международного трибунала по делам бывшей Югославии имело место.

Встреча, несмотря на сугубо консультативный характер, имела один очень
важный политический аспект: в будущем госпожа дель Понте может помочь Аслану
Масхадову инициировать судебный процесс против президента Путина <в связи с
военными преступлениями федеральных сил в Чечне>.

<Если Владимир Путин не накажет своих генералов, международный трибунал
должен наказать его самого, как это происходит сейчас с Милошевичем>, -
заявил Закаев.

Детали встречи с генпрокурором международного трибунала он не раскрыл. Зато
в интервью радиостанции <Эхо Москвы> сказал, что дель Понте разговаривала с
ним более часа в перерыве между судебными заседаниями. <Она просила не
терять надежду на то, что виновники трагедии чеченского народа понесут
заслуженное наказание>.

В свою очередь, госпожа дель Понте рассказала российским журналистам о
визите Закаева: <Ко мне действительно приходила актриса Ванесса Редгрейв,
которая принимает горячее участие в делах Чечни. Она приводила с собой
каких-то людей, но я не выясняла, кто они такие. Мы говорили с госпожой
Редгрейв о будущем постоянном международном суде, что и было целью ее
визита. Я не встречаюсь с людьми, которых считают террористами. Хотя по роду
своей деятельности мне приходится ежедневно принимать самых разных
посетителей>.

Получается, что Редгрейв может привести к дель Понте кого угодно, главное -
это ее имя, ее слово. Не удивительно, что после состоявшейся беседы
общественно-политическая деятельность Закаева на Западе резко возросла. По
времени она совпала с презентацией фильма <Покушение на Россию>, устроенной
в Лондоне Борисом Березовским. Именно к этому человеку, который очень хотел,
чтобы его считали <серым кардиналом Кремля>, и обратилась Ванесса Редгрейв с
просьбой об адвокатских услугах в связи с делом Закаева.

<Мы решили, что данный случай относится к сфере гражданских свобод, -
отозвался Алекс Гольфарб, руководитель Фонда гражданских свобод, основанного
Березовским, - и Ахмед Закаев безусловно имеет право на защиту. Если его
выдадут, он не может рассчитывать на справедливый суд - имеется достаточно
свидетельств, что в политических вопросах российский суд не является
независимым от власти. Политическая составляющая в этом деле очевидна, -
Закаев вел переговоры о мире, а российское руководство он них отказалось,
что привело к усилению экстремистов в Чечне и теракту в Москве.
Преследование Закаева - попытка уйти от политической ответственности за
упущенную возможность урегулирования>.

Напомним, что Закаев был арестован датскими властями по международному
ордеру Интерпола. Однако датский суд - в отличие от британского, который
спустя месяц посчитал собранные российской стороной доказательства
серьезными, и весомыми, чтобы начать процесс экстрадиции, - отпустил
террориста на все четыре стороны.

Кстати, юридическую защиту в Дании оплатила из своих личных средств
неутомимая Ванесса Редгрейв. Она потратила почти два дня на то, чтобы
убедить некоторых своих коллег из мира искусства, чтобы те помогли ей
собрать средства на новый залог. <Это послужит дополнительным свидетельством
того, что есть много известных в своей профессии людей, помимо меня, кто
считает, что он (г-н Закаев) не является ни террористом, ни уголовным
преступником, скрывающимся от правосудия>.

В Лондон Ахмед Закаев прилетел из Дании в сопровождении своей <доброй феи>.
По прибытии в аэропорт Хитроу <высший переговорщик повстанческого
правительства Чечни> был арестован британской полицией и, будучи
препровожден в ближайший участок, вскоре предстал перед Лондонским судом на
Боу-стрит.

Судья постановил, что представитель президента Ичкерии может быть временно
отпущен под залог в 50 тысяч фунтов (около 80 тысяч долларов). Залог
незамедлительно внесла все та же Ванесса. При этом у Закаева был изъят
паспорт, без которого он не может покинуть пределы Великобритании.

Ранее актриса предоставила свой <угол> в престижном районе Хэммерсмит, что в
западной части Лондона, для размещения Закаева и его семьи. <Здесь его
дом>, - категорично заявила Ванесса. За последний год они здорово
сдружились, и Редгрейв пообещала сделать все, чтобы доказать невиновность
своего политического фаворита: <У нас есть свидетели, есть и отличные
юристы>.

На следующий день Ванесса выступила на организованной ею пресс-конференции в
лондонском театре <Ройял Корт> (сам Закаев туда не явился). Она заявила
журналистам, что ее подопечный прибыл в Англию абсолютно легально, по
многоразовой визе, выданной британскими властями еще в 2002 году, и что до
отъезда в Копенгаген на Чеченский конгресс он проживал в Лондоне.

В Англии, уточнила Редгрейв, эмиссар Масхадова находился по ее приглашению,
был гостем, и она же выступила его гарантом перед британскими властями. За
время годичного пребывания Закаева в Англии у британской полиции не было к
нему никаких претензий, и российские власти не требовали его экстрадиции.

66-летняя Ванесса Редгрейв и 43-летний Ахмед Закаев на протяжении 2002 года
вели международную кампанию в защиту <чеченского сопротивления>. За всеми
пресс-конференциями бывшего министра культуры Ичкерии стояла Редгрейв. Дуэт
одной из ведущих театральных актрис Британии, обладательницы премии <Оскар>,
и бывшего актера Драматического театра из Грозного демонстрировал идеальную
сыгранность.

<Если бы стены могли говорить:>

Ванесса Редгрейв, дочь актера сэра Майкла Редгрейва, родилась 30 января 1937
года в Лондоне. Училась в лондонской Центральной школе музыки и драмы.
Голубоглазая, с крупными, но тонко вырезанными чертами лица, она не
собиралась стать актрисой, ее заветной мечтой был балет, но, к сожалению
девочки, занятие танцем пришлось прекратить: высокий рост, крупные руки и
ноги закрыли ей дорогу на балетную сцену.

Член знаменитой артистической династии Редгрейвов, Ванесса дебютировала в
театре в 1957 году, а годом позже впервые снялась в кино, в картине <Под
маской> (Behind the Mask, 1958), в котором главную роль играл ее отец, сэр
Майкл. Получившая классическое образование, Ванесса быстро утвердилась в
качестве одной из звезд театральной компании Стрэтфорда-на-Эйвоне.

Когда она <вернулась> с подмостков в кино в 1966 году, то сразу снялась в
главных ролях в фильмах <Человек на все времена> и <Морган! Подходящий
случай для лечения>. Роль в последнем ленте принесла Редгрейв номинацию на
<Оскара>, награду Нью-йоркского кружка кинокритиков и приз за лучшую женскую
роль на 19-м МКФ, в Канне.

В молодости она была действительно хорошей актрисой и переиграла довольно
много ролей - и в театре, и в кино, успевая за одну жизнь прожить десятки, а
то и сотни других. Но самая заметная ее роль пришлась на фильм Микеланджело
Антониони <Блоу-ап> (Blow-Up, "Фотоувеличение", 1966). Роль таинственной
незнакомки, соблазняющей молодого фотографа, чтобы выкрасть у него негативы
снимков, где запечатлена жертва убийства, выявила в актрисе чувственность,
хорошо сочетающуюся с аристократизмом манер.

Антониони переживал очередное сильное увлечение. На этот раз мастера
вдохновлял Лондон, с постоянными туманами и смогом, странной модой,
манекенщицами, забастовками и движением хиппи. Фильм был сделан в рекордные
сроки - за 10 недель.

А для Редгрейв: для нее тот год стал судьбоносным: встреча с Антониони,
<Блоу-ап>, статус кинозвезды, большая любовь с Франко Неро (у них есть общий
сын и внук), развод с мужем, режиссером Тони Ричардсоном (у них две дочери,
тоже актрисы). Кстати, Франко Неро в свое время снимался у Сергея Бондарчука
в <Красных колоколах>, где сыграл Джона Рида. Личная жизнь Ванессы не мешала
ей, а наоборот, помогала творчеству, заполняя все то счастливое, <звездное>
время до отказа.

В 1968 году она отметилась исполнением заглавной роли в фильме <Айседора>
(Isadora Duncan, 1968, премия 22-го МКФ в Канне 1969), посвященного
знаменитой танцовщице и гражданской жене Сергея Есенина.

В картине легко проявилось и юношеское увлечение Редгрейв балетом, и ее
политические симпатии. Трактовка образа Дункан как <первой хиппи>, бросающей
вызов обществу, оказалась весьма созвучна настроениям, охватившим левую
интеллигенцию в 60-е годы. Сама Айседора была исполнена искренней симпатии к
молодой республике Советов, отважно противостоящей миру капитала.

Существует весьма экзотическая версия, согласно которой Айседора Дункан -
танцовщица так себе, а ее всемирная известность имела сугубо политическое
происхождение. Якобы она была агентом троцкистов, а те, в свою очередь,
обеспечивали ей рекламу. Утверждается, что именно в целях политического
рекламы Троцкого и К. Дункан приехала в 20-е годы в Россию. Ее, оказывается,
было поручено вывезти из страны Советов поэта Сергея Есенина, на которого у
международных троцкистов имелись определенные виды. Так или иначе, но
Айседора действительно больше занималась политикой, чем искусством. Как,
впрочем, и Ванесса Редгрейв.

<Русская тема> на <Айседоре> не закончилась. У актрисы есть в активе целая
галерея русских героинь: в январе 2003 года телезрители могли видеть Ванессу
в сериале <Петр Великий> (Peter the Great, 1986), где она сыграла царевну
Софью. Еще одна роль - императрица Елизавета в телефильме <Юная Екатерина>
(Young Catherine, 1991).

В творческой биографии Редгрейв был еще один фильм на <русскую> тему,
<Маленькая Одесса> (), с участием Максимиллиана Шелла и
Натальи Андрейченко.

Очередную награду Киноакадемии, как <лучшая актриса во второстепенной роли>,
Редгрейв получила после успешной работы в картине Фреда Циннемана <Джулия>
(1977), в которой она составила мощный женский дуэт с Джейн Фондой. Как
пишут критики, <она сыграла дочь аристократического американского семейства,
чье благородство и самоотверженность не могли не привести ее в ряды борцов с
фашизмом в самом начале 30-х годов>.

В 1984 году любители кино высоко оценили ее роль в <Бостонцах> Джеймса
Айвори. Она принесла Ванессе еще одну номинацию на <Оскар>, а также
номинацию на <Золотой глобус>.

Знатоки театра знают ее как одну из лучших английских драматических актрис
последних десятилетий. Однажды в Москве, на спектакле <Калигула> по пьесе
Камю, она увидела актера Олега Меньшикова в заглавной роли, и была пленена
подросшим Костиком из <Покровских ворот>. Взяв за ручку, она увезла его в
Лондон для работы в спектакле <Когда она танцевала> () по
пьесе М. Шермана. Пьеса тихо провалилась. Меньшикову <подсластили пилюлю>,
удостоив наипрестижнейшей премии Лоуренса Оливье.

Вот что написал по поводу спектакля, посвященного одному дню из жизни
невероятной супружеской пары Дункан-Есенин, Андрей Вознесенский: <Спектакль
стал гвоздем сезона:На англоязычной сцене поэт (Олег Меньшиков) говорит
только по-русски. Айседора (Ванесса Редгрейв) отвечает только по-английски.
Каким надо обладать магнетизмом и чем-то сверх техники, чтобы заставить зал,
не дыша, слушать стихи и исповеди на чужом языке!> Интересно, что поняли
зрители. Впрочем, на Западе любой гвоздь это гвоздь, даже если он ржавый.

Так или иначе, но работу в театре <мобильная> Ванесса успешно продолжает
совмещать с кино, хотя в последнее время она играет, в основном, роли
второго плана. Американские киноакадемики продолжают выдвигать Ванессу на
<Оскар> (в 1985 и в 1993-м). На телевидении она завоевала <Эмми> (ежегодную
американскую премию за лучшие телевизионные работы) как <лучшая актриса во
второстепенной роли> в фильме <Если бы стены могли говорить-2>.

Эта картина - продолжение ленты с одноименным названием, посвященной теме
абортов. Новая картина рассказывает о нелегкой лесбийской любви и состоит из
трех эпизодов. Действие первого происходит в 1961 году. Эдит, ее играет
Ванесса Редгрейв, похоронила близкую подругу, с которой прожила пятьдесят
лет. Ей трудно смириться с потерей любимой женщины, а также с тем, что ее не
признают наследницей покойной.

Во втором эпизоде (уже 1972 год), Линда (Мишель Вильямс), студентка
колледжа, влюбленная в Эйми (Клои Сабини), помогает той побороть свои
предрассудки. Действие третьей истории происходит в наши дни. Шарон Стоун и
Эллен Деженнерес играют лесбийскую пару, горящую желанием завести ребенка.

За свою роль в этом фильме Ванесса Редгрейв получила призы <Эмми> (в
номинации <Лучший фильм года>) и <Золотой глобус>. Впрочем, подобные
<герой-героиня> в ее актерской биографии не редкость.

Широта натуры позволила актрисе сыграть транссексуала в обеих ипостасях в
телефильме с характерным названием <Вторая попытка> (1986 год) режиссера
Энтони Пейджа. А совсем недавно, три года назад, она с энтузиазмом
согласилась на роль старика Просперо в шекспировской <Буре>. Сценическая
перемена пола ее давно не смущает. Кроме того, ей, известной политической
активистке левацкого толка, пришлась по душе трактовка <Бури> как истории о
современных беженцах и изгнанниках.

Кстати, картина <Вторая попытка> основана на реальном случае из жизни
мужчины-хирурга Ричарда Раскинса, который превратился в теннисистку Рене
Ричардс. Сама Редгрейв считает эту роль верхом своего артистического
мастерства. Невольно возникает мысль: чтобы согласится на такую роль, нужно
самому быть внутренне чуточку <доктором Раскинсом>.

Два года назад на лос-анджелеском фестивале фильмов о лесбиянках и
гомосексуалистах <Аутфест> (есть и такой), Ванессу оценили по достоинству.
Почетные награды <Идол экрана> были вручены ей и секс-символу Роберту
Дауни-младшему. Актеры, <идеально вписавшиеся в роль>, были удостоены
похвалы и признания за киноленты <Если бы стены могли говорить-2> (Редгрейв)
и <Чудо-мальчики> (Дауни-младший), в которых актерам <блестяще удалось
передать душевные муки и страсти>, обуревающие геев и лесбиянок в
повседневной жизни. Остается добавить, что номинанты определялись на
основании опросов общественного мнения, с учетом 5000 голосов, поданных в
Интернете в режиме он-лайн.

А Х Международный фестиваль женского кино в Кельне открылся кинопостановкой
<Женщины любят женщин> с Ванессой Редгрейв и Шарон Стоун в главных ролях.

Продолжение в следующем номере