|
От
|
Pout
|
|
К
|
константин
|
|
Дата
|
03.02.2003 07:58:35
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Вот оно-вот оно. Подоплеку катастрофы описывает специалист-болгарин
Вот оно. Из первых рук
----------
Только-только КПС-107 взлетел, и бам-с - кусок изоляции Внешнего бака
оторвался и врезался за ведущей кромки крыла. Туча обломков! Надежда -
что обломки - это раздробленная из-за столкновения пена [полиуретановая,
надо думать; прим. пер.]! А теперь всякие дяди при помощью разных
спецштуковин смотрят откуда-то как дела с задетыми изоляционными
плитками... И ожидаем возможные аномалии при схода с орбиты, из-за
нарушенной аэродинамикой и оттуда - тепловой режим... Эх, сел бы
КПС-107, прям камень с сердца!"...
Задетые изоляционным обрывком плитки - перед крышкой левой стойки шасси
[чеканная фраза, оставил без изменения; прим. пер.], к ведущей кромки
крыла.
----------
константин сообщил в новостях следующее:85580@kmf...
> Все расчеты построены на гипотезе, что пилотируемые полеты очень
нужны. Между тем это не очевидно. Космонавтика (по сравнению с
электроникой) ИМХО в загоне, большого спроса нет.
> Например Морской Старт отнюдь не перегружен заказами.
>
На ВИФе четко работали по ситуации,рекомендую дискуссию за эту пару
дней поглядеть по тем ссылкам и по новым накопленным сообщениям.. Форум
работает в оперативном режиме с опрежением официоза и недаром
Храпачевский пишет- " Ну вот, уже многое высказанное на форуме
подытожено в "Тайм"!". Это не первый раз, после 911 такое же было.
Добытый эксклюзив из первых рук и квалифицированный анализ он-лайн с
участием специалистов и сетевых источников и находок.
Этот аспект (нужность пилотируемых полетов,финансирование,"загон"
космонавтики) тоже обсуждали. Амеры пожадничали, урезая средства на
развитие следующего поколения многоразовых аппартов, а Шаттлы -
устарелые и малонадежные машины. Схема старая и, как писали специалисты
сразу после взрыва "Челленджера", чреватая, но уже заложились. И
проигнорировали и забыли. Потом срезАли финансирование для
НАСА,отказались от дублирующих систем спуска,от предложенных нашими
вариантовс дублирование полетов на МКС с большей долйе запусков
одноразовых аппратов. В результате финансирование и производство
"Союзов"и"Прогрессов" сейчас на низком уровне и ситуацию с МКС расшить
видимо не удасться. Если Шаттлы забанят - капец программе МКС. Жадные и
самоуверенные спесивые юберменши.
> Насколько я слышал от людей работающих по Морскому старту в США
космонавтика превратилась в маргинальную область . Т.е. все сильные люди
идут куда-нибудь еще. Там определенная нехватка по настоящему грамотных
специалистов.
>
Вот прямо в струю. Расчеты для управления "Коламбией" проводил
болгарский специалист-аэродинамик-программер( а у того еще и какой-то
"ученик"). Очень интересное письмо его нашли в сети и перевели на ВИФе.
Это из серии"сила и могущество Интернета",или"шила в мешке не утаишь -не
те времена".
Речь в письме по крупному идет и о ненадежности и устарелости шаттла,
и об авральной подготовке по выходу из нештатных ситуаций, вызванных
этими факторами, непосредственно перед этим аварийным полетом.
Описана и реально произошедшая аварийная ситуация при
старте"Коламбии", приведшая к повреждению теплозашитного покрытия левого
крыла . При спуске это поверждение скорей всего и вызвало сначала
нарушение термоизоляции в районе"крышки левой стойки шасси", затем
разогрев левой части, наконец - взрыв и катастрофу. Сегодня по
официальным каналам США, основанных на НАСА, уже приходят отцеженные
сообщения,подтверждающие именно эту версию. "При спуске сначала внезапно
отключились термодатчики левого крыла, повысилась темепратура в левой
половине шаттла, возросло давление " и т.д.(судя по всему, это из данных
телеметрии небольшая выжимка). Говорится и про инцидент при запуске с
ударом куска топливного бака об обшивку. Но соль-то в том, как шла
подготовка к полету, как уже при старте повредив обшивку,
проигнорировали это в стиле"ничаво страшного", и -деваться уже было
некуда -накрылись при входе в атмосферу. Повеждения обшивки были
регулярно,пликти часто заменяли на земле после полетов,но в косомсе эта
ситуация не лечится. То есть -порочная схема рано или поздно должна была
дать фатальный сбой, а привкли летать и много раз летали в стиле "авось
пронесет". Ну а решающая авария произошла при максимальном силовом и
термическом напоре (Мах15 -это обозначения скорости в "махах", т.е
единицах скорости звука.Около 20 тыс км-час). При значительном
поврежении термообшивки максимальная термо- и скоростная нагрузка к
таким последствиям и приводит, корпус под плитками - металлический.
Упоминающиеся болгарином "дяди со спецштуковинами" - видимо,наземные
службы с мощными телескопами(есть такие на Гавайях), которые могут
попыталься рассмотреть с Земли повреждения обшивки(отсутствие ряда
плиток). Ну увидели они что или не увидели -толку мало. Хотя этот эпизод
также свидетельствует о том, что засуетились после инцидента при
старте.
Короче,верх рас..ства,безответсвенности и пофигизма. Наши так при
прогонозируемых нештатных не работали.
Скорей всего,расследование приведет к скандалам и возможно прикрятию
программы"Шаттл" как потеницально ведущнйе к повтрению катастроф.Шила в
мешке не утаишь. Сегодня уже и "Тайм" пишет в этом ключе
==============
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/co/470765.htm
От varban
К All
Дата 02.02.2003 22:47:06
Рубрики Космос;
Челноковедам - интересное письмо (+)
------------------------------------------------------------------------
--------
От довольно известной в узких кругах
http://clubs.dir.bg/postlist.php?Cat=125&Board=avi ) личностью - Св.
Скромни ( http://skromni.virtualave.net/ )
Отрывок из старого письма, писал Скромно Ваш:
..."Нынешный полет ОВ-102, КПС-107 (стерто). Ну и проблемы! То, что было
по КПС-114 (из суеверия полетный контроль перенумеровали полет латынским
CXIII), было пикником по сравнению с КПС-107!
Перед турпоездкой пришлось анализировать, может ли челнок летать с одной
заклиненной флапой [флапейрон, конечно; прим. пер.]. Для этого пришлось
менять программу, используемую для анализа аэродинамического
управления - потому что программа была задумана работать непременно с
флапой - и чтобы оберегала элевонов от отклонении за определенным
режимом - чтобы не получилось оплавление изоляционных плиток элевонов...
Удалось-таки, и даже обучил молодого коллегу, "ученика", как ею
[программой] крутить-вертеть (учил его замещать меня - когда отказался
ехать в Техас). Закончил и свои анализы и представил их. Закончил ровно
в пятницу, как раз перед воскресением, когда должны были поплыть на
корабле (13 дек. 2002; прим.авт.)
После 2 января я должен был сделать пред-полетный анализ. И оказалось,
что те же проблемы (с двигуном [привод, надо думать :); прим. пер.]),
которые можем иметь с флапейроном - тот же двигун и для рулей, и для
воздушного тормоза! Типа дайте посмотрим, может ли челнок лететь с
заклиненным рулем и тормозами! И это - до последнего момента, перед
запуском. Только-только КПС-107 взлетел, и бам-с - кусок изоляции
Внешнего бака оторвался и врезался за ведущей кромки крыла. Туча
обломков! Надежда - что обломки - это раздробленная из-за столкновения
пена [полиуретановая, надо думать; прим. пер.]! А теперь всякие дяди при
помощью разных спецштуковин смотрят откуда-то как дела с задетыми
изоляционными плитками... И ожидаем возможные аномалии при схода с
орбиты, из-за нарушенной аэродинамикой и оттуда - тепловой режим... Эх,
сел бы КПС-107, прям камень с сердца!"...
Задетые изоляционным обрывком плитки - перед левой стойки шасси крышку
[чеканная фраза, оставил без изменения; прим. пер.], к ведущей кромки
крыла. Аэродинамические усложнения возникли бы еще во время транзиции
[переход; прим. пер.] от слоистого [ламинарное; прим. пер.] к
завихренному [турбулентное; прим. пер.] обтеканию, которая [транзиция]
будет подтолкнутой ранее обычного (из-за шероховатости поврежденных
плиток) и которая будет асимметричной. Нарушенное обтекание, однако,
идет мимо ведущей кромки, и находится в сильном положительном давления
градиент [sic!] - следовательно асимметрия не будет осязаемой.
Номинальная транзиция для ОВ-102 - около Мах 12, ранная транзиция - Мах
15, почти невероятно в районе Мах 18. Транзиция типично
благоприятствуется изменением крена.
В данном случае потери тепловых данных [о температуре] - точно в левом
крыле, около левой стойки шасси. Потеря данных, без отчета изменения в
уровне температуры, подсказывает мне расплавление проводов между
тепловым чувствителем [датчик температуры; прим. пер.] и цифрующее
устройство*. Разрушение структуры началось около Мах 18, чересчур рано
для такой транзиции...Но точно во время изменения крена - что является
"спуском" для такой транзиции...
По-моему, повреждение плиток было так глубоко, что тепловой прорыв
ослабил структуру [несущую конструкцию; прим. пер.], вследствии чего
даже в [режиме] слоистого [ламинарного] обтекания сочетание тепловых и
аэродинамических нагрузок вырвало левое крыло.
Вопрос: дяденьки, которые смотрели в (используемых для шпионажа)
штуковин... То ли они не захотели смотреть - типа чтобы не стало
понятно, как сильно они видят и как весь мир им прям прозрачен - или не
увидели - или что-то еще... Или не смогли увидеть - потому что
реальность - это не фильм с дяденьками, видящими все в "По света и у
нас"** на экранах в замедленном и ускоренном темпе вперед и назад...
Если было известно, что повреждения теплозащитных плиток настолько
глубокие, челнок бы использовал иной режим входа в атмосферу, с
улучшеной вероятностью выживания. В данном случае КПС-107 входил на
номинальном режиме.
Будет расследование. Посмотрим. Данные, которые я привел, уже были
опубликованы. Поэтому я смею писать о них. Дальше... Беру под козырок и
закрываю рот.
Привет! И прости их Господ!
ПС переводчика: Я перевел сначала на гладко-прилизанном русском языке, а
потом прошелся и привел перевод примерно в таком виде, в каком и
болгарский язык Св. Скромного. Неча письмо портить ;)
-----------
* учитесь - вместо несения "дигитальной чуши" Св. Скромни термин
придумал!
** "По света и у нас" - традиционное название центральной информационной
программы болгарского телевидения.
Перевод мой, оригинал на
http://clubs.dir.bg/showthreaded.php?Cat=125&Board=avi&Number=1938897794
------------------------------------------------------------------------
--------
это болгарский программер, работающий на НАСА?(+) - А.Никольский
03.02.2003 00:31:13 (81, 339 b)
Не программер, а аэродинамик (-) - varban 03.02.2003 02:13:03 (23, 0 b)
понятно, спасибо за интересное сообщение (-) - А.Никольский 03.02.2003
02:50:50 (19, 0 b)
Очень может быть, что нет (+) - SerB 03.02.2003 00:38:54 (87, 898 b)
------------------------------------------------------------------------
--------
От Роман Храпачевский
К All
Дата 02.02.2003 20:31:42
Рубрики Современность; Космос;
Ну вот, уже многое высказанное на форуме подытожено в "Тайм"
------------------------------------------------------------------------
--------
ВАШИНГТОН, 2 февраля. /Корр. РИА "Новости" Василий Воропаев/. Программа
полетов американских космических челноков должна быть приостановлена. Со
статьей под таким заголовком, как передает корреспондент РИА "Новости",
вышел в воскресенье американский журнал "Тайм".
Программа полетов шаттлов, пишет журнал, "дорогая, устаревшая,
бесполезная и, как мы вновь убедились, смертельно опасная".
"Тайм" отмечает, что на протяжении двух десятилетий американская
космическая программа была "привязана к системе челноков, которые
слишком дороги, слишком опасны, слишком велики", а их финансирование
выкачивает из бюджета деньги, которые могли бы быть направлены на
создание современной системы, которая стала бы дешевле и безопаснее.
Как пишет "Тайм" из трех крупнейших аварий, происшедших в ходе
пилотируемых полетов в космос, две произошли именно с шаттлами.
Журнал напоминает, что конструкции шаттлов уже около трех десятилетий.
Разработанные в 70-е годы прошлого века двигатели шаттла гораздо более
громоздкие, чем современные, а жаростойкое покрытие было создано еще до
появления нескольких важных разработок, которые могли увеличить его
безопасность. До недавнего времени бортовые компьютеры челноков
основывались на микросхемах начала 80-х, которые, как пишет "Тайм", "ни
один уважающий себя подросток не будет использовать в видеоигре".
Кроме того, отмечает журнал, шаттл создавался для регулярных полетов в
космос каждую неделю и транспортировки больших объемов грузов, которые в
нынешних условиях совершенно не нужны. "Тайм" приводит пример советской
космической программы, отказавшейся от идеи челноков - после того, как
был построен "Буран" - из-за их громоздкости и нерентабельности.
По мнению журнала, катастрофа "Колумбии" должна быть тщательно
расследована, и о ее результатах эксперты должны доложить президенту
США.
Напоминая о героизме покорителей космоса, "Тайм" подчеркивает: "Пора
НАСА и комитетам конгресса, которые контролируют действия агенства,
проявить хотя бы долю мужества, показанного астронавтами, и отменить
программу шаттлов, заменив ее чем-то более разумным"
------------------------------------------------------------------------
--------