От Alex55 Ответить на сообщение
К Alex55 Ответить по почте
Дата 29.05.2015 08:42:37 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Идеология; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Чем коммунисты отличаются от своих идейных оппонентов, и каково значение...

http://uaio.ru/5/455/chem.htm
Чем коммунисты отличаются от своих идейных оппонентов,
и каково значение этого отличия

Человек человеку -
друг, товарищ, брат.

Коммунисты в СССР. Слово «коммунисты» прочно вошло в лексикон человечества и приобрело устойчивую определённость смысла благодаря всемирно-историческому опыту создания и 70-летнего развития Советского социалистического государства и общества. Вплоть до его разрушения перестройщиками в конце 1980-х - начале 1990-х.

Лицо мира людей в 20-м веке определялось, с одной стороны, политикой господствующих классов ведущих империалистических держав, с другой - советским проектом, который, в «холодном» и «горячем» противостоянии империализму способствовал крушению колониальной системы, возникновению после разгрома гитлеровской Германии мировой системы социализма, развитию широкого коммунистического движения в различных странах мира.

Кто такие были коммунисты в Советском Союзе, как они понимали себя, как воспринимали их остальные граждане?

Коммунисты - это передовой отряд советского народа, члены Коммунистической партии. Коммунистическая партия понималась в социалистическом обществе как особая общественно-государственная структура, прочно связывающая сугубо властные органы социалистического государства с широкими массами трудящихся, выражающая базовые для социалистического общества общественные идеи. Конкретно, идеи общества трудящихся, свободных от классового гнёта. Общества, в котором труд и познание служат не узко-классовым интересам, а благу каждого человека, всего общества и, в конечном итоге, человечества.

Социалистическое общество создавалось из совсем другого, с совсем другими идеями, и в окружении других обществ, в которых господствующие классы, как мы отмечали выше, не всегда симпатизировали Стране Советов.

В процессе становления и развития социализма правящая коммунистическая партия должна осуществлять подбор, расстановку и воспитание руководящих кадров. Партия направляет экономическую и культурную работу, внутреннюю и внешнюю политику. Коммунисты в советском обществе - это был слой рабочих и сельских вожаков, сознательных активистов, управленцев, технических специалистов, научных работников, обществоведов, творческой интеллигенции. В период зрелости социализма заметной разницы между коммунистами и беспартийными по уровню сознательности не было. В коммунисты шли те, кто принимал на себя большую, чем другие, ношу ответственности за жизнь общества.

Вполне естественно выглядит «однопартийное» коммунистическое руководство прессой, радиовещанием и телевидением, обеспечивавшими социалистическому обществу постоянную связь с реальностью, распространение знаний и передового опыта, согласование интересов, критику недостатков и ошибок. (О развлекательной функции средств массовой информации и о её связи с функциями серьёзного управления обществом надо говорить отдельно).

Своё влияние на общество компартия распространяла также через молодёжную организацию - комсомол, через широкую организацию трудящихся - профсоюзы.

Коммунисты как феномен истории человечества. Но коммунисты существовали и до Октябрьской революции, и в других странах мира, не только в СССР.

Мы знаем, что РКП(б) до 1918 именовалась социал-демократической партией (РСДРП(б)), а не коммунистической, хотя идейно она и до 1918 года была на тех же позициях, которые мы отнесём сегодня к коммунистическим. С другой стороны, в РСДРП были помимо большевиков, - впоследствии коммунистов, - меньшевики, которые затем далеко разошлись с большевиками-коммунистами. И в зарубежных социал-демократических партиях были политические течения, которые мы не отнесём к коммунистическим, которые и сами зачастую отделяют себя в политическом плане от коммунистических сил.

(Заметим в скобках, что нас интересует не формальная принадлежность человека к партии, называющей себя партией коммунистов, и не формальное самоназвание - коммунист, а тот тип человека, который сам по себе, независимо от наличия партийного билета, был бы воспринят, например, искренними советскими коммунистами как свой, как единомышленник и соратник. И, соответственно, противниками коммунистов - как их идейный противник, человек, «заражённый» коммунистическими взглядами, исповедующий жизненную позицию коммунистов.

Однако, объяснивши как говорится «на пальцах», что именно мы подразумеваем под словом коммунисты, пора, наконец, назвать наиболее знаковый общеизвестный признак коммунистов - их приверженность марксизму.

«Союз коммунистов» - первая в истории международная коммунистическая организация, создателями и руководителями которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. В уставе организации говорилось:

Целью Союза является: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности.

Манифестом «Союза коммунистов» стал знаменитый «Манифест Коммунистической партии». Это была эпоха развития производительных сил и грабительской политики господствующих классов. Среди разнообразия революционных движений коммунистическая составляющая тоже переживала подъёмы и спады. Была огромная обществоведческая работа Маркса и Энгельса, рост влияния коммунистических идей и принципов на революционную мысль. Были Интернационалы - первый, второй, третий (коммунистический). Были партии, группы, кружки в разных странах. Была Парижская Коммуна - первый прорыв пролетариата к власти.

Учение Маркса и Энгельса, - основа мировоззрения коммунистов. В известном смысле можно говорить, что марксизм, развиваемый добросовестными последователями с учётом нового знания о природе и обществе, - это и есть коммунистическое мировоззрение.

Апофеозом коммунистического процесса стало появление в пробуждавшейся России могучей фигуры В. И. Ленина, марксистского мыслителя и рабочего вождя. Марксизм-ленинизм - так можно обозначить базовые взгляды коммунистов, определяющие их отношение к человеку, к обществу, их идеалы общественных отношений и человеческого развития. Ленинского идейно-теоретического багажа хватило советскому народу на десятилетия его героических свершений. И поныне мы находим в нём ответы на самые актуальные вопросы общественного бытия.

Коммунисты во все времена. Итак, нас интересует то общее, что характеризует коммунистов во все времена в различных исторических обстоятельствах. Что это за человек, который в разных контекстах может быть и марксистом 19 века, и социал-демократом дооктябрьского мира, и центральной фигурой среди созидателей советского социализма, и борцом против капиталистического и колониального гнёта в досоциалистических странах? В особенности нас интересует, как этот коммунистический человек должен относиться к нынешней реальности, на что направлять свои усилия сегодня.

Но здесь не всё так просто и ясно. И классики марксизма, и их идейные наследники вплоть до сегодняшнего дня живут в мире, где важную роль продолжают играть узко-классовые, узко-групповые интересы. И, поскольку обществоведческие теории затрагивают эти интересы самым непосредственным образом, марксизм на протяжении всей истории существования подвергается искажению; ангажированные теоретики извращают его смысл и приспосабливают его для оправдания сохранения классового гнёта.

Марксистские представления противники коммунистов расчленяют на части, вырывают отдельные положения из связного контекста, придают им несоразмерное значение, умаляют одно и преувеличивают другое. Ничтоже сумняшеся, они противопоставляют Маркса Энгельсу, им обоим - Ленина... На полном серьёзе заявляют о якобы имеющемся политическом различии коммунистов и большевиков.

Коммунистами называют Троцкого и его последователей, «красные бригады», «красных кхмеров». Объявляют наиболее последовательным коммунистом Че Гевару. Размывают коммунистические взгляды и представляют их как нечто лишённое определённости.

Советским трактовкам марксистско-ленинской теории приписывают то отход от марксизма, то, наоборот, догматизм, а то вообще отрицают коммунистическую целостность идеологии РСДРП(б) - РКП(б) - ВКП(б) - КПСС. Сталина противополагают Ленину, ленинское идейное наследие умаляют чуть ли не до нуля, о хрущёвском и брежневском периодах плетут небылицы иногда совсем уж несусветные. Советский социализм объявляют «империей», «утопией», «тоталитарной системой», неправильным социализмом, неким особым капитализмом.

В конце концов, наворотив немыслимые завалы лжи, устанавливают негласный запрет на добросовестное обсуждение социализма, всестороннее сопоставление его с постсоветской реальностью.

Нелегко неискушённому человеку разобраться во всём этом запутанном мировоззренческом хозяйстве.

При том, что основные положения марксизма наглядны и красноречивы, широта охватываемых им проблем, философская глубина, новые исторические события и тенденции, не вполне вписывающиеся в изначальные прогнозы классиков, - всё это делает изучение марксизма и отбраковывание искажений непростым занятием. На сегодняшний день, когда нет былого авторитета советской идейно-теоретической мысли, когда напичканные малоценной информацией люди и не помышляют штудировать толстые тома Маркса, Энгельса, Ленина, антикоммунисты удовлетворённо потирают руки: массовые представления о марксизме настолько поверхностны в России 2015 года, что самые нелепые измышления могут приниматься публикой за чистую монету.

Можно ли выделить в «коммунистичности» такие положения, которые позволят нам просто и наглядно распознавать, кто коммунист, а кто нет, кто ближе к коммунистам, а кто дальше от них, что приемлемо для коммуниста, а что нет, какие разногласия делят людей на коммунистов и антикоммунистов?

Отношение к праву частной собственности. Разумеется, наиболее концентрированным выражением коммунистического отношения к миру является признание права частной собственности исторически преходящим. Право частной собственности - это фактор упорядочения жизнедеятельности людей, вероятно исторически необходимый (даже прогрессивный) на ранних этапах исторического развития человеческих обществ.

Но это право изначально порождает глубокие классовые противоречия. И по мере развития производительных сил, сознания человека, общественных отношений, по мере углубления общественного разделения труда, благотворная упорядочивающая роль права частной собственности снижается. Оно всё более превращается из фактора пусть противоречивого, но прогресса, в фактор, неблагоприятствующий жизнедеятельности людей.

Знание, гуманизм, утопии и коммунизм. Чтобы видеть и понимать эту историческую роль права частной собственности, чтобы правильно представлять себе, чем должно заменить это право общество, освобождающееся от классовых противоречий, необходимо, во-первых, достаточное знание об обществе, экономике, человеке, природе. Заметим, такое знание вообще необходимо современному обществу для жизни. Но одного знания мало, пристрастные защитники частной собственности давно уже культивируют тип этаких циников от науки - инженеров гариных и подобных. Требуется ещё, во-вторых, отношение к жизни людей, как к высшей общечеловеческой ценности - гуманизм.

И первостепенное значение знания, и гуманизм известны людям задолго до Маркса. Мечты о справедливом обществе - тоже не открытие коммунистов. Упования на загробную справедливость сопровождали людей в самые дремучие исторические времена. Доходило дело до и до земных утопических проектов. А классовое господство, несмотря на потрясения и тектонические изменения, воспроизводилось снова и снова, менялись только его формы.

Маркс и Энгельс, опираясь на достигнутое к их времени знание и общественное самосознание, упорядочили разрозненные представления и нашли объективные основания для борьбы против неравноправия классов. Они очертили закономерности исторического развития человечества вплоть до современного им общества. Они предвосхитили современную научную картину мира, задолго до кибернетики правильно определили значение сознания в новейших исторических процессах. Они превратили коммунизм из утопии в науку.

Последующее историческое развитие, если смотреть на него из 2015 года, и подтвердило марксистские прогнозы, и не подтвердило их. То есть, очень многое в нынешнем мире происходило и происходит в точности по Марксу (и Ленину), но кое-что, притом весьма важное, происходит сегодня иначе.

Мы должны будем в отдельной теме подробнее рассмотреть, какие конкретно положения классиков находят подтверждение и сегодня, а какие устарели. Тем не менее, мы, современные коммунисты, с полным основанием считаем себя идейными наследниками Маркса, Энгельса, Ленина, поскольку самое главное для человека и общества из миропонимания коммунистов, - мы будем говорить об этом в дальнейшем, - как раз и есть то исторически непреходящее, всё более подтверждаемое историей, верное и плодотворное во все времена.

Общечеловеческие ценности коммунистов. Мы выделим в мировоззрении коммунистов три основополагающих момента, которые в достаточной мере очерчивают коммунистическую идейность и характеризуют отличие коммунистов от людей других убеждений.

- Объективное связное понимание мира, включая в понятие мир общество и человека.
- Равноправие людей в обществе.
- Дружественное управление общественными делами и дружественное взаимоуправление в частных делах.
Познание трактуется в философии коммунистов не как созерцание мира, а как присущий человеку разумному замечательный способ адаптации к окружающему миру. В объективной - материалистической - картине мира коммунистов подразумевается важный субъективный момент - убеждённость человеческого существа в способности человеческого рода к успешному существованию и развитию. В отличие от идеалистической веры в предустановленную высшую справедливость, убеждённость коммунистов основана на знании, которое поверяется практикой. Чтобы эта оптимистическая убеждённость не отрывалась от объективной реальности, коммунисты придают исключительно большое значение критической рефлексии общества, познавательной деятельности, общественному прогрессу, развитию человеческого потенциала.

Равноправие понимается коммунистами адекватно, не как анархия, не как дурное уравнивание всего со всем, а как принцип выстраивания общезначимых отношений и замещения должностей по общеизвестным прагматическим правилам, нацеленным на общественное благополучие и дружественное балансирование частных интересов. При этом исключаются какие-либо существенные преимущества перед другими людьми в связи с происхождением, родством, владением собственностью, узко-групповыми и сугубо личными мотивами, случайными обстоятельствами. Остаются только интересы дела и дружественность. Такое равноправие возможно (и необходимо!) при социалистической организации общества.

Дружественным названо управление, соответствующее согласованным приоритетам интересов и целей всех участников взаимодействия, не направленное против сознательности участников, понятное им, осуществляемое с их ведома и согласия.

Казалось бы, кто в 21-м веке дерзнёт возражать против любого из этих положений или ставить их под сомнение? Можно ли доказать современному человеку, будто он и его дети родятся слугами, а другие господами? Что человек человеку - люпус эст? Разве может быть принижен сегодня авторитет научного знания и техники? Разве возможно оправдывать чем-либо агрессивные войны, планы уничтожения народов ради завоевания жизненных пространств?

Стройная материалистическая картина мира привычна каждому образованному человеку, она пронизывает быт, трудовую и познавательную деятельность. Необразованность стала социальной аномалией. Но в последние десятилетия общество отсекается от полноценного научного, технического и обществоведческого знания. Философские обобщения научного знания необоснованно уравниваются в правах с идеалистическим философствованием, характерным для донаучных обществ. Представления о человеке и обществе изрядно запутаны постсоветской пропагандой.

Коммунисты - против умышленной запутанности, неполноценности, фрагментарности знания. Они хорошо понимают, что условиям современного мира в наибольшей степени отвечают сознательные люди. Массовое достоверное знание необходимо человеку для выбора жизненного пути, а обществу - для гармоничного развития, для демократического управления общественными процессами, для предотвращения негативных явлений. Добросовестное научное изучение природы, общества и человека, широкая пропаганда передовых знаний позволяет обществу предвидеть опасности, расширяет возможности человеческого рода, ныне выходящие даже за пределы планеты Земля.

Сознательность граждан, равноправие и дружественность общественных отношений - это на сегодняшний день не благие пожелания, это грандиозный исторический опыт советского социалистического общества с его государственно-правовым устройством, плановым народным хозяйством и социалистическим жизненным укладом.

Именно благодаря достаточным знаниям жизненные ситуации становятся предсказуемыми для человека, что позволяет ему выбирать адекватное поведение. Именно целостные представления об общественных закономерностях и интересах служат фундаментом для ответственного отношения человека к общим интересам людей, к природе, к познанию, к хозяйственному и культурному развитию. Уверенность в завтрашнем дне избавляет гражданина от социальных страхов. Поддерживаемые в социалистическом обществе единые представления о добре и зле побуждают людей к сотрудничеству на общее благо и к солидарной защите от неблагоприятного.

Революционность коммунистов. Позвольте, скажет нам понаторевший в идейной борьбе оппонент. А куда у вас делось такое общеизвестное отличительное положение коммунистов, как их революционность? Даже более того, радикализм, отличавший, например, позиции большевиков от позиций меньшевиков? Или вы отмежёвываетесь от большевистского радикализма, от нелегальщины, от ориентации на свержение власти господствующих классов насильственным путём?

Нет, мы из сегодняшнего времени оцениваем коммунистические средства борьбы как вполне адекватные тем историческим реалиям, в которых эта борьба зарождалась и развивалась. Войны господствующих классов, кровавое подавление народного протеста, гонения властей против мирных способов развития сознательности масс и защиты их интересов, - всё это не оставляло коммунистам мирного демократического выбора.

Суть революционности коммунистов - не в фанатизме и тем более не в кровожадности. Революционность коммунистов проистекает из понимания, что источником порабощения человека человеком является по большому счёту непримиримая противоположность классовых интересов до капитализма включительно, и что созрели уже исторические условия для преодоления этой противоположности.

Господствующие классы, которые тоже осознавали фактор растущей сознательности трудящихся, наращивали свой арсенал подавления воли масс. Закабаление и стравливание наций, две мировые войны, фашистский проект, холодная война, огромное количество лжетеорий, толкующих вкривь и вкось сущность человека, закономерности экономики, познания, культуры, истории...

В середине 20 века произошёл не очень заметный переход развитых капиталистических обществ с традиционных, исторически складывавшихся методов управления, в которых важная роль отводилась откровенно силовой составляющей, на технологии информационно-психологических манипуляций, соблазна и управленческих махинаций. «Протестогенные» методы господства заменили на более мягкие, обволакивающие.

Откровенное ограбление трудящихся заменили на внушение бездумного потребительства и развитую индустрию развлечений. Рекламируются непредсказуемые достижения бутафорской демократии и показушной защиты прав человека. Но полноценное равноправное развитие - при всём обилии и разнообразии современных информационных технологий, - для огромного большинства людей оказывается недоступно, о чём можно судить по результату - по состоянию современного массового сознания и общественного мнения.

Идейные оппоненты коммунистов, безраздельно властвующие в мире после расчленения СССР, добиваются того, что уже два с половиной десятилетия мировое общественное внимание игнорирует такой судьбоносный исторический факт, как нелегальная по сути ликвидация общенародного права социалистической собственности, затронувшая жизненные интересы сотен миллионов людей и их потомков, продолжающая и сегодня определять будущую судьбу новых поколений в республиках бывшего Советского Союза.

Данный эффект умолчания достигается при формально запрещённой цензуре, по-видимому, одними заградительными информационными технологиями, предусмотрительно не запрещёнными. Этот актуальный пример позволяет судить, какой высокой эффективностью обладают нынешние информационно-заградительные технологии, и сколь низка эффективность постсоветской свободы слова как инструмента общественной рефлексии и способа распространения правовых знаний.

В условиях этих «мягких» технологий, вызывающих справедливое негодование у честных людей, вооружённый радикализм неадекватен, наоборот, он даёт господствующим классам весомое основание для мобилизации общественных сил против оголтелых «экстремистов», «террористов» и пр..

В новейшей истории коммунистические силы по разным причинам не оказывают силового отпора новому «мягкому» мировому порядку, Архитекторы этого порядка сами организуют горячие точки, сами создают себе действительных и мнимых врагов, используя эти «войнушки» как инструмент шантажа общества и стравливания дезориентированных людей, как удобный предлог для своих непопулярных мероприятий и для продвижения в массы манипуляторских мифов, неполноценного знания, неравноправного, недружественного отношения к людям. Таким образом политтехнологам удаётся оправдывать углубляющийся дисбаланс прав и интересов в постсоветском мире, выводить недружественную политику крупных частных собственников из-под огня критики и протеста.

Понятно, что в этих изменившихся условиях борьба против зла классового господства не должна ни быть, ни выглядеть бОльшим злом, нежели само это господство. Нужно преодолевать «мягкое» классовое господство массовым распространением знания о новом обличье давно известного зла, повышением сознательности людей, формированием солидарного слоя сознательных людей.

Пролетариат и все трудящиеся. Аналогично мы ответим и на вопрос, почему среди наших трёх признаков современного коммунистического мировоззрения не акцентирована роль пролетариата. Роль пролетариата была исключительна в эпоху его количественного и качественного роста, в эпоху подъёма всех трудящихся масс от темноты к сознательности. Она и сейчас велика в той мере, в какой рабочий класс в данной стране и в мире объективно является и осознаёт себя общественной силой и выразителем интересов всех трудящихся.

Однако мы не должны приписывать привычным своим воззрениям на общество мистическую непогрешимость, мы должны соотносить теоретические положения с реальными причинными связями меняющейся действительности. Мы в последние десятилетия очень мало знаем о пролетариате (как и вообще друг о друге) вследствие информационных барьеров, созданных в современном мире. Современное классовое господство сопряжено с искусственным деклассированием, с широким использованием подкупа, с демпинговой миграцией. Технологии господства имеют сегодня преимущественно психологический и интеллектуальный характер. В то же время историческая память о советском социализме - очень важный фактор коммунистической сознательности - всенародна.

Поэтому коммунистическое мировоззрение отвечает ныне интересам не только промышленных рабочих, но всех, кто зарабатывает трудом на пользу общества, кто сознаёт решающую силу знаний в современном мире, кто понимает пагубность неравноправия, кто не позволяет натравливать себя на сородичей и не желает соучаствовать в оболванивании ближнего.

Другое дело, что в органах социалистического государства и в рядах правящей Компартии слой сознательных рабочих должен быть достаточно большим, чтобы служить противовесом бюрократическим, авантюрным, местническим и тому подобным поползновениям.

В дальнейшем мы постараемся более основательно рассмотреть актуальные вопросы, затронутые в данной лекции. А пока подведём итог нашим рассуждениям. Современное общество достигло такой степени развития производительных сил и сознания людей, при которой оно оказывается перед выбором между дружественным характером отношений или враждой.

Идейные расхождения коммунистов с их оппонентами - это не спор сторонников разбивания яиц с тупого конца и сторонников их разбивания с острого конца. Это расхождение между полноправными людьми и поработителями людей.

Москва
23.05 - 28.05.2015