Что украинские «Русланы» доставили под видом американской дипломатической переписки на базу в Бишкеке?
Малопонятная, если не сказать, загадочная интрига разворачивается вокруг американского посольства в Киргизии, которое значится получателем 150-тонной «посылки» со статусом «дипломатическая почта». Груз, как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на киргизскую газету «Дело №…», был доставлен в конце марта в бишкекский международный аэропорт «Манас» украинской авиакомпанией «Авиалинии Антонова».
По данным издания, транспортный АН-124 («Руслан») прилетал в столицу Киргизии из Абу-Даби (ОАЭ) 28 и 30 марта. Всего за два дня посольство США получило 12 контейнеров общей массой 152 тонны. Причем, никто их, естественно, не досматривал, учитывая, что груз имел особый дипломатический статус.
Киргизские журналисты попытались получить разъяснения в посольстве США. Но там сказали, что комментариев не будет. Лишь во второй половине дня в среду американское диппредставительство все же постаралось объяснить получение груза. По официальной версии, «это был обычный груз с материалами для нового здания посольства» в Бишкеке.
Возможно, и так. Но тогда почему так долго думали с ответом?
К тому же, слишком много плохих «примет», косвенно указывающих на то, что «вашингтонский обком» готовит очередную каверзу по обкатанному на Евромайдане сценарию – на этот раз в Средней Азии.
Известно, к примеру, что в ноябре 2013 американское посольство в Киеве также получало «дипломатические грузы» с пачками зеленых банкнот. Позднее на Майдане появились новенькие купюры, номиналом 20, 50 и 100 долларов.
Также можно вспомнить, что в феврале временным главой миссии в посольстве США в Бишкеке был назначен Ричард Майлз, которого называют еще «гением цветных революций». Именно этот человек возглавлял диппредставительство в Грузии, когда там произошла, так называемая «революция роз».
Вряд ли, это все простые совпадения…
Вопрос: если американцы, действительно, хотят разжечь новый «очаг» хаоса в мире, то почему в Киргизии? Общих границ с Россией у этой республики, как известно, нет.
- Дело не в общих границах, - уверен завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. - Дело в том, что с 8 мая республика Киргизия станет – и это, как я полагаю, уже не обсуждается – членом Евразийского экономического союза. Удар по любому из членов Евразийского экономического союза – это удар по России. Поэтому, удар по Киргизии – это, конечно, удар по России.
А почему Киргизия? Потому что проще всего раскачивать ситуацию в стране, где политическая система находится, мягко говоря, в весьма разбалансированном состоянии. Где политический класс насыщен людьми, которые много-много лет получали деньги от западных организаций через грантовую систему. Это проще. Поэтому Киргизия, конечно, это основной потенциальный кандидат на то, чтобы попытаться сделать из нее некоего «троянского коня» в рамках Евразийского экономического союза. В рамках тех проектов, которые предлагает постсоветскому пространству и Китай.
То есть, разжигая Киргизию, бьют – это однозначно - и по Кремлю, и по Пекину. Это очень удобно. Очень дешево. Потому что Киргизия – это вообще страна дешевая во всех смыслах. Организовать там митинг в разы проще, чем, допустим, в Астане или Ташкенте. Поэтому – да, конечно, Киргизия.
— Таинственный груз может быть как-то связан с этими планами?
- Тут могут быть разные версии. Я не думаю, что они там доллары тонами возят. Вряд ли это наличность. В «Борисполь» возили в свое время. Но не тоннами, а гораздо меньшими весовыми категориями. Скорей всего, это какое-то оборудование. Оборудование для спецмероприятий – так можно сказать.
Вокруг посольства США в Бишкеке ведется, действительно, очень активное строительство в течение последних двух-трех лет. Там строятся, судя по всему, большое количество подземных комплексов. Чем они там будут насыщаться не совсем понятно. Кстати, это самое большое посольство и по количеству персонала, и уж, тем более, по оснащенности в Киргизии среди иностранных посольств.
В контейнерах, наверное, какая-то специализированная аппаратура. Поэтому отказывались от комментариев сначала.
— А насколько в республике сильная власть. Президент Атамбаев, например, какие имеет рычаги, чтобы противодействовать попыткам дестабилизировать ситуацию?
- В силу своих возможностей, как я полагаю, он пытается противодействовать. Собственно, сама по себе эта утечка является демонстрацией того, что Служба национальной безопасности держит руку на пульсе. Хотя все-таки, я думаю, что в основном там руку на пульсе держат иностранные специалисты, которые помогают киргизским чекистам. Есть ведь особые договорённости между нашими спецслужбами и спецслужбами Киргизии. На уровне таких договорённостей существует взаимодействие у российских спецслужб только с казахами. Вот три страны, которые связаны между собой очень тесными партнерскими узами в области разведки, контрразведки и т.п.
То, что нам стало известно сейчас вплоть до тоннажа отдельных контейнеров, я думаю, это как раз заслуга киргизских профессионалов, которые призваны противодействовать попыткам дестабилизировать ситуацию в стране.
Вот таким образом – через принцип: предупрежден, значит, вооружен. Никак иначе. Ну, что они могут сделать? Они не могут запретить десятки и сотни неправительственных некоммерческих организаций, которые там расплодились, по сути дела, как раковая опухоль еще при президентстве Акаева.
Сейчас ведь, по самым скромным оценкам, в Киргизии (если учитывать членов семей) количество людей, которые живут на западные гранты, исчисляется цифрой примерно от 200 до 250 тысяч человек. Для республики с пятимиллионным населением, можете представить, насколько это значимая цифра. Как иначе противодействовать? Запрещать они не могут.
Собственно, вот Атамбаев недавно с Соросом встречался. А что, надо было закрыть границы для филантропа-спекулянта международного? Не могут они себе этого позволить. Нет у них на это ни сил, ни ресурсов, ни возможностей. Поэтому они стараются по-возможности мониторить ситуацию. Делиться данными с партнерами по разным объединениям.
В конце апреля в Киргизии пройдут тренировки спецназа ШОС с участием российских, китайских, киргизских, казахских и таджикских военных. По-моему, очень адекватный ответ на все эти непонятные контейнеры и проч. глупости.
Востоковед Дмитрий Верхотурцев напомнил, в свою очередь, что загадочные вещи с американскими контейнерами случаются не в первый раз:
- Я могу напомнить историю с американским контейнеровозом «Маягуэс», произошедшую в конце Вьетнамской войны. Грузовое судно было захвачено боевыми катерами «красных кхмеров» в Сиамском заливе. А потом американцы бросили на то, чтобы отбить его, целый флот с авиацией и морской пехотой. Так и осталось неизвестным - хотя много лет прошло - что было в контейнерах, которые находились в трюмах «Маягуэса». На мой взгляд, эти контейнеры имели прямое отношение к кампучийским делам. Потому что через месяц после того, как сухогруз был отбит, в Кампучии вдруг появилось мощное антикоммунистическое сопротивление.
Поэтому соглашусь – груз в «Манасе» наводит на определенные аналогии. Хотя, тут трудно сказать. Может быть все, что угодно
Но действительно, американские и вообще западные организации в Киргизии работают давно и имеют там хорошие позиции. Это связано с политикой первых лет независимости. Свобода, демократия… Вот тогда, собственно, американцы туда пришли, укрепились и подготовили там себе кадры.
— То есть, ресурсы для дестабилизации ситуации уже есть. И скорей всего это даже не будет дорого стоить – Киргизия бедная страна…
- Я бы не сказал, что организация волнений совсем уж простое дело. Но в Киргизии – да. Там есть способы, как это сделать. Там нужно буквально несколько человек из местных, чтобы устроить беспорядки.
Для нас это не представляет какой-то существенной угрозы. Потому что все равно Киргизия экономически зависит от России. А Китай там, конечно, вольностей не допустит. Но это неприятно очень. И это, скажем так, враждебный шаг, если американцы, действительно, попытаются что-то подобное устроить.
- Средняя Азия – это тот регион, который может заполыхать уже в самое ближайшее время, - считает представитель российской Ассоциации приграничного сотрудничества в странах Средней Азии и Кавказа, политолог Михаил Чернов. – На это указывает и общеполитическая ситуация. И, скажем так, некие личностные биографические данные персонажей, делегированных для работы в Киргизию руководством США.
В Киргизии уже отработана и вся логистическая схема. И отработана прекрасно. Потому что долгое время аэропорт «Манас» служил американцам, как военная база. Соответственно, все каналы доставки, возможного распределения и освоения груза, в том числе и большого – это отработано.
Второе: Киргизия – это республика, где активней всего работал американский неправительственный сектор. И, соответственно, почва для принятия «демократических ценностей» уже подготовлена. Плюс в стране есть потенциал для дестабилизации – серьезные внутренние противоречия, которые уже становились раньше поводом для массовых выступлений. А это представляет достаточно серьезную угрозу, поскольку на юге Киргизия имеет выход в Ферганскую долину – т.е. на Узбекистан и Таджикистан.
Впрочем, уже есть договоренности с руководством Киргизии о том, что российские пограничники будут участвовать в охране киргизско-китайской границы. И я уверен, что очень скоро они встанут и на киргизско-таджикской границе. А уже к осени может быть решен и вопрос о размещении российской военной баз в Оше.
Соответственно, да - проблемы будут. Но они будут решаться.