|
От
|
IGA
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
28.04.2007 04:31:10
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"Свободная любовь" в СССР
Цитируется Николай Митрохин. Русская партия: Движение русских националистов в СССР. 1953-1985 годы. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.
Стр. 361-363.
Основная же задача, которую ставили перед собой участники движения русских националистов в 1960-е годы - противодействовать западному влиянию на советскую молодежь, так и осталась для них нерешаемой. Здесь нам уместно сослаться на свидетельство современника - весьма умного и наблюдательного молодого человека, сочувствующего русским националистам и потому решившего передать в КГБ результаты своих наблюдений за студенческой средой. Итак, русифицированный провинциальный город Одесса, 1968 г.:
"Радиопередачи слушаются студентами регулярно, но предпочтение отдается западным радиостанциям, так как они передают новости раньше, чем мы, передачи строятся интереснее. <...> В разговорах студентов совершенно спокойно появляются фразы: "А вот 'Голос' передавал, что..." <...> Желание фрондировать приводит к тому, что западные радиостанции слушаются в публичных местах. Автор обзора был свидетелем того, как группа студентов университета в кафе-мороженом "Ветерок" бравировала тем, что их приемник настроен на волну "Голос Америки". <...> В разговорах между собой студенты не стесняясь называют партбилет 'красным поплавком". <...> Пресловутая фраза о "ленинском Центральном комитете" вызывает улыбку или озлобление либо вообще проходит мимо ушей, что еще хуже. <...> Еще несколько лет назад немыслим бы показался анекдот о Ленине. А теперь "Лениниана" чрезвычайно обширна, и в студенческой компании эти анекдоты чрезвычайно распространены. <...> Изменения руководства в ЦК ВЛКСМ почти никто не заметил, да и вообще о существовании этой организации и ее деятельности средний студент мало что знает. <...> К помощи комсомола студент прибегает в том случае, когда он хочет поехать за рубеж. <...> Студент всегда чувствует разницу между будущим иностранного студента и своим, и это еще больше убеждает его в правоте в этом отношении западной пропаганды. <...> Молодежи импонирует "свобода" мнений в капиталистических странах. Иногда можно слышать просто циничные заявления типа: "Американцы - умный народ, и поэтому у них нет компартии". <...> Половина студентов мужского пола после "Великолепной семерки" стала ходить походкой Криса. <...> Можно без преувеличения сказать, что нигде западный образ жизни не оказывает такого влияния, как в области секса. В застольных разговорах непрерывно фигурируют западные женщины, которые умеют следить за собой, в противоположность "нашим коровам", западная свобода любви и т.д. <...> Отсутствие жилья у иногородних, непрерывные налеты общественности на общежития с целью обнаружения парочек и непрерывный надзор родителей у одесситов приводят к мысли о необходимости публичных домов, которая отстаивается с неслыханным упорством. <...> Нередки коллективные сборища, когда в одной комнате собираются несколько пар. Поэтому распространены случаи "обмена" и "перехвата" женщин от одного мужчины к другому" ["...Отчужденное от партии состояние": КГБ СССР о настроениях учащихся и студенчества. 1968 - 1976 г.г.// Исторический архив. 1994. №1.С. 183 - 192].
Можно и далее цитировать сей примечательный документ, но приведенных фрагментов текста достаточно, чтобы понять, что к моменту распада "группы Павлова" задачи, которые русские националисты ставили перед собой, оставались столь же (если не более) невыполнимыми. Молодежь (особенно студенческая) крупных городов во все большей степени отвергала идеологические и моральные требования партийных и комсомольских органов. А те ничего не могли поделать с объективным процессом вестернизации общества. Характерно, что даже наиболее активные члены "группы Павлова" к 1967 - 1968 гг. поняли тщетность своих попыток изменить ситуацию. В ходе интервью на вопрос автора: "Как вы оценивали эффективность работы, которую вы проводили в ЦК ВЛКСМ?" - В. Ганичев, говоря о военно-патриотическом воспитании, ответил:
"Очагами, при добросовестных людях - военруках, шевелящих мозгами ветеранах, это было живо. А там, где пошла галочка-птичка, там это умерло довольно быстро" [Интервью с В. Ганичевым].
В. Скорупа, которому члены "группы Павлова" приписывают изобретение военно-спортивной игры "Зарница", а также осуществление многих других комсомольских инициатив, сказал:
"Эффективность мы оценивали по росту рядов нашей организации. Конечно, во многих местах это было формальностью, но были и люди, которые реально работали" [Интервью с В. Скорупой].
Субъективные ощущения членов "группы Павлова" были подкреплены выводами социологов Института общественного мнения, действовавшего в 1960 - 1967 гг. при газете "Комсомольская правда" под руководством Б.А. Грушина. По итогам проведенного в 1967 г. опроса "Молодежь о комсомоле" выяснилось, что "молодые уже ни во что не ставили ВЛКСМ" [Грушин Б. Горький привкус невостребованности // Российская социология шестидесятых годов. С. 210]. Разочарованный С. Павлов буквально разбил зеркало, которое показало ему неприглядную картину, разогнав пестовавшийся годами коллектив социологов.