От Игорь Ответить на сообщение
К Alexandre Putt Ответить по почте
Дата 14.03.2006 21:06:59 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Семинар; Версия для печати

Re: Спартанцы-эскимосы

>>И где ж такие эскимосы сейчас живут, что им позволяют это делать?
>>Следует ли из этого, что они считают это благим деянием. В смысле те, кто это делал когда то. Про сейчас у Вас откуда сведения?
>
>Надо поднимать источники, я даже не вспомню, откуда это. Не в этом суть, различия, пусть и другого характера, в представлениях о морали имеют место. Например, индусы забивают камнями насильников. Жестоко? Может быть. В представлении какого-нибудь цивильного бюргера это ужас. Однако так даже сегодня. Или те же "неприкасаемые".

Но это не есть основы нравственности. Это обычай, нрав данного общества, основанный на том же нравственном предствавлении, что и у европейца - что насилие это тяжкий грех. Нравственность основана на естественном побуждении, а не на долге, обычае или традиции. Поэтому нравственный поступок часто совершается вопреки обычаю. Например, когда Христос сошел на Землю, он сказал, что все люди по образу и подобию Божьему созданы, нет не эллина, ни варвара...И он был понят людьми, потому что нравственное чувство и до Прихода Христа часто заставляло людей сострадать иноплеменникам, даже если обычаи этого и не позволяли. В данном контексте следует различать мораль и нравственность. Хотя эти слова часто употребляют как синонимы. Мораль общества вообще говоря основана на долге, на предписании, а не на естественном побуждении. Поэтому часто может и отходить от абсолютных нравственных вершин.