> Наука до 20 века в основном способна была справиться только с т.н. КВАЗИРАВНОВЕСНЫМИ процессами. Только они поддаются измерениям, на основании которых могут быть с высокой точностью предсказаны последствия тех или иных воздействий, оценена их динамика и т.д.
Примерно согласен.
> Эта же тенденция должна была привести и к соответствующим сдвигам в общественных науках.
Да, должна была. Замечу только, что количественные методы ограничено применимы в общественных науках.
> Гуманитарная наука в целом недалеко ушла от преднаучного понимания закономерностей процессов, приводящих к ломке тираний, установлению демократических или олигархических режимов, их загнивания и установления новых диктатур.
Это спорный момент. Начнём с того, что такая цель едва ли ставится. Человеческая жизнь коротка, изменения, результаты которых наступают через несколько поколений, едва ли заинтересуют многих ("В долгосрочном плане мы мертвы" Кейнс). Впрочем, не могу говорить за всех, для историков это может быть большой проблемой.
> Марксова классовая борьба - это всего-лишь перевод Платона и Макиавелли с языка полисов с их тиранами, аристократией(патрициями, нобилями) и демосом(плебсом)- в термины буржуазии и рабочего класса
Ну, много больше
> с потерявшимися по дороге диктаторами, которые этой теорией вообще не предусматриваются, а в реальности 20-ый век продемонстрировал, что диктатура Гитлера, Сталина, Черчилля, Франко, Муссолини, Пиночета, Саддама Хуссейна - есть неооторжимое от жизни человечества явление.
Допустим. Но ведь для марксизма предмет изучения - экономические отношения. Отношнния власти стало быть производные.
> Закономерности же перехода от спокойного развития к революционному взрыву - практически же не изучены совсем.
Разве марксизм не предлагает объяснение? Неважно, верное или нет.
> Величайшая заслуга Гумилева заключается в том, что он указал на важнейший факт. Общество не всегда готово к революциям. И связано это с текущим состоянием развития народов. Одни народы можно жечь, жарить, - и они будут только вяло уворачиваться, постепенно исчезая, ассимилируясь, например. А
Указать - это одно дело. Другое дело - доказать, что всё именно так.
> Само ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о существовании состояния, предшествующего общественной бифуркации, проявляющегося по Гумилеву в пассионарном напряжении, - и есть выдающийся вклад Гумилева в обществоведение.
Это не так. Подобные теории существовали и ранее, например, "Закат Европы" Шпенглера. Можно также вспомнить немецкую историческую школу в экономике (XIX век). Кроме того, одно дело - представление, другое - его обоснование.
> и успешно применять гумилевскую логику пассионарных подъемов-спадов к политическим событиям масштаба века и даже одного-двух поколений. Рассматривать в этих представлениях и динамику Германии от Бисмарка до Гитлера, и динамику возникновения, взлета и расцвета, старения и скачкообразного слома советской цивилизации.
Позволю выразить сомнение. Чтобы что-то объяснять, нужно иметь эмпирическую базу. Вопрос как раз упирается в неё: каким образом Гумилёв обнаружил эти подъёмы-спады, каким образом каждый человек может взять и проверить его расчёты?
Дальше, когда сконструированы факты, встаёт вопрос о причинности. После этого возникает новый вопрос, какие политические выводы следуют из этой концепции здесь и сейчас для нас.
Re: Не прошло... - Pokrovsky~stanislav20.03.2006 21:18:39 (21, 3698 b)
Re: Не прошло... - Alexandre Putt21.03.2006 21:59:28 (19, 2648 b)
Re: Не прошло... - Pokrovsky~stanislav22.03.2006 11:36:29 (19, 1251 b)
Re: Не прошло... - Alexandre Putt26.03.2006 00:10:18 (17, 1051 b)
Re: Не прошло... - Pokrovsky~stanislav26.03.2006 18:22:02 (33, 5550 b)