От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 29.01.2006 00:16:03 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Н. Холмогорова. Призрак "коричневой чумы" (о резне в синагоге и др.) (*+)

http://www.specnaz.ru/article/?851

Наталия Холмогорова
ПРИЗРАК "КОРИЧНЕВОЙ ЧУМЫ"



Первый месяц нового года проходит у нас под знаком звезды Давида. Едва
окончились новогодние каникулы, как страну поразила ужасная весть: не
где-нибудь, а в столице, в элитной синагоге на Большой Бронной, не
как-нибудь, а прямо во время богослужения было совершено Антисемитское
Действо!

Первые сообщения новостных агентств были до изумления расплывчаты и
никак не позволяли понять, что именно произошло. Ясно было только, что
случилось нечто страшное. Одни уверяли, что какой-то молодой человек
ворвался в синагогу и принялся резать ножом прихожан; другие - что он
выбежал из синагоги и начал резать прохожих. В числе пострадавших
журналисты также сильно расходились. Чрезвычайно различались между собой
описания предполагаемого преступника, а из рассказов о том, как он
совершил свое преступление и как был задержан, и вовсе ничего нельзя
было понять. СМИ соглашались между собой лишь в одном: <неизвестный с
ножом> - несомненно, скинхед, а все, что он делал в синагоге или около -
проявление свирепого антисемитизма.

ДЕТЕКТИВНАЯ ИСТОРИЯ

Первые более или менее связные описания происшествия на Бронной
усиливали в читателях чувство недоумения. Вот, например, как выглядело
<антисемитское злодеяние> в изложении <Коммерсанта>:

Молодой человек в кожаной куртке и с короткой стрижкой (ну, разумеется,
скинхед - кто еще может так выглядеть?) <каким-то образом проник в
синагогу>. Как проник - еврейский бог его знает. Почему охрана
пропустила через металлоискатель человека явно нееврейской внешности и с
ножом в кармане - читателю не объясняется.

Войдя прямиком в молитвенный зал, злодей подкрался к молящимся сзади и
принялся молча наносить им удары в спину. Жертвы почему-то тоже молчали,
как партизаны; и лишь когда несколько человек упали, обливаясь кровью,
окружающие сообразили, что в синагоге творится что-то неладное. Когда
вокруг поднялась паника, злодей <вытер окровавленный нож о полу кожаной
куртки> и побежал к выходу - но тут наперерез ему бросилась команда
супергероев: раввин синагоги Ицхак КОГАН, сын раввина и зять раввина.

Далее происходит поистине библейский диалог. <Зачем ты пришел к нам?> -
интересуется раввин. А злодей <спокойно> (я бы добавила: <задушевно>)
ответствует: <Чтобы убить вас>, или, по другой версии: <Я пришел сюда
убивать>.

С этими словами он снова выхватывает нож, и начинается потасовка. В
процессе драки <кто-то подобрал упавший нож и полоснул им по шее
налетчика, прежде чем ему скрутили руки брючным ремнем>. И, наконец,
меланхолическое заключение: мотивы действий нападавшего сомнения не
вызывают, поскольку <свои действия он сопровождал выкриками,
свидетельствующими о национальной и религиозной ненависти>. Вы спросите,
как злодею удавалось молча издавать ксенофобские выкрики? Что за вопрос!
Разве непонятно, что эти антисемиты на все способны!

Новость о <резне в синагоге> несколько дней занимала первые полосы газет
и первые места в теленовостях. При этом дело несколько прояснилось, но и
обросло любопытными подробностями. Перечислим факты, которые становятся
ясны при сопоставлении множества источников.

Личность обвиняемого: Александр Александрович КОПЦЕВ, двадцати лет, из
простой рабочей семьи. Инвалид (почти слепой на один глаз). В армию не
попал по здоровью. Не учится; работает в разных местах, выполняя
неквалифицированные работы, но долго нигде не удерживается. Год назад в
семье произошла трагедия - сестра Александра, обаятельная и
жизнерадостная молодая девушка, умерла от лейкоза. Саша очень тяжело
переживал ее смерть. Наконец, главное: Александр Копцев всегда был
одиночкой, замкнутым и нелюдимым, не имел близких друзей, ни к каким
молодежным группировкам (в том числе и к скинхедам) не принадлежал, а
после смерти сестры еще более помрачнел и замкнулся в себе.

Такова экспозиция. Теперь рассмотрим завязку.

11 января, в середине дня, Копцеву кто-то позвонил по телефону. Кто -
неизвестно. Александр вышел из дома. Где и с кем провел несколько
часов - мы не знаем.

Около пяти часов вечера Копцев пришел в синагогу на Большой Бронной. На
вопрос о том, как и почему его пропустила охрана (и пропускала ли
вообще?), не находилось ответа несколько дней. В СМИ <сливались> самые
различные и противоречащие друг другу версии: то утверждали, что
металлоискатель не работал, то - что он сработал, но Копцев отговорился
тем, что звенит пряжка ремня (а наивный охранник поверил), то - что,
когда охранник попытался остановить Копцева, тот якобы ударил его ножом
в висок...

Отметим, что для того, чтобы попасть в синагогу, необходимо пройти мимо
четырех охранников - двух во дворе и двух в дверях здания - и что
еврейские организации, как правило, к своей безопасности относятся очень
серьезно.

Наконец в деле появилась видеозапись событий в синагоге, и кое-что
прояснилось - однако возникли и новые вопросы. Копцев действительно
вошел в синагогу в указанное время и через главный вход, и действительно
вошел один. На входе его не останавливали и ни о чем не спрашивали.
Промолчал и металлоискатель, не заметив у него в кармане охотничьего
ножа - хотя минуту спустя истошно среагировал на женщину с ключами в
сумочке.

Почему охранники пропустили Копцева внутрь? Тут возможны три ответа:
либо традиции еврейского гостеприимства предписывают без разговоров
впускать в синагогу всех желающих; либо охранники проявили
разгильдяйство, в которое трудно поверить; либо руководство синагоги
знало, что Копцев должен прийти. Почему не сработал металлоискатель?
Объяснения, приводимые журналистами - мол, такой уж это капризный и
загадочный инструмент, с ним такое случается сплошь и рядом - критики не
выдерживают. Здесь также возможны три ответа: либо перед нами
необъяснимая игра природы; либо Копцев вошел в синагогу без ножа (и
тогда имеющаяся у нас картина преступления сильно меняется); либо
руководству синагоги было известно, что он должен прийти с ножом, и
металлоискатель выключили, чтобы не поднимать шума прежде времени.

Возникает и еще один вопрос. Вечерняя молитва в синагоге, так называемая
Маарив, в будний день длится всего около двадцати минут. Длительность и
расписание синагогальных служб - отнюдь не та информация, которой
владеет каждый прохожий. Это то, что <налетчику> следовало выяснить
заранее, если он не хотел прийти к закрытым дверям. Почему же он не
явился свершить свое черное дело в субботу, когда в синагоге
гарантированно собралось бы множество мишеней для его ножа? Откуда знал,
когда ему приходить? В Интернете этой информации нет. Если он уже был в
этой синагоге раньше, смотрел расписание, выяснял обстановку - почему
журналисты об этом молчат? А если не был - кто подсказал ему время?

Вернемся, однако, к картине преступления. Мы слышали, что Копцев вошел в
зал, где собрались молящиеся, и принялся бить ничего не подозревавших
людей ножом в спину. Посмотрим теперь на список пострадавших и характер
их ранений:

Куликов Г.В., 1972 г.р., был госпитализирован в ГКБ им. Боткина с
диагнозом <резаная рана левой височной области> (это охранник; но ранен
в висок он был не на входе, а позже, во время задержания Копцева);
Белинский Р.Д., 1964 г.р., был госпитализирован в ГКБ 1 с диагнозом
<резаная рана спины и шеи>;
Берлин М.В., 1963 г.р., был госпитализирован в HИИ им. Склифосовского с
диагнозом <резаная рана поверхности живота>;
Ежешкелия М.А., 1986 г.р., гражданин Израиля, был госпитализирован в ГКБ
им. Боткина с диагнозом <резаная рана поверхности шеи слева>;
Мишулович Михаэль, 1970 г.р., гражданин США, был госпитализирован в
Европейский медицинский центр с диагнозом <проникающее ранение левого
плеча и непроникающее ранение грудной клетки слева> [зять раввина,
раненый во время задержания Копцева];
Валид И.Б, 1980 г.р., был госпитализирован в HИИ им. Склифосовского с
диагнозом <геморрагический шок, поверхностное ранение левого плеча и
предплечья>;
Столовецкий В.Г., 1930 г.р., был госпитализирован в HИИ им.
Склифосовского с диагнозом <поверхностный порез шеи>;
Хужбеков Р., 1984 г.р., уроженец Таджикистана [гастарбайтер, работавший
в синагоге], был доставлен в ГКБ 33 с диагнозом <резаная поверхностная
рана височной области>.

Что же мы видим? Во-первых, из всех перечисленных ранений только одно
нанесено в спину. Остальным жертвам <убивец> целил в шею, виски, плечи и
предплечья, причем с левой стороны. Во-вторых, лишь одно ранение
проникающее, все остальные - резаные, причем многие из них
поверхностные.

Думаю, среди наших читателей немало людей, умеющих более или менее
профессионально обращаться с ножом. Предоставляю им судить,
соответствуют ли такие ранения ситуации типа <подошел сзади и начал бить
беззащитных людей ножом в спину>. Мне же, хоть я и профан,
представляется очевидным, что человек, нанесший эти удары, во-первых,
стоял к своим жертвам лицом, а во-вторых, не пытался их убить - скорее
уж оборонялся или, размахивая ножом, прорывался через толпу. Кстати, не
доверяя своим профанским предположениям, я проконсультировалась с
профессиональным медиком и профессиональным фехтовальщиком: оба говорят
то же самое.

Но вот самое интересное. Мы уже слышали, что в схватке <кто-то подобрал
нож и полоснул им по шее налетчика, прежде чем ему скрутили руки брючным
ремнем>. И по телевизору мы действительно, помимо синяков и ссадин на
лице (говорят, первый вопрос милиционеров, приехавших в синагогу по
вызову, был: <А зачем вы так его избили?>), видели на горле у
арестованного Копцева довольно внушительный порез. Журналисты, правда,
пробовали уверять, что Копцев, когда его схватили, пытался покончить с
собой при помощи того же ножа, но эта явно нелепая версия быстро сошла
на нет.

Странно, конечно, что кто-то из невинных жертв сделал попытку перерезать
своему обидчику горло, когда достаточно было просто скрутить его и
вызвать милицию - но в драке чего не случается! Однако консультация
практикующего врача, о котором я уже упоминала, заставляет взглянуть на
это обстоятельство с неожиданной стороны. Этот медик, несколько раз
просмотрев видеозапись с изображением Копцева под арестом и внимательно
рассмотрев порез у него на горле, пришел к выводу: такую рану невозможно
нанести в драке.

Дело в том, что человек, которому пытаются перерезать горло,
инстинктивно старается пригнуть подбородок к груди. Чтобы появилась
возможность нанести порез так высоко, необходимо, чтобы несколько
человек держали жертву - кто-то за руки, кто-то за голову - лишив ее
возможности сопротивляться и даже двигаться. Иначе говоря, если ранения
<жертв> легки, поверхностны и не свидетельствуют о намерении убить, то
рана на горле самого Копцева, напротив, свидетельствует о том, что с ним
пытались разделаться. Не в драке, не в порядке самообороны - а тогда,
когда он был уже скручен, обезврежен и безопасен.

Так что же на самом деле произошло в синагоге на Большой Бронной вечером
одиннадцатого января?

Можно было бы сказать: <Подождем суда, там все выяснится>. Но увы, судя
и по тому, как ведется следствие, и по реакции на это дело нашей
<прогрессивной общественности>, есть все основания полагать, что
справедливого и беспристрастного суда не будет.

Что касается следствия - приведем лишь два примера.

Дело против Александра Копцева возбуждено по целым трем статьям: 111
(<умышленное причинение тяжкого вреда здоровью>), 105 (<покушение на
убийство>) и 282 (<возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение
человеческого достоинства по национальному или религиозному признаку>).

Можно ли считать нанесение <поверхностных порезов> покушением на
убийство? Наверное, можно, если предположить, что несостоявшийся убийца
был очень уж неуклюж и неумел. Однако заметим для сравнения, что, когда
18 января, через неделю после <резни в синагоге>, трое кавказских
бандитов остановили на московской улице, ограбили и зарезали
итальянского бизнесмена - они были арестованы по статье 111, ч. 4:
<нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшее по неосторожности
смерть человека>.

Мило, не правда ли? Если одиночка посреди толпы при невыясненных
обстоятельствах помахал ножом, нанеся окружающим несколько поверхностных
ранений - это, разумеется, <покушение на убийство>; но когда трое в
темном переулке нападают на одного, грабят его и хладнокровно режут -
это всего лишь <неосторожность>! Чем объясняется вопиющая разница
подходов к этим криминальным историям, суровость прокуратуры в первом
случае и удивительная мягкость во втором? Неужели все тем же
национальным вопросом? Кавказцев ли судят снисходительнее, чем русских,
или жизнь еврея в прейскуранте нашего правосудия расценивается намного
дороже жизни итальянца?

Раз уж мы заговорили о национальном вопросе, спросим, чем объясняется
обвинение Копцева по 282-й статье? Можно предположить, что сам он
испытывал вражду и ненависть по национальному или религиозному
признаку - но каким образом он ее возбуждал? И среди кого? Неужели
работники прокуратуры полагают, что, размахивая ножом в синагоге, он вел
среди евреев антисемитскую пропаганду действием? Или своими
<поверхностными порезами> унизил их достоинство - мол, так презирает,
что и убить-то толком не захотел?

Это, конечно, абсурд. По-видимому, 282-я статья появилась в <деле
Копцева> по чисто политическим причинам, о которых мы сейчас поговорим
подробнее.

Но сперва расскажем еще об одном интересном эпизоде этого дела, не
получившем широкого освещения в прессе.

МЕСТО И ВРЕМЯ

Понятно, что одной из основных вех расследования подобного дела является
следственный эксперимент. Обвиняемого привозят на место преступления,
где он должен показать, как все происходило: кто где стоял, кто куда
бежал, и так далее. Если обвиняемый начнет путаться в показаниях, если
его рассказ значительно разойдется с материальными уликами или выводами
экспертов - это повод серьезно задуматься: можно ли ему верить? В случае
с Копцевым - не клевещет ли он на себя, когда подтверждает все, в чем
его обвиняют? Эксперимент на местности, возможно, помог бы разрешить
загадку того, почему <убийца>, целясь своим жертвам в спину, попадал
почему-то все время в грудь, быть может, пролил бы какой-то свет на то,
кто и зачем старался перерезать ему горло... Одним словом, без выезда на
местность в таком деле не обойтись.

Следственный эксперимент прокуратура назначила на субботу, четырнадцатое
января. Однако по приезде в синагогу работники МВД столкнулись с
неожиданными (неожиданными ли?) сложностями. Прихожане во главе с самим
раввином Коганом, выйдя им навстречу, заявили, что ни за что не впустят
<антисемита и нациста> в <святое для всех евреев место>, тем более в
праздничный день.

Разыгралась драматическая сцена. Люди, стоявшие за спиной раввина,
рвались к Копцеву и выкрикивали: <Отдайте его нам! Мы сами с ним
разберемся! Мы сами будем его судить!> Охране пришлось отвести Копцева
подальше от ворот: евреи были настроены весьма решительно, и, не будь
рядом ОМОНа, кто знает, что бы стало с арестованным. На место прибыл
один из руководителей управления по расследованиям бандитизма и убийств
Московской городской прокуратуры - но раввин отказался подчиниться и
ему. Так ничего и не добившись, следователь ограничился тем, что еще раз
допросил Копцева у ворот прокуратуры, а затем распорядился увезти его
обратно.

Здесь интересны два момента. Во-первых, раввин и прихожане синагоги
силой воспрепятствовали следствию под явно надуманным предлогом.
Надуманным - потому что синагога в иудаизме не является <сакральным
местом>: это не храм, а дом общественных собраний. Возможно, проведение
следственного эксперимента, да и само появление в синагоге следователей
и экспертов могло вскрыть какие-то подробности, невыгодные для раввина
Когана?

Во-вторых: неужели в прокуратуре не знают, что суббота - для евреев
религиозный праздник, и в этот день в синагоге наверняка будет много
народа? А если знали - почему назначили поход на место преступления
именно на четырнадцатое число? И почему следователь не удосужился
позвонить в синагогу и предупредить о намечающемся мероприятии? А если
позвонил - почему раввин не предупредил, что не пустит его на порог?
Наконец, главный вопрос: как решилась проблема, и состоялся ли вообще
следственный эксперимент? Это так и осталось неизвестным:

Все это выглядит странно и производит впечатление какого-то спектакля. О
том, кому и зачем нужен этот спектакль, мы сейчас и поговорим.

ТЕХНОЛОГИЯ ГЕВАЛТА

Происшествие в синагоге приключилось около 17.30. Милицию вызвали около
18.00. (Эта получасовая задержка - еще одна из странностей этого дела.
Раввин и его команда уже скрутили Копцева - что же они делали еще
полчаса?). Уже в 18.10 в новостных агентствах стали появляться первые
сообщения о происшедшем - расплывчатые, противоречивые, из которых очень
нелегко было понять, что, собственно, произошло.

А в семь часов вечера агентство <Интерфакс> уже связывается по телефону
с Берлом ЛАЗАРОМ.

Поскольку роль этого человека в дальнейших событиях очень велика,
потратим некоторое время на ознакомление с его биографией и политической
деятельностью.

Берл Лазар - глава Федерации Еврейских Общин России (ФЕОР), духовный
руководитель ультраортодоксального <хасидского> направления иудаизма.
Хотя он представляет лишь одно из течений этой религии, причем довольно
специфическое и экстремальное, наша пресса обычно именует его <главным
раввином России>.

Для начала интересный факт: этот человек не имеет никакого отношения к
России. Он родился в Милане в семье раввина и пошел по родительским
стопам. В возрасте 14 лет он уехал в Соединенные Штаты Америки, где
обучался в школах по подготовке раввинов Нью-Йорка и Нью-Джерси. По
окончании нью-йоркской Высшей духовной академии получил диплом раввина и
звание религиозного судьи. В 1989 году Берл Лазар отправился (или был
отправлен) в Советский Союз для восстановления и координации еврейских
общин. Сначала он собирался в Ленинград, но потом всё-таки остановился
на Москве. С 1990 года Берл Лазар раввин Любавичской синагоги в Марьиной
роще. С 2000 года Берл Лазар - главный раввин России (чего ему, кстати,
желал главный раввин Израиля ещё в 1991 году). 7 марта 2001 года Лазар
введен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями
при президенте России. В июле 2002 года избран председателем раввинского
совета Всемирного конгресса русскоязычного еврейства.

Однако, не всё так просто. Дело в том, что в России существуют две
крупные еврейские организации, а именно - Федерация еврейских общин
России (ФЕОР), считающая главным раввином этого самого Берл Лазара, и, с
другой стороны, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений
в России (КЕРООР), возглавляемый Адольфом Шаевичем, которого члены
КЕРООР считают главным раввином России. Две эти лавочки друг друга
терпеть не могут - и имеют на это очень серьёзные основания.

Сам Берл Лазар старается на эту тему не высказываться. Прижатый в угол,
он обычно говорит что-то вроде того, что <в Израиле сегодня два главных
раввина, например, и во многих странах, и во многих городах есть два
главных раввина. Говорят всегда, что если есть два еврея, есть три
мнения> (так он отвечал на соответствующий вопрос в интервью на радио
Свобода). Впрочем, он всегда подчёркивает, что всё-таки именно он,
Лазар, является главным раввином из двух.

Это и в самом деле так: организация Лазара сумела стать главной, наладив
хорошие отношения с Кремлём, который ему кое-чем обязан. Не секрет, что
еврейские организации в России создавались при участии и финансовой
поддержке крупнейших олигархов. Первой из них был печально знаменитый
РЕК, Российский Еврейский Конгресс, детище некогда всесильного Владимира
Гусинского, который и стал его первым президентом. Сначала в нём
заседали и Шаевич, и Лазар, но потом Гусинский сделал ставку на Шаевича.
В ответ на это Борис Березовский и Роман Абрамович решили создать свою
еврейскую организацию. Вначале 1998 года в Минюсте была зарегистрирована
ФЕОР, тогда же и возглавленная Берл Лазаром. Выборы Лазара на должность
главного раввина состоялись в день ареста Гусинского:

Итак, за симпатичным раввином. Во-первых, уже упомянутые Березовский и
Абрамович. Есть люди и посерьёзнее, хотя и менее заметные. Например,
Леви Леваев - израильский алмазный магнат, президент компаний
<Африка-Израиль> и <Гуткес>, главный конкурент знаменитой <Де Бирс>,
негласный владелец почти всей алмазообрабатывающей промышленности
России, личный друг Абрамовича - и Берла Лазара... Кто там ещё стоит за
его спиной - представить боязно, но догадаться несложно.

Теперь посмотрим на публичную деятельность Берла Лазара. Во-первых, он -
пользуясь, видимо, всё той же кремлёвской благодарностью за посильное
участие в ощипывании тушки Гусинского, а также всё тех же денежных
тяжеловесов за спиной - нашёл простой способ личного взаимодействия с
российской властью, включая верховную. Описывается он формулой <услуга
за услугу>. Так, раввин систематически выступает за отмену поправки
Джексона-Вэника, ограничивающей торговые отношения России и США в увязке
с положением евреев в России. Он же озвучивал идею принятия федерального
закона о запрете деятельности сект. Это было деликатное поручение: ни
светские власти, ни Православная Церковь не могли выдвинуть подобную
инициативу без того, чтобы на них не обрушилась либеральная критика; но
с раввином никакой либерал спорить не посмеет... В обмен на это от
правительства и Президента требовалась публичная поддержка еврейских
организаций и особенно ФЕОР. Именно Берл Лазар добился того, что Путин
зажигал ханукальную свечу Хасидском еврейском общественном центре : Сам
Лазар тоже не был обойдён вниманием: 1 апреля 2004 года он получил из
рук Президента орден Дружбы Народов: <Всё серьёзно>.

Особо следует отметить вот что. Берл Лазар неоднократно высказывался на
тему антисемитизма в России. И всегда делал это очень аккуратно. Более
того, ему принадлежит знаменитое заявление, что <антисемитизма в России
нет>. Это правда; тем не менее, раввину потом пришлось оправдываться
перед иностранными и российскими товарищами. Но стоял на своём:
антисемитизма нет - или его очень мало. Также Лазар был очень осторожен
в выдвижении <анти-антисемитских требований>. За всё время существования
ФЕОР он всего один раз выступил с инициативой такого рода: потребовал
запрета Национал-Демократической Партии России, за то, что в её
программе употреблялось слово <жиды>.

Но на этот раз почтенного <кремлёвского раввина>, кажется, укусила
какая-то муха.

Во время <резни в синагоге> Лазар находился в Израиле - однако, услышав
о происшедшем, объявил, что прерывает визит и возвращается в Россию.
<Россия покрывается коричневой чумой, - заявил раввин по телефону. - Мы
должны все вместе бороться с этим губительным явлением. Там, где
пропагандируются идеи фашизма, они в конце концов претворяются в
действительность, как это случилось сегодня в Москве>.

Очень любопытно, не так ли? Со времени происшествия прошло меньше
полутора часов. Сведения о нем крайне расплывчаты и противоречивы. Что,
собственно, произошло - непонятно. Сам Лазар, находящийся на другом
конце света, скорее всего, впервые слышит о дебоше в синагоге от
журналиста - своего собеседника. Однако, мгновенно сориентировавшись,
точно определяет, кто виноват и что делать: более того, произносит
красочную антироссийскую и антирусскую тираду (<Россия покрывается
коричневой чумой>), в которой трудно предположить импровизацию - нет,
эта пространная речь о фашизме производит впечатление подготовленной
заранее.

Для всех в России у Лазара нашлись свои предложения: мы, простые люди,
должны <все вместе бороться с этим губительным явлением>, а вот от
<верховных российских властей> израильский раввин <потребовал
немедленного вмешательства в эту ситуацию>.

Ну и ну! Раненые развезены по больницам, <человек с ножом> арестован и
доставлен в СИЗО, возбуждено уголовное дело, ведется следствие - неужели
такого <вмешательства в ситуацию> недостаточно? Нет: господин Лазар,
гражданин Израиля и США, даже не просит, а <требует> от российских
властей чего-то еще!

Ему вторит пресс-секретарь ФЕОР Борух ГОРИН: <Мы неоднократно говорили о
том, что в России есть опасность возникновения фашизма. Сейчас можно
говорить о том, что уже существует реальность - действующий фашизм. От
слов они уже переходят к действиям. Бороться теперь с зарождением этого
явления поздно. Надо искоренять его на корню>. И далее: <Мы ожидаем, что
это происшествие заставит общество и власти проснуться и понять, что
будущее России - в реальной опасности>.

С последним спорить сложно. Когда разваливается промышленность, наука,
образование, система здравоохранения; когда за год умирает на восемьсот
тысяч русских людей больше, чем рождается; когда в первый день нового
года посреди столицы чеченский бандит выхватывает нож и с криком: <Все
вы, русские, свиньи!> начинает калечить ни в чем не повинных людей (и
это - лишь один из множества подобных случаев!) - будущее России и
вправду в серьезной опасности. И хорошо бы, чтобы общество и власти
наконец проснулись и это заметили. Но почему сам Борух Горин ни в чем
перечисленном опасности для страны не видел, а узрел ее, лишь когда в
России слегка поранили нескольких евреев?

Тут же и Игорь ЯКОВЕНКО, глава Союза Журналистов России (казалось бы,
какое отношение имеет эта организация к евреям и еврейским проблемам?),
подхватывает и развивает тему <страшного фашизма>: <С одной стороны,
очень не хочется спекулировать на этом и делать какие-то обобщения, но с
другой, к сожалению, выстраивается очень последовательная цепочка.
Сначала власти без звука разрешают провести фашистское шествие, потом
долго-долго не разрешает провести антифашистское, а потом мы удивляемся,
что фашистов у нас становится все больше и больше>. Под <фашистским
шествием> здесь имеется в виду Русский Марш, репортаж о котором мы
помещали в ноябрьском номере <Спецназа> за 2005 год.

<Надо отменять мораторий и немедленно решать вопрос о применении
смертной казни>, - заявила первый вице-спикер Госдумы, член Высшего
совета партии <Единая Россия Любовь СЛИСКА, комментируя нападение на
прихожан московской синагоги. Напоминаем: мораторий на смертную казнь
был священной коровой российской политики на протяжении всего срока её
существования. От смертной казни старательно уберегали всех самых
гнусных воров и убийц, насильников и наркодельцов, садистов и подонков.
Однако, несколько лёгких ран, но нанесённых именно евреям, оказывается,
являются достаточной причиной для применения смертной казни. Как это
понимать?

Так, всего через каких-нибудь два часа после происшествия в синагоге,
совокупными усилиями ФЕОР и журналистского руководства был задан
камертон, которому в дальнейшем четко следовало освещение дела в прессе.

В дальнейшем СМИ, что ни день, сообщали новые душераздирающие
подробности. Вот мы узнаем, что Копцев почерпнул свои антисемитские
взгляды из экстремистских сайтов в Интернете, которые якобы постоянно
посещал. Правда, в доме у Копцевых не было компьютера - но кого это
волнует? Вот в руках у обвиняемого появляется некая таинственная книга
<о том, что жиды продали Россию> (характерное пародийное выражение
<анти-антисемитов>, которого сами антисемиты не употребляют); вот
какой-то анонимный сосед (!) под страшным секретом сообщает репортеру
НТВ, что Копцев читал <Майн Кампф>. Не иначе, в замочную скважину
подглядел. А вот журналист из <МК> якобы беседует с неким безымянным
скинхедом, который радостно сообщает, что видел Копцева среди своих
товарищей там-то и там-то, что бедняга входил в такие-то и такие-то
группировки, бывал на таких-то и таких-то скиновских мероприятиях...
Удачную идею немедленно подхватывают другие журналисты, и дальше события
развиваются, как в советской юмореске о ликеро-водочном заводе: <К концу
недели его уже многие видели> (с). Причем в самых разных местах. В том
числе и на пресловутом Русском Марше.

Все это - отнюдь не случайность и не самодеятельная инициатива
<четвертой власти>. В распоряжение оппозиционной газеты <Завтра> попал
любопытный документ: <темник>, то есть директива для прессы, якобы
составленная в Администрации Президента и объясняющая, как именно
журналисты должны реагировать на события в синагоге. Приведем выдержки
из этого документа:

Представляется необходимым до конца недели сделать тему главной во всех
СМИ, в первую очередь, на телеканалах и ведущих печатных изданиях...
Цели медийного реагирования:
подготовка общественного сознания к принятию закона, направленного на
противостояние антисемитизму и ксенофобии;
использование события для доказательства опасности легализации фашизма и
реальности националистической угрозы...
К концу недели должна стать очевидной необходимость решительных действий
со стороны власти для противостояния националистической угрозе.
Основной вывод: фашисты находятся среди нас, и мы не всегда можем их
опознать... (Классический постулат <охоты на ведьм> - прим. авт.)
Фашизм представляет значительную угрозу. Фашистская идеология толкает
людей на преступления, поскольку российское общество легкомысленно
относится к ней. В России открыто действуют силы, стоящие на
националистических позициях, что абсолютно недопустимо.

Трудно сказать, подлинный ли это документ. Характерно, однако, что
специалисты, отрицающие его подлинность, приводят при этом
один-единственный аргумент: <Да, очень похож на настоящий, но сейчас в
АП таких темников уже не пишут, а используют другие технологии>. Иными
словами, то, что либеральная пресса ставит своей целью промывание мозгов
населению, и то, что <охота на ведьм>, развертывающаяся в связи с делом
Копцева, инициирована или хотя бы подхвачена <на самом верху>, никто не
отрицает - понимая, что отрицать это бессмысленно.

Итак, Копцев явился в синагогу из <фашистских> побуждений; во всем, что
он сделал, виноваты <русские фашисты> и, конкретно, участники Марша 4
ноября; именно они и должны быть наказаны. В последующем официальном
обращении ФЕОР заявила, что, даже если виновный будет сурово наказан,
еврейские общины сочтут эту меру <запоздалой и недостаточной>: иными
словами, чтобы удовлетворить еврейские аппетиты, российская власть
должна покарать невиновных.

Вслед за ФЕОР подтянулся и недоброй памяти Российский Еврейский
Конгресс, тоже выступивший с заявлением. Он усмотрел причину
происшедшего в <безнаказанной националистической пропаганде> и
потребовал от властей обратить внимание на <разрешенные митинги
националистов, всерьез рассматриваемые прокуратурой письма с требованием
запретить еврейские организации, оправдания и амнистии в суде заведомых
антисемитов...>

Иначе говоря, РЕК предлагает ввести презумпцию виновности для лиц,
обвиняемых в национализме и антисемитизме, а еврейские организации в
России вывести из-под юрисдикции российских правоохранительных органов.
И российские власти, кажется, готовы с легкостью необыкновенной
согласиться на все эти наглые требования.

Берл Лазар встречается с российским министром иностранных дел Лавровым и
министром внутренних дел Нургалиевым. Высокопоставленные российские
чиновники поспешно соглашаются со всеми заявлениями знатного иностранца:
да, в России процветают ксенофобия и антисемитизм, да, для их
искоренения нужно принимать самые жесткие меры, да, мы немедленно
сделаем все, что вы скажете. Усилить охрану синагог? Пожалуйста! Начать
мониторинг антисемитских публикаций в Интернете? С радостью! Публично
заклеймить и осудить? Как вам будет угодно!

Конечно, не все требования евреев были исполнены. Так, несмотря на
красноречивые заявления, упреки и прямое публичное давление на следствие
со стороны пресс-секретаря ФЕОР, работники прокуратуры так и не
обнаружили ни единой стоящей за Копцевым <националистической
организации>. Что ж, не беда - тем легче обвинять в его проступке
<националистов> в целом.

И вот уже ГУВД Москвы создает совместно с ФЕОР <рабочую группу>, цель
которой - <отслеживать случаи пропаганды антисемитизма и ксенофобии и
координировать усилия общины и милиции по борьбе с фашизмом>.

Что же это у нас происходит? Государственная силовая структура вступает
в симбиоз с религиозной организацией, глава которой - иностранный
гражданин! Хотелось бы знать, как это сочетается с российской
Конституцией, в которой ясно прописана светскость Российской Федерации и
равенство всех религиозных организаций перед законом, и с правовыми
актами, регулирующими деятельность милиции? И что должны думать об этом
налогоплательщики, на чьи деньги существует ГУВД?

Похоже, что это только начало. Тот же РЕК, почувствовав, что его визави
готовы идти на любые уступки, требует наградить раввина Когана званием:
Героя России! Такое впечатление, что он задержал по меньшей мере
Басаева:

Вполне возможно, что будет принят и закон <против антисемитизма и
ксенофобии>, предсказанный в процитированном выше <темнике>. Возможны и
судебные преследования русских националистов за их убеждения, и многое
другое. Если начата <охота на ведьм> - кто может предсказать, чем она
закончится?

ПОДВОДЯ ИТОГИ

В изложении событий в синагоге, которое преподносят нам СМИ, имеются
странности, темные места и серьезные неувязки, показывающие, что все
было не совсем так - или совсем не так - как нам рассказывают. Некоторые
детали заставляют предположить, что Копцеву подсказали, когда и куда
идти, и что в синагоге его ждали. Также совершенно неясна собственно
картина преступления: создается впечатление, что Копцев, возможно, не
пытался никого убить, и даже пострадал не меньше, чем его <жертвы>.

Несмотря на весьма зловещий внешний антураж <резни> - маньяк врывается в
молитвенный зал и начинает полосовать людей огромным ножом - ни убитых,
ни искалеченных, ни даже просто серьезно пострадавших среди <жертв> нет.

Немедленно после происшествия в синагоге Берл Лазар выступил с заранее
заготовленным заявлением о <коричневой чуме в России>.

В дальнейшем СМИ старательно раскручивали тему, несколько дней удерживая
сообщения об этом, в общем-то, ординарном криминальном происшествии на
первых полосах и в первых строках новостей. По сей день продолжается
активная спекуляция на теме <русского фашизма>, причем для связывания
<одиночки> Копцева с фашизмом и русским национализмом используется
откровенно недостоверная информация.

Еврейские национальные и религиозные организации в России, прежде всего
ФЕОР и РЕК, в свою очередь, подняли выдающийся <гевалт>, раздувая
происшествие до масштабов вселенской катастрофы. В этот гевалт охотно
включились собственно российские общественные организации и
высокопоставленные чиновники.

Силовые структуры РФ уже объявили о своей готовности искоренять
<пропаганду ксенофобии и антисемитизма> по указке ксенофобов из ФЕОР.
Да, именно ксенофобов антирусского извода: как еще назвать людей, из
одного-единственного криминального случая делающих вывод о <коричневой
чуме в России>?

Автор пресловутого <темника>, кто бы он ни был, совершенно прав: случай
в синагоге используется для нагнетания <антифашистской> истерии и
развязывания кампании ненависти против русских националистов и русского
народа в целом.

На основе всего сказанного представляется вполне вероятным, что сама
<резня> - провокация, сознательно спланированная и осуществленная,
направленная против русского патриотического движения.

Весь ноябрь и декабрь мы наблюдали за лихорадочными попытками
скомпрометировать русское национальное движение. Сначала в ход пошла
тема <антифашизма>. Но ничего не получилось. Например, <антифашистский
марш>, задуманный как <ответ Русскому Маршу>, обернулся смешной и жалкой
клоунадой. <Убийство антифашиста Качаравы> не произвело должного
впечатления, ибо почти сразу выяснилось, что <антифашист> был членом
экстремистской молодежной группировки и погиб в полууголовной разборке.
Периодические <нападения на иностранных студентов> также не вызывали в
обществе особого волнения, ибо в криминале для нас нет ничего нового и
удивительного, и наши, русские студенты (как и русские люди всех прочих
званий) в России страдают от него намного чаще иностранцев.

Наконец решено было ввести в действие тяжелую артиллерию - разыграть
карту антисемитизма, которая до сих пор считалась беспроигрышной.

ПОСЕЯННОЕ И ПОЖАТОЕ

Медиа-кампания продолжается уже две недели, так что можно подвести
кое-какие итоги. И вот главный из них: внушить обществу мысль об
<опасности легализации фашизма> и <подготовить общественность> к травле
националистов не получилось.

Дело в том, что в России с антисемитизмом небогато.

Нельзя сказать, что его нет совсем; но даже бывший президент РЕК Евгений
Сатановский признает, что <уровень бытового антисемитизма в России
намного ниже, чем в США и европейских странах>.

Нелюбовь к евреям у российских антисемитов носит скорее теоретический и,
если можно так выразиться, ритуальный характер: она редко выходит за
рамки инвектив в печати и в Интернете и не ведет ни к каким опасным для
евреев практическим последствиям. В сущности, в России еврею живется
намного спокойнее и безопаснее, чем в том же Израиле: случаи, когда
российских евреев били или обижали по национально-религиозному признаку,
в РФ в последние годы можно пересчитать по пальцам одной руки (сравним
хотя бы с геноцидом русских в Чечне 1992-1994 годов!). Что же касается
убийств на почве антисемитизма - их, кажется, не случалось вовсе. В
самом деле: за все последнее время, начиная с 1990 года, в России не был
убит ни один раввин. Для сравнения: убитых православных священников и
монахов за тот же период - девятнадцать человек.

Поэтому рассуждения о <коричневой чуме> и о том, что <евреям становится
страшно жить в России>, у русского вызывают, в лучшем случае, иронию.
Помню, как я сама на следующий день после происшествия сидела за столом
в интеллигентном московском семействе, отнюдь не националистической
ориентации. Среди прочих тем обсуждалось нападение на синагогу - и
обсуждение шло именно в ироническом ключе: <Значит, так и говорит: <Я
пришел вас всех убить>? А потом молча закричал: <Хайль Гитлер>? А раввин
со всем своим семейством ему наперерез... Ну и ну!> Даже людям
достаточно либеральных и отнюдь не антисемитских взглядов оказалась
очевидна смехотворность истерики, раздутой вокруг этого происшествия.

Это в лучшем случае. Но гораздо чаще случается, что необоснованные и
несправедливые обвинения в антисемитизме ведут к росту антисемитизма.
Даже у самых спокойных и миролюбивых людей назойливый <гевалт> не
вызывает ничего, кроме раздражения. А когда <гевалт> организован по
откровенно сомнительному поводу и раздут до явно несообразной величины,
к раздражению прибавляется подозрительность. И, если в обществе уже
циркулирует версия: <Русского мальчика заманили в синагогу и пытались
ритуально зарезать, но он вырвался> - не стоит винить в этом злобных
ксенофобов. Нет, господа! Причины для таких умозаключений даете вы сами.

Впрочем, возможно, этого и добиваются профессиональные борцы с
антисемитизмом? Чем громче гевалт, тем больше раздражения и
подозрительности, тем сильнее накаляются отношения между двумя народами;
чем больше накаляются отношения, тем больше вероятность, что снова
произойдет какое-нибудь <антисемитское посягательство> - а значит,
появится новый легитимный повод для шельмования и борьбы с
<инакомыслящими>:

Первый пример, кстати, уже налицо, хотя это пример скорее комического
свойства. Какой-то ростовский выпивоха, вдохновившись примером Копцева,
решил <прославиться> - явился в местную синагогу, начал там скандалить и
размахивать горлышком от разбитой бутылки. Его предприятие почти
удалось. Журналисты поспешили было прокричать, что <по всей стране
начались погромы>, но тут выяснилась пикантная подробность: оказалось,
что ростовский <антисемит> - сам еврей!

Понятно, что ответственность за это <подражательное преступление> несут
работники СМИ, раскрутившие анти-антисемитскую истерику; и понятно, что
последствия подобных истерик могут быть и гораздо более серьезными.

Впрочем, взывать к нашим <властителям дум>, уговаривая их не играть
судьбами и жизнями простых людей - занятие наивное и бесполезное.

Что в такой ситуации будут делать русские националисты - понять
несложно.

До сих пор националисты в основном оборонялись - то есть оправдывались в
ответ на клевету, опровергали заведомо ложные обвинения, и так далее.
Теперь <игра чёрными> стала непозволительной роскошью.

Во-первых, сложившаяся ситуация вызовет естественную консолидацию
русского движения. Близкая угроза сплачивает. Скорее всего,
националисты - сейчас разделённые на множество мелких группировок -
научатся оставлять в стороне идейные и личные разногласия, объединяться
ради решения конкретных задач. Можно ожидать, например, возникновения
<параллельных структур власти> - приём, применявшийся в мировой практике
не раз и доказавший свою эффективность. Например, легко представить себе
создание <Народной Общественной палаты>, в противовес нынешней. Такой
орган мог бы сыграть роль <общей площадки>, на которой можно озвучивать
и доносить до общества точку зрения националистов на текущую ситуацию.
Можно также предположить, что этим дело не ограничится.

И самое главное - эти действия будут восприняты российским обществом как
минимум сочувственно. Потому что сейчас уже всем стало окончательно
ясно, что жупел <антисемитизма> - это именно что жупел, которым
размахивают в основном жулики. Что лидеры какого бы то ни было
государства, включая еврейское, не имеют права <безбоязненно предъявлять
требования к России>. И что несколько лёгких ран, нанесённых
сумасшедшим, не дают никому никаких прав, кроме общечеловеческого права
на сочувствие.