Алексей Чеботарев
Пробный камень Общественной палаты
Члены нового органа обещают показать зубы Зураб Церетели пополнил список знаменитых общественников.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)В конце недели завершилось формирование Общественной палаты РФ – в нее были избраны еще 42 делегата от региональных и федеральных общественных организаций. Среди новоизбранных общественников оказались, например, известный скульптор Зураб Церетели, академик Константин Фролов, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. В скором времени в палате будут созданы 13 комиссий, каждая из которых будет работать на своем направлении. Правда, дата ее первого заседания, на котором будет принят устав и регламент палаты, пока точно не определена – по словам членов ОП, они намерены собраться не раньше 20–23 января.
Как считают сами общественники, главной интригой заседания должны стать устав и регламент. Член Общественной палаты Алексей Чадаев отметил, что даже процедура выборов делегатов имеет много недостатков. В частности, в последний день выборов в число членов палаты «проходили люди, получившие одобрение небольшого числа выборщиков». «По итогам выборов мне стало понятно, что каждый из числа назначенных президентом членов палаты может провести в нее еще одного человека – кого захочет, – сказал в интервью «НГ» Чадаев. – В этой рейтинговой схеме очень легко меняться голосами – обменивать свой голос на чей-то еще и договариваться о проведении своих. Вот и Церетели прошел, потому что очень много людей, которым приятно упоминаться через запятую со знаменитостями».
Однако процедуру выборов радикально вряд ли изменят, зато состав и компетенция комиссий и совета палаты наверняка, по мнению Чадаева, станут темой бурных дискуссий. «Треть палаты составляют звезды и бизнесмены, которые явно работать в комиссиях не будут, – отметил Чадаев. – Другую часть составляют люди из регионов, которые тоже вряд ли будут часто приезжать, только на заседания палаты, которые скорее всего будут проводиться нечасто. Поэтому фактически палата решать что-то будет очень мало, она будет утверждать решения комиссий и совета палаты. Причем скорее всего решать вопросы будут председатели комиссий, потому что сами комиссии вряд ли будут собираться в полном составе. Я считаю, что член палаты может работать только в одной комиссии, иначе эти комиссии просто не будут работоспособны».
Другой представитель Общественной палаты, политолог Сергей Марков, напротив, надеется, что каждый член палаты получит возможность работать не менее чем в двух комиссиях. Однако, по его мнению, пробным камнем и показателем того, является ли палата рабочим органом или же органом камуфляжным, станет обсуждение закона об НКО.
В декабре, во время дискуссий вокруг законопроекта, палата уже, по словам Алексея Чадаева, «показала зубы». «На последнем заседании палата приняла заявление, где были отмечены позитивные изменения в законе, но в то же время указывалось на многие недостатки проекта, – сказал Сергей Марков. – В частности, там много очень неопределенных вещей – например, в законе нет определения политической деятельности, не вполне ясно, насколько жестко будут обязаны НКО следовать своему уставу. Палата мягко призвала Совет Федерации и президента не спешить и заявила о том, что собирается принять участие в формировании системы подзаконных актов, регулирующих действие закона об НКО. Этот закон всегда будет в зоне пристального внимания Общественной палаты».