От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К И.Л.П.
Дата 25.12.2005 19:19:37 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Компромисс; Версия для печати

Re: Нужно государство


>Эта организация называется государство. Отсутствие такой работы наглядно показывает, что суверенного российского государства у нас, в общем-то, нет сегодня.

Некоторое время назад я тоже так думал. Сейчас понимаю, что это - ошибка. С ростом числа позиций, требующих управления, управление становится сложней и неподъемней. Извините, но по закону факториала. И рано или поздно государство становится несостоятельным. Управление "съедает" экономику. Либо теряется управляемость.

Управление с государственного уровня должно "спускаться" на более низкие уровни предприятий, объединений, союзов и т.д. А в руках государства должны оставаться только самые магистральные проекты. Иначе - не осилит. Что, собственно, и продемонстрировало Советское государство. Небезызвестный "застой" как раз и был кризисом управления. Страна перестала реагировать на управленческие импульсы Москвы, поскольку они перестали быть адекватными реальности. Типа идет гонка за повышение урожаев зерновых, в деревню по льготным кредитам направляются все более совершенные комбайны и трактора, а эти зерновые массами сгнивают по элементарной причине - у колхоза не предусмотрено в бюджете строительство навеса над током. И после первого же дождя горы невывезенной на элеватор пшеницы начинают "гореть" - сгнивать. Стоимость навеса много меньше стоимости комбайна "Дон", но только никак не удается изыскать для данного колхоза безлесой степной зоны 100 кубометров бруса и несколько сот квадратных метров шифера. И "горит" зерно.

Хороший пример - Отечественная война. В 1941-42 годах унаследованная от Николая I(организация охраны заключенных в Петропавловской крепости) система взаимных доносов командира, политработника и особиста парализовала управление войсками. Инициатива была опасна. Тебя тут же заложит твой комиссар. И не приведи господь, поражение, а то и просто отсутствие результата. - Расстрел! В итоге в 1941-42 годах войска управлялись практически непосредственно из Москвы. Командиры перекладывали на вышестоящие штабы ответственность за принятие решений. Но такое командование без понимания местных условий, состояния войск, без оценки фактора времени, которое в боевой обстановке должно цениться на минуты, - гнало на пулеметы батальоны и дивизии.

Положение изменилось когда в Сталинграде войска остались по сути наедине с противником. Политработники и особисты армии Чуйкова, извините, дезертировали за Волгу и были расстреляны. И солдаты взяли на себя ответственность за принятие решений. Вырабатывая явочным порядком тактику штурмовых групп.
Аналогично на Ржевском выступе в августовско-сентябрьских боях 1942 года дивизии исчезали в борьбе за маленькую деревушку. Знаменита деревушка Полунино, за которую положили 12 тыс. человек. А взял деревушку новый командир дивизии, который буквально руками ощупал окрестные болота, понял, что они проходимы(высохли) - вывел собственным решением солдат в обход Полунино, ворвался и за два часа отбил ее у немцев. Правда, под угрозой расстрела нарушил уставное положение о том что нельзя в наступление идти без танков. Но танки бы не прошли. В дальнейшем этот командир дивизии стал командармом-31.
В том же наступлении у райцентра Карамзино множественные бесплодные атаки оставляли на поле тысячи трупов красноармейцев. И только инициатива командиров, принявших решение о ночной операции штурмового отряда решила проблему.

В 1943-45 годах Москва, оценив результативность инициативы на местах, относилась гораздо лояльнее к творчеству и ошибкам командиров Красной Армии. К тому, что инициатива стала спускаться на местный уровень. И результаты оказались налицо. Армия стала гнать немцев из страны.

Точно то же и с экономикой. Абсолютно необходимо, чтобы каша заказов и поставок варилась сама, без участия правительства. Иначе при нынешнем разнообразии артикулов материальных позиций ни одна власть просто не сумеет управиться. 99% вопросов должны решаться на уровне саморегулирования. На уровне соглашений между директорами предприятий, организаций, КБ и НИИ. Но решения на уровне двух директоров организуются как правило неплохо. А вот когда нужны взаимные обязательства 3-4-40 и т.д. участников, - не выгорает. Выгорает только под эгидой генерального диспетчера типа концерна "Газпром" или концерна Ходорковского, которым под силу заинтересовать всех. И опять-таки пропустить через себя разруливание их взаимных обязательств.

Но это тоже не дело. Поскольку приватизационные олигархи как правило хреново управляют доставшимися им ресурсами. Не под то мозги заточены. Да и целевые установки у Ходорковских-Березовских и пр. те еще! Остается либо опять заставлять государство плодить и без того непомерную армию плохо понимающих обстановку чиновников-москвичей, состыковывающую из Москвы всех и вся в экономике, либо выращивать снизу структуры согласования интересов и планов множественных независимых команд. Последний вариант я рассматриваю как магистральный. Именно организациИ(множественные, в том числе, временные). И желательно - организации под эгидой политической партии, вырабатывающей приоритеты проектов совместного развития независимых участников: производителей и разработчиков.