5. ОПЫТ РЕШЕНИЙ АГРАРНОГО ТУПИКА В КАМБОДЖЕ (написано на основе 11*).
Наиболее наглядно иллюструет проблемы сельского хозяйства история его развития в Камбодже. Кампучия испробовала на себе традиционный деспотизм, французскую колониальную администрацию, третий "социалистический" путь Сианука, бестоварную экономику Пол Пота, коллективизацитю советского типа и наконец, капиталистический способ сельскохозяйственного производства без поддержки государства.
По сути Камбоджа поставила наиболее чистый эксперимент по построению социализма на базе традициционного общества. Этот эксперимент обнажил те черты, которые по тем или иным причинам оказались скрытыми в других странах. Оказалось, например, что если государство традиционное, то чиновники, предствители монарха, обирают крестьян вплоть до самого предела полунищего сушествования. Это полуфеодальное полурабовладельческое государство, где феодализм и рабство взникают в силу экономических причин - за долги. При этом крестьяне живут всегда на уровне базового подукта (на уровне выживания). Отметим, что "ужасы Красных кхмеров" - в основном "утка" ЦРУ–шной прессы. Жертвы, приписываемые режиму Пол Пота, во многом были результатом ковровых бомбардировок территории Камбоджи из-за того, что по ней проходили пути снабжения партизан Южного Вьетнама. Большинство погибших в Камбодже погибли от налетов американской авиации - страна была подвергнута самой интенсивной бомбежке со времен Корейской войны и до войны в Кувейте, что по плотности превосходило бомбежки Германии - и в результате голода, эпидемий и разорения, вызванных этой бомбежкой. Инициатор слуха о"двух миллионах убитых Пол Потом", француз Жан Лакутюр (Lacouture), отмежевался от этих цифр, заявив (в New York Review of Books), что "погибли только тысячи человек", т.е. в тысячу раз меньше. Красные Кхмеры были азиатским вариантом Пугачева и Разина, они несли крестьянскую войну в коррумпированную столицу (12*).
5.1. ДОКОЛОНИАЛЬНАЯ КАМБОДЖА
Сельское хозяйство в Кампучии всегда развивалось экстенсивно. Чиновники традиционного государства жили за счет мародерства и грабкжа крестьян. Расходы двора непрерывно росли. Население из-за недоедания сокращалось. В Камбодже в середине 19 века традиционная модель крестьянской экономики не обеспечивала даже простого воспроизводства населения – его численность сокращалась. Плата за землю была издольная, в виде процента от урожая или фиксированная, независимо от урожая. Крестьяне часто арендовали и буйволов. Уровень избыточного продукта был крайне низок и он растворяся без следа в многочисленном административно-бюрократическом аппарате.
Главным препятствием на пути реформ в Кампучии всегда выступал многочисленный и влиятельный слой феодально-чиновьничьей бюрократии. После прихода французов их попытки в конце 19 века реорганизовать деспотическую традиционную систему и ограничить коррупцию привели к массовому и хорошо организованному восстанию 1885-1886 года в защиту короля. Руководящую роль играли чиновники. Не идея борьбы за независимсть, за борьба за отмену ключевых положений реформы 1884 года были стержнем выступлений. После уступок в сфере реформ восстание было быстро и организованно прекращено.
В конце концов французская реформа налогообложения привела в Камбодже к тому, что общий объем платежей, идущих от крестьян, не изменился по сравнению в доколониальным периодом, но резко уменьшились незаконные сборы с крестьян чиновниками. Массовое рабовладение существовало вплоть до 1897 год. В 1904 году французы отменили остатки феодальных отношенй. Был создан слой многочисленных средних крестьян. Французы настойчиво боролись за сохранение среднего крестьянского землевладения. Они боролись с ростовщичеством, главным образом китайским капиталом. Французы периодически законодательно отменяли долги. Но полностью его унчтожить не удавалось. Кроме того это было им и не выгодно, так как именно китайский капитал организовывал экспорт риса и давал высокий доход. В попытках найти решение было запрещено владеть землей не французским гражданам, но тогла крестьяне стали закладывать удущий урожай, иногда на несколько лет вперд. То есть вместо залога людей, как в доколониальной Камбодже, в залог стал отдаваться урожай. Тогда был введен жесткий контроль за дейтельностью чновников, но уровень жизни крестьян пракически не изменился из-за демографического взрыва.
Частная собственность на землю была закреплена только в 1920 году. В 1920-1945 году начался бум по выращиванию каучуковых деревьев. Гевея росла там, где не рос рис. Это дало деньги и началось все более иненсивное освоение земель под рис. Следовательно, установление французского протектората дало экономический рост.
После некоторого улучшения жизни после нормализации земелных отошений и особенно после привнесенного фанцузами улучшения системы здравоохранния немедленно начался демографический взрыв. Началось освоение новых земель. Жесткость механизма рыночного и демографического давления для отдельной семьи дало стабильность и рост для государства. До тех пор пока не был исчерпан фонд земель регулярного орошения продолжался высокий рост народонаселения. До прихода французов чесленность населения сокращалась. Да именно после прихода французов начался очень быстрый рост населения. Если в 1870 году в Камбодже проживало 1 млн человек, в 1911 году уже 2,43 млн.
Но одновременно ключевые позиции в сельской экономике занял ростовщический капитал. Основой этого стал повсеместный переход на сбор податей и налогов в денежной форме. Крестьяне же не обладали навыками торговли. В 50-е годы 20 века в Камбодже все жители небольших древень были родственниками, и в отсутствии общинных земель, как таковых, взаимопомощь между соседями родственниками являлась постоянным фактором деревенской жизни. Новая фаза в жизни страны наступила с уходом колонизаторов и приходом к власти принца Сианука.
5.2. СИАНУКОВСКИЙ "СОЦИАЛИЗМ"
В постколониальной Камбодже немедленно произошло разорение мелкого производства на натуральной основе. Газета «Чхием кхмае» писала: «Сейчас Камбоджа страдает от серьезной болезни, которая все сильнее поражает страну - от взяточничества.... деятели высоких и низких рангов, используя свое положение, берут взятки у населения, обкрадывают казну. Они строят себе дома, покупают иностраные машины и получают новые чины и звания. Население ненавидит чиновников, не хочет иметь с ними дела. Народ не желает платить налоги, так как знает, что они не поступят в казну, будут разворованы (11*, стр. 65). Не правда ли, очень похоже на ныненюю Россию. "Крестьянство - самый обделенный, эксплуатируемый класс камбоджийского общества" - писал Ху Юн, один из лидеров компартии Камбоджи - "Те, кто день и ночь трудятся на полх, выращивая рис, борясь с погодными условиями, получают лишь 1/4 часть дохода от реальной стоимости своего труда, а те, кто не принимают участия в процессе проиводства получают 3/4 дохода, причем эти 3/4 дохода обманом отобранные у крестья, аккумулируются в городе (11*, стр. 68). То, что мы обычно называем городом, пишет Ху Юн - на самом деле огромный насос, который выкачивает силы из кхмерской деревни.
Коммунисты Камбоджи вели борьбу против французов под лозунгами уравнительности и антиурбанизма (настроенность против города). После победы национально-освободительной революции и ухода французов немедленно начался процесс обезземеливания крестьян и конценрации земли в руках отдельных землевладельцев. Запас свободных земель быстро иссякал и к тому же они были хуже по качеству. Второй фатор, приведший к резкому ухудшению ситуации, было то, что французы сумели резко ограничить коррупцию. Уход французов привел к ее резкому росту. Режим Сианука не знал как бороться с коррупцией. Мы не можем лишать капиталистов их состояний, как это делают коммунисты»-заявлял в 1956 году Сианук- но нам следует добиться того, чтобы они сами открывали для своих рабочих медпункты, госпитали, школы, спортпощадки. Французы такой сильной поляризации населения, какая была достигнут при шедшем по «третьему пути» Сиануке, не допускали. Они шли на самые решительные меры вплоть до централизованого списывания всех крестьянских долгов ростовщикам. Делали они это только для того, чтобы сохранить основные пропорции системы. После ухода франузов до 60% деревенских жителей стали полными бедняками (11*, стр. 9).
Рост бюрократического аппарата был непомерен - к 1967 году его численость взросла в 2 раза по сравнению с 1956 годом. На содержание чиновников требовлось тепеь 60% от всего бюджета (11*, стр. 78). Более того стремительный рост городского населения привел к недостатку продовольствия, потому что много его контрабандой вывозилось в Южный Вьетнам, где присутствие американцев гарантировало более высокие цены. Выход мог быть в прямых закупках риса у крестьян, но контрабанда, видимо, была неистребима. Приход к власти в 1970 году проамериканского режима Лон Нола только ускорил события.
5.3. РЕВОЛЮЦИЯ 1975 ГОДА
Как пишут в энциклопедиях, в 1960-х Красные кхмеры во главе с Ангкой (Angkar — «Организация» на кхмерском языке) начали справедливую революционную вооружённую борьбу, создав сельские базовые области среди крестьян (позже Ангка открыто назвала себя Коммунистической Партией Кампучии). Их цели состояли в свержении феодализма, развитии новой независимой экономики и изгнание из Камбоджи всех сил иностранного господства.
После прихода коммунистов к власти было решено насильствено выселить сельскую местность миллионы людей из города. У красных кхмеров просто не было продовольтвия, чтобы прокормить города. Города были не нужны бестоварной экономике, поскольку в этом случае город ничего полезного не производит. Уже к концу апреля 1975 года 3 млн жителей Пномпеня (а всего там было 3,5 млн горожан) были выселены в сельскую местность.За какой-то год Камбоджа стала представлять из себя изолированные друг от друга сельскохозяйстенные поселения, где все, оетые в одинаковую ченую форменную одежду, много трудятся и мало потребляют и при этом полносью контролируютсявластями. Практически 99% от числа погибших от глода и болезней в 1975 год составляли бывшие жители городов (11*, стр.131).
За всю историю 20 века бестоварная экономика нигде не существовала столь длительное время и в таких чистых формах, как в Кампучии. Пол Пот - лидер беднейшего крестьянства. Под социализмом он понимал только уничтожение любых отношений обмена, частной собственности и введение собственности коллективной. План был следующий. 1. Увеличить прозводство риса. 2. Существенную часть его пустить на экспорт. 3. На доллары купить технологию. 4. Технология позволит улучшить жизнь людей.
Значителная часть «старых» крестьян считала режим красных кхмеров своим. Они поддерживали репрессии вотношении «продавшихя Западу горожан»и строгую уравнительность отребления, ликвидацию рынкови денежного обращения. В Кампучии пямая принадлежность к власти «сарых» (бывших крестьянами о переселения горожан-«новых крестьян») крестьян ценилась ими выше, ем жизненные трудности. Земля, очищенная от джунглей в течени 1-2 лет давала очень хороший уржай (в 2 раза выше, чем с традиионно используемых наделов).
Передвижение по стране ограничивалось под страхом смертной казни. Повсеместно происходили расстрелы бывших лоноловский солдат и чиновников. Питание было очень огранииченым. Излишки не возникали. Исключался натуральный обмен ибо нет а свете товара более ценного, чем продовольствие, особенно в положнии, которое ненамного отличается от голода (11*, стр. 133). Главным рычагом управления был страх. Страхом людей заставляли работать столько, сколько это было неободимо власти. Устойчивость бестоварной экономики, как показал опыт Камбоджи, напрямую зависит от уровня страха среди населения. Ибо без непосредственных угроз все производители стремятся производить по минимуму.
Была задействована идеология, например, Революционный кодекс поведения включал следующие правила.1. Уважай дисциплину. 2. Неукоснительно выполняй директивы партии. 3. Действуй совместно и в единстве. 4. Уважай общую собственость. 5. Отчитывайся за дневную работ и планируй свою работу на следующие дни. Раз в неделю были собрания по критике и самокритике, где шел отчет о выполнении кодекса. Если кто-то не полностью его выполнял его ждала смертная казнь. Для борьбы с саботажниками эффективно использовалось и доносительство. Практика взаимных доносов была очень действенной.
Аграрная политика красных кхмеров не стремилась к безудержному росту общей площади обрабатываемых земель. У них было стремление к максимальной интенсификации использования земли с помощью максмальной эксплуатации живого труда. Механизированный труд, требовавший соответствующего оборудования и обслуживания, оказывался существенно дороже труда физического, особенно когда физический труд выступал фактически в подневольной, рабской форме.
В 1976 году в Камбодже все промежуточные институты, способные если не защитить, то существенно ограничить пресс государственной власти в лице независиых судебных органов, религиозной общины с ее моральными и этическими нормами, даже родственные и семейные узы заимной поддержки подверглись полному запрету и уничтожению. Устрашенные репрессиями полуголодные люди остались один на один с властью, контролировавшей любое их действие, полностью распоряжавшейся их жизнью и судьбой.
Самое пикантное, что бестоварная Кампучия оказалась жестко зависимой от колебаний мировых цен на рис. Бестоварная экономика стала резко зависимой от рыночного мира.
Общество стало сверхбюрократическим. План был нужен для мобилизации населения. Государственная власть снова превратилась в деспотическую, определяющую жинь каждой крестьянской семьи. При традицинализме то был король хозяин земли и воды. При коммунальнсти - партия, высший распорядитель жизни каждого отдельно взятого человека. Черты традиционного кхмерского строя можно усмотреть и в непрерывном процессе ринуждения со стороны государства, в организции масового принудительного труда и ирригационных работ, которые в Кампучии всегда рассматривались как предпсылка могущества страны.
Идея вутреннего врага широко использовалсь практически во всех странах, где коммунисты сумели захватить власть (вспомним Албанию, Югославию, Китай, Чехословакию, Венгрию, Болгарию...). Она вышла на первый план в Кампучии осенью 1976 года. Весной 1977 года партия красных кхмеров объявила о начале чистки партийно-государственных структур. Начались массовые репрессии. Причина чистoк в том, что в 1976 году из-за погодных условий урожай риса был очень низок и страну в 1977 году охватил массовый голод. Хроническое недоедание распространилось на все основные районы в 1978 году, хотя урожай риса был выше. Более половины производишегося риса вывозилось, этого было недостаточно для пропитания людей кормящихся с земли. Экспорт риса шел в Китй в основном в обмен на военную технику.
В Камбодже именно «вторая волна» руководителей воспринимала бестоварную экономику как некую данность, единственно справедивую систему и верило Пол Поту, что причны неудач временны и носят субъективный характер. Приходилось постоянно репрессировать недовольных и сомневаюшихся. В 1976-1978 годах был уничтожено 242 высших руководящих работников. Дестабилизация режима привела к поискам внешнего врага - им оказался Вьетнам, которому предъявили территориальные претензии и начали атаковать. Камбоджа стала сателлитом Китая. Вьетнам ответил интервенцией и установлением провьетнамского (а значит и просоветского) режима.
5.4. ПОСЛЕ ПОЛ ПОТА
Окупация Камбоджи 1978 году Вьетнамом и крах режима Пол Пота не привела к процветания. Наоборот, дело шло к полной разрухе в сельском хозяйстве, а международная помощь (40% из СССР) привела к немедленному возникновению торговли. Первым шагом было разрешение иметь приусадебные участки в омен на добросовествный труд в кооперативах (11* стр. 188). Добровольная коллективизация после Пол Пота прошла быстро и успешно за счет того, что сохранилась привычка подчиняться решениям ценральных властей. Кроме того необходима была взаимопомощь, чобы восстановить дома и ирригационные сооружения. Однако когда власть попыталась восстановить бестоварную экономику (в 1980 году снова были арестованы интеллигенты, хотевшие создать в Камбодже друие партии), то она получила молчаливое сопротивление крестьян.
Даже первые кооперативы доказали свою несостоятельность. Все быстрее развивалось мелкое земледелие. Вторая волна коллективизации сошла на нет. Низшая форма коллективизации напоминала русские обшины в их регулярным переделом зкемли. Очень быстро начальники, похожие на тех, которые были до французов, были восстановлены и традиционная экономика стала все более оформляться.
Традиционые индивидуалисты - кхмерские крестьяне - оказались психологически не готовы восприятию идеи кооперации как таковой (11*, стр. 62). Крестьяне согласились на самую минимальнуюю кооперацию, но сохранили традиционный тип частного хозяйствования и не немерены были возвращаться в более обобществленные кооперативы. Попытка «добровольной» кооперации в 1980 годупривела к сокращению производства риса до размеров минимума, необходиого для прокормления только семьи. Существовали две системы оплаты. 1. По трудодням, как в советских колхозах. 2. По едокам (как в китайских коммунах, показавших свою неэффективность). На практике крестьяне оказывались зависимыми от местных начальников (бригадиров и тд), а те от средних начальников и тп. Характерно, что в Камбодже были чрезвычайно дефицитными минеральные удобрения и тракторная вспашка, поскольку там не было собственных энергоресурсов. Особо урожайные сорта риса тоже были страшным дефицитом.
В 1984 год над Камбоджей вновь возникла угроза голода. Неудачу свалили на начальство на места. Коррупция дейтвительно разъедала все на местах. Хищения стали бичом кооеративов. Медленно и постепенно начался отказ от кооперативов.
Интересно, что Камбоджа опробовала и сельско-хозяйственую ренту в виде диференцированного сельскохояйственного налога. Введение сельскохозяйстенного налога имело главную цель в виде создания равных условий хозяйствования (похоже на систему, бывшую при французах). Но он оказался отдан в руки местной администрации. Страна по сути вернулась к традиционной доколониальной системе собирания налога, когда государственный чиновник приходил к амбару с уже собранным урожаем и на «глазок» определял ставку налога. Крестяне немедленно стали уклоняться от ренты, продавая урожай частным торговцам.
Был введен также специальный указ, в соответствии с которым лицам, отнявшим у частных торговцев перкупщиков незаконно и нелегально приобретенный ими рис и передавших его государству выплачивалось вознаграждение, составлявшее 15% от рыночнй цены риса. Были попытки организации заслонов на дорогах, чтобы помешать свободному перемещению по стране частных торговцев и скупщиков риса.
В Камбодже проверили также коллективизацию на уровне ремесленников. В Пномпене в одном из районов образовали18 групп трудовой взаимпомощи. Но они распались как только ослаб административный пресс. Ремесленники при первой же возможности стремились покинуть группы.
Очень скоро (в 1987 г.) несмотря на запреты и государственную собственность на землю возобновилась купля -продажа земли. Очень скоро народно-демократическая (коммунистическая по сути) партия Камбоджи признала, что владение землей более эффективно, чем пределы, так как препятствует хищиническому использованию земли, выделяемой на год. Одновременно с куплей продажей земли стало возвращаться ростовщичество. Это было связано с неравномерным распределеием тяглового скота. Под арендованную пряжку буйволов крестянин должен был отдать определенную чсть обранного им урожая или брать в долг под проценты. Повились перекупщики риса, которые скупали рис, перевоили его в город, где продавали по своодным ценам. Они ссуживали деньги в долг под поцент в виде доли нового урожая. Власть боролась с перекупщиками разного рода постановлениями. Несмотря на запреты, коррумпированный низовой местный аппарат практически игнорировал решения, шедшие сверху.
В 1980 - 1989 годах беднейшее крестянство, выразителем интересов представляла себя НРПК, перешло в оппозицию к правящей Kомпартии, а их место в качестве главной опоры режима занял частный капитал. Единственным органичением а частное владение земли стала оговорка, что если в течение 2 лех крестьянин не обрабатывал свой земельный участок, то по решению народного комитета уезда участок мог быть у него отобран и передан другому владельцу. Были введены запреты на забой тяглового скота и регламентация его использования. Государство стало реальным собственником тяглового скота (Очень похожая ситация существовала в советских колхозах, когда численность скота устнавливалась правительственным заданием). Это привело к коррупции. Местные начальники стали сдавать госскот семьям за деньги, которые присваивали себе (11*).
После 1993 год, когда состоялись свободные выборы под международным наблюдением, разница в уровнях жизни в городе и деревне вновь стала катастрофической, а ростовщический процент катастрофически неконтролируемым. Начался рост обрабатываемых земель, начался рост урожайости Началось формирование "демократического" капитала и резкое расслоение. Это вызвало вновь популярность уравнительных лозунгов Пол Пота. Пока все держится на иностранной помощи. Но уже государственный переворот 1997 года обнажил проблемы, хотя он и был решен мирным путем. Кхмеркое общество постоянно балансиует на грани гражданской войны. В Кампучии единственное стабильное в долгосрочном плане решение оказалось фанцузское колониальное вмешательство, ограничивающее коррупцию элиты.
5.5. О ЧЕМ ГОВОРИТ ОПЫТ КАМБОДЖИ?
Печальный опыт Камбоджи показывает, что если избыточного продукта нет или он минимален, быстро начинается обогащение ростовщика и обнищание заемщика. Важна ли при этом собственность на землю? Нет. Не важно владеет крестьянин землей или нет - если нет частной собственности на землю, закладывается урожай. Земля быстро переходит в руки горожан-ростовщиков, которые за долги забирают весь добавочный и большую часть избыточного продукта. То есть результат тот же. Национализация земли без наличия общины, поддерживаемой государством, проблемы обнищание деревни не решает. Это показал опыт Кампучии. Вместо земли и людей можно закладывать будущий урожай. Результат - закономерное обнишание крестьян. Только ликвидация частных финансов решает проблему обнищания деревни. Именно в этом состояла гениальность апрельских тезисов Ленина, а не в предложении национализации земли. Только поддерживаемая государством (иначе она бы быстро развалилась) крестьянская община могла блокировать быстрое и резкое капиталистическое обнищание деревни по типу Камбоджи. Пример Камбоджи показывает, что традиционное общество плохо поддается коллективизации. Опыт Кампучии также показывает, что из-под палки и без инвестиций сельское хозяство развиваться не может.
Чтобы понять почему крестьянин всегда будет нишим необходимо разобрать этот вопрос на протейшей модели. Предположим, что на начальном этапе все крестьяне равны. Крестьянин владет землей. Отсутствие частной собственности на землю проблемы не решает, так как оказывается можно заладывать не землю, а будущий урожай. Этот эксперимент был поставлен в Камбодже после свержения Пол Пота. Вначале после свержения вьенамской армией режима Пол Пота все были нищими. Далее буквально в течение несколько лет началась и проявилась дифференциация крестьян по доходам. Кто то инициативный, кто то ленивый, кто-то сильный. У кого-то имеется тяговый скот. Кто-то болеет. Кто-то был начальником и мог прислонитья к власти. Бригадир и его родственники получают преимущества за счет близости к источникам дохода. За то, что бригадир дает пользоваться тягловым скотом в самое горячее время, а другому дает позднее, когда самое выгодное время уже прошло. Быстро накапливаются различия. Все это приводит к умножению различий в уровнях жизни. Особенно без такого буфера как обшина. Далее начинается эффект умножения ростовщичества одновременно с обнишанием крестьян в системе без сушественной доли избыточного продукта (11*).
Сходное положение в сельском хозяйстве да и в обшестве в целом наблюдается не только в Камбодже. Сходное положение в Лаосе, Таиланде, Индонезии, Бирме, странах Африки, малых странах Латинской Америки.
Вот подборка по сельскому хозяйству Лаоса. Главная отрасль сельского хозяйства Лаоса - земледелие. Типичны мелкокрестьянское землевладение и землепользование (участки 1-3 га); владения крупных землевладельцев не более 30 га. Бывшие французские плантационные хозяйства (кофе, опийного мака, хлопчатника) распались. В горных районах распространено подсечно-огневое земледелие. Орошается всего 17 тыс. га земли (1970). С.-х. угодья (1970) составляют 7,5% площади страны (1,8 млн. га), из них свыше 1/2 обрабатывается, около 1/2 - луга и пастбища. Основная часть обрабатываемых земель, главным образом в южных районах, занята рисом - главной продовольственной культурой (общая посевная площадь, включая земли, дающие два урожая, 665 тыс. га; сбор 830 тыс. т в 1971); в северных горных районах сеют также кукурузу (40 тыс. га; 27 тыс. т). Выращивают батат, картофель, овощи, маниок (тапиока), масличные культуры (арахис, соя и др.), табак, хлопчатник, плодовые (манго, папайя, цитрусовые и др.), кофе (на плато Боловен), а также опийный мак, пряности (корица). Разводят крупный рогатый скот, главным образом как тягловую силу (в 1970/71-1,4 млн. голов, в том числе 0,9 млн. буйволов), а также свиней (1,2 млн.); птицеводство (свыше 12 млн. шт.). Основная масса крестьян живет в нишете.
6. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
В Латинской Амнерике законодательство о земельных реформах, развивается во взаимосвязи с гражданским законодательством, устанавливающим частноправовой режим земельной собственности, пределы государственного вмешательства в регулирование деятельности земельного собственника, закрепляющие иные относящие к земле нормы об экспроприации недвижимости, о сельскохозяйственной аренде и др. (Абдраимов Б. 2003).
Принятая в 1961 г. Межамериканским экономическим и социальным советом Уругвайская декларация провозгласила намерение 19 государств осуществлять политику «поощрения, в соответствии с особенностями страны, проведения программы всеобъемлющих земельных реформ» (Абдраимов Б. 2003). Тенденция поощрения радикальных земельных преобразований, связанных с отказом от латифундий и переходом к справедливой системе землевладения, основанной на частной собственности на землю крестьян, отказом от вмешательства государства в сферу рыночных земельных отношений, характеризует аграрное законодательство не только Мексики, но и других стран, выбравших третью модель реформирования сельского хозяйства. Это — Перу, Боливия, Бразилия, Коста-Рика и другие (Абдраимов Б. 2003). Несмотря на небольшие различия в законодатыельъстве и опрактике его реализации подавляюшая часть сельских жителей стран Латинской Америки живет в нишете.
Разберем пример Мексики, как одной из наиболее типичных стран Латинской Америки. Начало земельной реформы было положено Мексиканской революцией 1910—1917 гг., направленной на справедливое распределение земли, возвращение земель индейским общинам (эхидо), изъятых у них по закону 1856 г. и декрету от 15 декабря 1883 г. (Абдраимов Б. 2003).
В начале XX века в Мексике, как и в других странах Латинской Америки, происходит значительная концентрация земельной собственности и резкая социальная поляризация сельского населения. В 1910 г. значительную часть землевладений составляли латифундии крупных земельных собственников. На их долю (3 % населения) приходилось 97 % всех земель страны, в то время как основную массу населения составляли безземельные крестьяне. (Абдраимов Б. 2003).
Конституция Мексики 1917 г., закрепляя меры, направленные против чрезмерной концентрации земли в руках незначительной части латифундистов, устанавливая требование о реституции эхидальных земель в основном за счет прилегающих к крестьянским общинам имений, создала стабильную законодательную основу для осуществления правовых перемен в отношениях земельной собственности, в которых основным хозяйствующим субъектом выступают эхидо (община индейцев-крестьян) и эхидатарии (члены эхидо). Революция 1910—1917 гг. установила три формы собственности в сельском хозяйстве: мелкую частную, общинную (принадлежавшую поселениям индейцев) и эхидальную (относящуюся к крестьянским организациям общинно-государственного типа). В результате земельной реформы, проведенной в 20—30-х годах, значительно расширился эхидальный сектор. Его удельный вес в общей площади пахотных земель увеличился в 1940 г. по сравнению с 1930 г. с 13,3 до 47,4 %, а численность эхидатариев возросла с 15 % до 41,8 %. В то же время эхидо не имели возможности вести хозяйство на уровне достижений науки и техники. Таким образом, они не составляли конкуренции механизированным хозяйствам капиталистического типа. Латифундизм не был ликвидирован, изменились только формы концентрации земли. Вместо владения одним крупным земельным наделом частный собственник держал в своих руках несколько земельных участков, юридически не превышавших установленные законом размеры.
Данное положение являлось сдерживающим фактором, и с 1992 г. Мексика заметно продвинулась вперед в области преобразования эхидо в целях укрепления экономической самостоятельности деревни и капитализации сельского хозяйства. (Абдраимов Б. 2003).
Один из основных вариантов преобразования земельных отношений состоит в полной приватизации эхидо. В этом случае производится передача всей эхидальной земли в частную собственность крестьян, осуществляется раздел этой земли на индивидуальные участки. Полная приватизация требует ликвидации эхидо, которая производится на основе решения общего собрания членов эхидальной организации.
Таким образом, в экономической сфере Мексика осуществила аграрные преобразования, необходимые для формирования рыночной аграрной экономики. Это относится к законодательству об эхидо, интегрированному в Аграрный закон 1992 г., дифференциации правового режима эхидальных земель, правовым мерам, закрепляющим радикальное изменение структуры сельского хозяйства, а также к законодательству о приватизации земли и формировании земельного рынка, о государственном регулировании сельского хозяйства, включая регулирование бюджетного финансирования, сельскохозяйственного кредитования, ценообразования, налогообложения. (Абдраимов Б. 2003). Сельское хозяйство в Мексике еше одно из лучших на Латиноамериканском континенте, но и здесь уровень доходов крестьян гораздо ниже, чем в городе, за исключением разве что узкого пространства вдоль границы с Соединенными Штатами. Село здесь ошушает влияние градиента уровня жизни между США и Мексикой. Итак, сельское хозяйство большинства стран Латинской Америки тоже не имеет особых успехов за исключением разве что Аргентины и некоторых районов Мексики и Бразилии. Одно единственное государство Латинской Америки не имеет признаков обнишания крестьян. Это фиделевская Куба.
7. ВСЕГДА ЛИ КРЕСТЬЯНЕ НИЩАЛИ?
Крестьянин и сельскохозяйственный работник крестьянин не беднеет и может жить не хуже горожанина при следуюших обстоятелсьтвах.
1. Нет рынка и нет необходимости платить налоги государству деньгами. Как во времена НЭПа. НЭП. Особенности.
2. При натуральном хозяйстве без воздействия города. Если возникает государство, то он начинает беднеть. Его заедает ростовшик.
3. Помошь со стороны государства как на Западе и в СССР
4. Запад. Субсидии. Помощь фермерам через субсидии – это государственные меры по перераспределению национального богатства. Как работает субсидия.
5. Интенсивный в данный момент рост технологии. Примерами такого состояния дел являются Англия в конце 19 века и сравнительно недавно Индия, где произошла зеленаая революция.
6. Крупные хозяйства со специализированным трудом и не учитываемой государством рентой подсобных хозяйств. Сама по себе коллективизация решает вопросы оптимального размера производственных единиц в сельском хозяйстве.
7.1. НЭП
Часто сама концепция вековечной беззащитности крестьян перед городом подбергается суровой критике. Оппонеты пишут, что в России достаточно посмотреть на времена НЭПа, когда это было не так. Действительно, во многом развитие событий в сельком хозяйстве задаётся исходными условиями – количеством доступной земли в данной стране, её плодородием, принадлежностью ренты и многим другим. При определённом стечении обстоятельств (если земли сравнительно мало и рента достаётся крестьянам, а импорт продовольствия связан с большими транспортными расходами) получается наоборот – беззащитность горожан перед деревней.
Почему же село стало жить лучше города после революции во времена НЭПа, да потому, что без инвестиций промышленость не улучшала технологичность своих товаров, то есть не имела товаров второго типа. Кроме того советской властью был заблокирован основной механизм реализации обнишания крестьян, через посредников и перераспределение собственности. Со временемм бы конечно, мелкие крестьяне разорились, земли бы скупили горожане и все вернулось бы на свою стезю.
7.2. СССР
Если мы возьмем СССР, то на Украине очевидного бедствия крестьян в годы советской власти не было заметно (хотя вдали от города есть свои проблемы), а дома в украинских деревнях роскошнее домиков в финских деревнях (судя по присланным фотографиям). Грузинские крестьяне в период СССР, которым доставалась земельная рента, жили очень даже неплохо. Многие считают, что в те годы никаких особых мер к защите крестьян не предпринималось. Это по меньшей мере неправда – в последние годы СССР советская власть принимала невиданные ранее меры по улучшению жизни крестьян. И это при наличии крупного государственного сельскохозяйственного производства, укрепляюшего финансовые возможности крестьян и отсуствии рыночных механизмов, ведуших к относительному обнишанию.
К 1990 году зарплаты на селе достигли 95% среднероссийского уровня (Нефедова Т 2003). В 80-ые годы государственная политика состояла в массированной поддержке сельского хозяйства, причем субсидировались как производители, так и потребители. Государство поддерживало низкие цены на продукцию сельского хозяйства для потребителей и высокие цены – для производителей (Карлова, и др. 2001). Уровень поддержки сельского хозяйства в СССР был очень сушественным. В 1986 г. прямые и косвенные капиталовложения в сельское хозяйство (без вложений колхозов) составили 31,3 миллиарда. В эти цифры следует включить льготные цены на технику и удобрения, плюс сельскохозяйственные НИИ и учебные заведения, плюс прощеные кредиты. В 1988 г. дотации на покупку сельским хозяйством удобрений и машин составляли 1,8 млрд. руб., дотации убыточным хозяйствам тоже 1,8 млрд. руб. Население СССР получало 40 миллиардов рублей в виде дотаций на покрытие разницы между закупочными и оптовыми ценами.
7.3. СУБСИДИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Наконец, индивидуально производяшие крестьяне не нишают, если государство оказывает им помошь виде субсидий. Субсидии могут быть организованы в виде прямых выплат, в виде государственного страхования неурожая, пример рыбиаков Италии, в виде поддержания высоких цен, Япония, в виде импортных пошлин, в виде квот на ввоз. Этот вопрос будет рассмотрен в отдельном разделе.
Внедрение капиталистических методов (КРЕДИТОВАНИЯ) в с/х США привело к его разорению. Существование с/х в современных «цивилизованных» странах, как стратегически жизненно важной отрасли, обеспечивается общественным (государственным, НЕКАПИТАЛИСТИЧЕСКИМ) субсидированием. Если нет субсидирования, то пауперизация с/х неизбежна. Практика нынешней РФ и сопредельных «независимых» республик это подтверждает. Положительная сторона пауперизации с/х – высвобождение рабочей силы для формирования промышленно-транспортной инфраструктуры. Однако скорость пауперизации была несоизмерима со скоростью индустриализации, поэтому Англия, Германия, Италия и т.д. и сформировали поток миграционного, по большей части «фермерского», переселения за океан.
Закон о регулировании сельского хозяйства 1933 г. определил в качестве краеугольного камня сельскохозяйственной политики США концепцию паритета. Паритет означает, что каждый год в обмен на данный объем сельскохозяйственных продуктов фермер должен получить некоторое фиксированное количество товаров и услуг. Данный объем продукции должен обеспечивать определенный реальный доход. Если в 1912 г. фермер мог отвезти в город бушель зерна, продать его и купить себе рубашку, то и сегодня он должен быть в состоянии отвезти в город бушель зерна и купить рубашку. В США соблюдение паритета цен вменено в обязанность правительства законом. Паритет, в первую очередь, цены на горюче-смазочные материалы, цены на 1 л бензина и солярки – цены на зерно или 1 кг хлеба, цена на 1 кг мяса, цена на 1 л молока, цена на 1 десяток яиц.
7.4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЫВОК
Крстьяне не подвергаются относительному обнишанию и тогда, когда стремительно развивается сельскохозяйственная технология, то есть другими словами, сельскохозяйственные товары как бы на время становятся товарами 2 типа. Такие периоды относительного успеха крестьян описаны в истории Англии во времена селськохозяйкственной революции, в средине 19 и начале 20 века в США, некоторое время назад в Индии.
Казалось бы пример США до 1929 года тоже показывает, что всеобшего объективного закона обнищания крестьянства по сравнению с горожанами не существует. Всё настолько зависит от институтов данной страны, что маржиналистсткий анализ ценообразования описывается, от силы 10% влияния на конечное распределение доходов. На самом деле, как раз тогда сельское хозяйство отличалось быстрым ростом производительности труда из за быстрого развития кредитовануя, даже в то время, средний уровень жизни работников сельского хозяйства был ниже, чем в городе.
Наконец, выдвигается такой аргумент против закона относительного обнишания – мол если взять какую-нибудь Бразилию, то там же есть фавелы, в которых жизнь тоже не ахти какая, и надо отдельно разбираться, кто из них живёт хуже. Но сами по себе фавельшики есть не что иное как крестьяне, вытесненные рынком из деревни в результате той самой вековечной беззашитности их перед городом.
8. О ЧЕМ ГОВОРИТ ОБНИШАНИЕ КРЕСТЬЯН?
Наш краткий анализ показывает, что модель обнишания сельскохозяйственных работников выполняется в большинстве случаев при переходе сельского хозяйства на рыночные отношения, если государство активно не вмешивается в процессы перераспределения.
Итак, наш краткий обзор положения дел в сельском хозяйстве стран Третьего мира показывает, что даже после сушественного реформирования сельского хозяйства его процветание как правило так и не наступает. Если конечно, государство не начинает активно помогать крестьянам. В целом уровень жизни обитателей деревни значительно ниже, чем в городах. Именно это приводит к переселению крестьян в города и возникновению трушоб.
И такой процесс идет не зависимо от государства. Сейчас стало очевидным, что осуществление земельной реформы представляет собой сложный и противоречивый процесс, успешная реализация которого возможна лишь при комплексном подходе, учитывающем как мировой, так и национальный опыт, а также ментальность народа и его отношение к собственности. Он нуждается в серьезной адаптации к конкретным местным условиям. Наконец, при реформировании сельского хозяйства требуется понимание закономерностей его экономики, которая включает не только приснописные формулы рынка, но и мотивацию к труду. Но даже любая самая совершенная реформа не ведет автоматически к повышению уровня жизни крестьян. Для того, чтобы не допустить обнишания неободима помошь государства иначе рынок всегда задушит деревню.
Россия тоже погрязла в реформах. Наши реформаторы пытаются усадить лебедя, рака и шуку в разных комбинациях, надеясь, что какая то из них даст эффект. Им невдомек, что только плетка государства способна заставить нашу троицу идти в одном направлении.
Из неудач с реформами села без участия государства в перераспеределении обшественного продукта вытекает очень важный вывод. Ничего фундаментально "неправильного" в советском селськом хозяйстве не было и с точки зрения западных экономических теорий. Государство все делало совершенно правильно, когда силовым путем перераспределяло обшествнный пирог в пользу села, добиваясь справедливости в распределении доходов, когда огромные средства направляло на создание высокого качества жизни селян (в меру сил, естественно). Правительство СССР не экономило на крохах и получало хороший, стабильно воспроизводяшийся результат. Да, элита не ездила на Канары, зато всем была доступна квалифицировання медицинская помошь.
Короче, нам хотелось бы еше раз, но уже исходя из анализа другого аспекта сельской жизни, заявить, что пора перестать смотреть на сельское хозяйство СССР как на некую черную дыру, куда проваливались гигантские средства – оно было организованно самым оптимальным для России образом. Хотя пространства для улучшения, конечно, сушествовали.