|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
11.11.2005 18:55:27
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Слабая Россия по-прежнему могущественна ("Sueddeutsche Zeitung", Германия) (*+)
http://inosmi.ru/translation/223578.html
Слабая Россия по-прежнему могущественна ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Ричард Н. Хаас (Richard N. Haass), 10 ноября 2005
На первый взгляд Россия обладает многими атрибутами великой державы. Она
имеет мощный ядерный арсенал, является постоянным членом Совета Безопасности
ООН, владеет гигантскими запасами нефти и иного сырья, по территории (хотя
она и уменьшилась на четверть по сравнению с бывшим СССР) по-прежнему
превосходит все страны мира, а в экономике в последние годы может
похвастаться значительным ростом.
При ближайшем рассмотрении, однако, вырисовывается иная картина. Нынешним
благосостоянием Россия во многом обязана росту цен на энергоносители, а не
продуктивной экономической деятельности. Ее вооруженные силы на практике
обладают весьма ограниченной способностью к действиям за пределами страны.
По численности населения Россия сегодня уступает Пакистану; к тому же оно
ежегодно сокращается на 500000 человек, в результате чего немалая часть ее
огромной территории практически обезлюдела. Из-за алкоголизма, преступности,
наркомании, болезней и полного упадка системы здравоохранения средняя
продолжительность жизни для мужчин не достигает и 60 лет.
В результате Россию, возможно, и нельзя назвать 'потемкинским государством',
но до статуса великой державы она явно недотягивает. Ее способность к
позитивным достижениям в международном масштабе ограничена, а вот
возможности в качестве потенциального источника неприятностей списывать со
счетов нельзя. Решения Москвы способны влиять на мировые энергетические
цены, будущее ядерных программ Северной Кореи и Ирана, а также успех или
неудачу борьбы с международным терроризмом. Так что с Россией по-прежнему
необходимо считаться - будь то в позитивном или негативном смысле. Но
насколько важную роль она способна будет играть?
Первый вопрос связан с внутриполитической стабильностью. Чтобы сохранить
целостность и дееспособность, России необходимо создать такую
социально-политическую систему, при которой талантливая молодежь не захочет
покидать страну, и сможет получить достойное образование, позволяющее
реализовать ее способности. Кроме того, необходимо ограничить полномочия
федерального правительства и президента, предоставить регионам определенную
степень автономии и обеспечить верховенство закона - т.е. заложить основы
современного государства и демократии. Увы, сегодня Россия движется скорее в
противоположном направлении: централизация политической власти, напротив,
увеличивается.
Столь же неясная ситуация существует и в экономике. Высокие цены на
энергоносители способствуют ее росту, однако, как мы не раз убеждались на
примере стран Ближнего Востока и других богатых нефтью государств, они могут
оказывать и негативное воздействие, подпитывая коррупцию и ослабляя стимулы
к активности в реальном секторе. Задача российских лидеров состоит в том,
чтобы использовать нефтяные богатства для просвещения граждан и
восстановления инфраструктуры, тем самым обеспечивая стране
конкурентоспособность на мировом рынке, а населению - высокую занятость.
Кроме того, Россия нуждается в стратегии национальной безопасности,
соответствующей целям политического и экономического обновления. Она не в
состоянии погасить вспышку национализма в Чечне, опираясь исключительно на
'кнут', при полном отсутствии 'пряника', а столь же грубые попытки
президента Владимира Путина установить контроль над так называемым 'ближним
зарубежьем' - которые мы наблюдали, например, на Украине в ходе 'оранжевой
революции' - также не увенчались успехом.
Не приведет к успеху и политика, нацеленная на превращение России в
геополитический 'противовес' Соединенным Штатам. Возможно, такая стратегия и
удовлетворит чьи-то политические амбиции, но страна не обладает достаточными
ресурсами, чтобы соперничать с США, и нуждается в хороших отношениях с
Вашингтоном, чтобы без помех проводить внутренние преобразования.
В то же время, наилучший способ способствовать либерализации России -
благодаря чему эта страна обретет внутриполитическую стабильность и будет
более ответственно действовать на международной арене - состоит в том, чтобы
'работать' с ней. Международное сообщество может и должно поддержать процесс
укрепления гражданского общества, независимых СМИ и реальной передачи
политической власти в 2008 г.
Попытки изолировать Россию бессмысленны. Ее вступление во Всемирную торговую
организацию, вероятно, позволит укрепить верховенство закона, усилить борьбу
с терроризмом, и укрепит заинтересованность страны в улучшении отношений с
окружающим миром. По тем же причинам целесообразно и укрепление связей между
Россией и Европейским союзом.
Кроме того, необходимо понять, через какие испытания пришлось пройти России
и ее народу за последние два десятка лет. Люди утратили прежнее отечество, -
СССР - занимавшее особое место в мире: подобная травма способна породить
национализм экстремистского толка, чреватый вспышками насилия.
К России следует относиться как к великой державе, то есть консультироваться
с ней по важным проблемам международного масштаба. Следует прислушиваться к
ее мнениям по самому широкому кругу вопросов - от борьбы с терроризмом и
нераспространения оружия массового поражения до глобальных климатических
изменений и энергетической политики. Предстоящий в будущем году саммит
'большой восьмерки' в России дает хорошую возможность для таких консультаций
и не только для них.
При всем внимании, которое сегодня проявляется к Китаю, к его возможному
соперничеству или даже конфликту с США, не следует забывать, что на чашу
весов поставлено и будущее России: история учит нас, что упадок великих
держав порой представляет для существующего миропорядка не меньшую угрозу,
чем их возвышение. Достаточно вспомнить об Австро-Венгрии и Османской
империи в начале 20 столетия, или о бывшей Югославии в 1990-х гг.
До сих пор процесс упадка бывшей советской сверхдержавы проходил
относительно безболезненно: ее наследнице - России удалось избежать
масштабной гражданской войны и вооруженных конфликтов с соседями. Однако
задача интеграции России в международное сообщество сохраняет актуальность.
При благоприятном развитии событий она станет партнером мирового сообщества
в решении проблем, которые ставит перед нами глобализация; при
неблагоприятном - сама превратится в источник проблем. Одно можно сказать с
уверенностью: в XXI веке направленность развития России будет столь же
определяющем фактором, как и в прошлом столетии.
Ричард Н. Хаас - председатель Совета по международным отношениям [Council on
Foreign Relations - американский аналитический центр - прим. перев.], автор
книги 'Наш шанс: Америка может изменить ход истории' ('The Opportunity:
America's Chance to Alter History's Course')