От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 03.11.2005 22:37:16 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

С. Миронов: "Любая реформа бессмысленна, если страдает человек" (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/document/?id=9197&folder=106

Любая реформа бессмысленна, если страдает человек

На вопросы редакции отвечает председатель Совета Федерации, председатель
Российской партии ЖИЗНИ С. М. Миронов

- Сергей Михайлович, судя по вашим собственным выступлениям, Российскую
партию ЖИЗНИ далеко не все устраивает в этой жизни и социально-экономической
политике, проводимой в стране. Конкретизируйте, пожалуйста, что в первую
очередь.

- Я не буду говорить о том, что не устраивает нашу партию. Это не
конструктивная позиция, и она совершенно не характеризует содержание
партийной программы. Там четко прописаны цели, к которым партия считает
необходимым стремиться, и средства, которые позволят осуществить эти цели.
Если же говорить о проблемах, то все проблемы нашего общества упираются в
недостаточность государства, с одной стороны, и в неготовность наших
сограждан активнее принимать участие в процессах принятия решений на самом
разном уровне, с другой.
Поэтому я буду говорить о тех задачах, к решению которых наше государство
обязано приступить незамедлительно.
На первое место по значимости я ставлю социально-демографическую политику,
т. к. страна вступила в полосу демографического кризиса. Ни для кого не
секрет, что у нас самая низкая в Европе рождаемость, самая низкая
продолжительность жизни, одни из самых высоких показателей преждевременной
смертности. Если мы в самое ближайшее время не добьемся существенного
повышения уровня и качества жизни россиян, то экономического роста не будет.
Если мы не остановим процесс депопуляции, то скоро станет не для кого и
некому работать.
Другой наш приоритет, который мы хотели бы видеть и приоритетом
государства, - перевод страны на инновационный путь развития, в том числе за
счет масштабных государственных инвестиций. Правительство же пока явно
недооценивает роль государства в реализации структурной политики. И элите, и
обществу необходимо освободиться от наивно-рыночных представлений.
Наконец, результатом нашего социально-экономического развития должно стать
укрепление институтов гражданского общества, расширение практик гражданского
участия. Я считаю низовые общественные инициативы, решающие повседневные
проблемы жизни людей, основой всей нашей демократии. Именно они дают мощную
социально-психологическую подпитку для становления гражданина, а не
подданного. Поэтому партия ЖИЗНИ последовательно выступает за развитие
<низовой демократии> как альтернативы формальной или, скорее, бутафорской
демократии 1990-х.

- Насколько помнится, именно вам принадлежит высказывание о том, что
россияне вздрагивают при слове <реформа>. А как, по мнению вашей партии,
реформы должны проводиться?

- Наши реформаторы не всегда ясно видели цель, к которой надо стремиться, и
не всегда верно выделяют критерии для оценки эффективности реформ. Если наша
цель - рынок, то какой - основанный на свободной конкуренции и правовых
отношениях или связанный с монопольным и неправовым использованием
административных, политических и социальных ресурсов? К сожалению,
большинство реформ в 1990-х годах сводилось к уходу государства из экономики
и социальной сферы. Государство ушло, а рынок не пришел. Пришел хаос, дав
толчок новому разгулу коррупции, что опять-таки заставляет вспомнить слова
известного чиновника и поэта Ф. Тютчева: <Русская история до Петра
Великого - сплошная панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело>.
Что касается главного критерия эффективности реформ, инициированных
государством, то он один - повышение благосостояния граждан и расширение
возможностей для самореализации человека.
Всякая реформа становится бессмыслицей, если страдает человек. Для любой
страны независимо от наличия природных ресурсов и рыночной экономики
определяющее значение имеет не богатство само по себе, а способность ее
граждан создавать новые богатства и обеспечивать их распределение,
руководствуясь высшими принципами общечеловеческой морали. Иными словами,
успех будет сопутствовать той стране, которая ставит социальные цели и
моральные принципы выше экономической выгоды. Кстати, наша партия предлагает
в качестве критерия успешности проводимой государством политики установить
систему социальных индикативных показателей: средняя продолжительность
жизни, уровень и динамика рождаемости и смертности, уровень дохода на душу
населения, минимальный размер оплаты труда. Исходя из них, оценивать
деятельность и федеральной, и региональной власти.
Конечно, реформы не могут быть совершенно безболезненными. Но я убежден,
что, приступая к каким-либо серьезным экономическим или социальным
преобразованиям, государство должно заключить социальный контракт с
обществом. Если этого нет, то мы видим, как в России, очевидное отсутствие
поддержки реформ со стороны населения. Реформы в общественном сознании стали
ассоциироваться с чем-то враждебным, привнесенным извне. Сколько можно
реформировать? Может быть, пора начать строить, созидать, причем в этом
процессе должны участвовать все граждане страны, все политические и
экономические субъекты.

- Что в партии ЖИЗНИ думают о Стабилизационном фонде? Должно ли
правительство сидеть на нем как собака на сене?

- Мы уже неоднократно высказывались по этому вопросу, и наша позиция здесь
однозначна. Деньги должны работать на экономику своей страны и на
благополучие наших сограждан. Для того чтобы государственные резервы
приносили максимальную пользу, требуется эффективное управление
инвестиционным капиталом. Сегодня Россия, вкладывая деньги в западные
государственные облигации, получает на них в лучшем случае 4% годовых, при
этом по долгам Парижскому клубу мы платим 7%. В масштабах финансовых
резервов государства разница в три процента - это второй пенсионный бюджет
нашей страны. Другими словами, это упущенная возможность выплачивать каждому
пенсионеру две пенсии вместо одной.
Известная притча подарила нам метафору <Не зарывай таланты в землю>, и не
надо забывать, что в буквальном значении талант - это денежная единица. Мы
же вопреки здравому смыслу буквально зарываем деньги в землю. В нашей партии
считают, что часть денег можно было бы направить на развитие системы
ипотечного кредитования, т. к. существующее ныне ипотечное кредитование с
такими процентами (12 - 15%) не решит жилищной проблемы.
Другое направление вложения денег - инвестиции в акции высокотехнологичных
предприятий, в инновационные проекты, что позволит решить две задачи -
получить высокий доход на государственные резервы и ускорить модернизацию
нашей промышленности. Замечу, что государственные холдинги и фонды
эффективно существуют и успешно работают во многих странах мира. В Норвегии,
например, государственный нефтяной фонд 40% своих средств вкладывает в
акции.
Еще одна целесообразная мера - создание Фонда будущих поколений за счет
доходов от продажи нефти и других минеральных ресурсов путем открытия
специального счета на каждого новорожденного. До его совершеннолетия деньги
будут работать на экономику страны, а после - могут быть использованы на
образование, лечение, покупку жилья (т. е. на социальные нужды).

- На предыдущих думских выборах ваша партия даже в блоке с <Партией
возрождения России> набрала менее 2% голосов и оказалась за бортом нижней
палаты парламента. В 2007 г. барьер прохождения в нее будет еще выше - 7%.
За счет чего вы рассчитываете его преодолеть, если пойдете на выборы, или,
как говорят в спорте, главное - участие?

- Напомню, что наша партия достаточно молодая и создавалась с нуля, а не на
основе уже имеющихся избирательных объединений или партий. Думаю, что самый
правильный путь для серьезных политических партий - это работа в регионах и
поиск сторонников именно на местах. Все эти годы мы активно работали по всей
стране. Уже сейчас в 7 субъектах Российской Федерации действуют фракции в
региональных парламентах - в московской городской Думе, Законодательном
собрании Санкт-Петербурга, в Государственном собрании Республики Алтай, в
Думе Ставрополья, в народном хурале Республики Калмыкия, в парламенте
Республики Северная Осетия-Алания, в Амурском областном совете народных
депутатов. В ближайшее время будет создана фракция в законодательном
собрании Владимирской области. Кандидаты от нашей партии становятся главами
местных самоуправлений и депутатами муниципальных образований. Так, только в
течение этой осени мы провели на выборах более 25 глав местных
администраций. Активно работают наши фракции и в городских законодательных
собраниях.
Для молодой партии, которая не имеет серьезной информационной поддержки в
регионах, это неплохой результат. Рецепт успеха здесь один - адекватная
политическая программа, отвечающая интересам избирателей, активная работа
региональных отделений и увеличение числа наших сторонников.
И, конечно, как любая политическая партия, мы настроены участвовать в
выборах и в предвыборной гонке.
При этом в своей работе мы следуем принципу - <привлекать избирателя
программой>; и в этом плане партии ЖИЗНИ есть что предложить избирателю и на
федеральном уровне, и на региональном.

- Каковы в случае прохождения в Государственную Думу будут первые инициативы
партии ЖИЗНИ?

- Партией разработан целый пакет законодательных инициатив, затрагивающих
все сферы нашей жизни - от экономики до молодежной политики. Скажу для
примера, что только экономический блок включает более 15 законопроектов.
Если же говорить о законах, требующих, с нашей точки зрения, скорейшего
принятия, то, исходя из целей и задач партии, в социальной сфере мы
предлагаем принятие Социального кодекса РФ, который поможет каждому
гражданину четко знать, какую социальную помощь государство обязано ему
предоставить и в каких объемах, т. к. пока наше социальное законодательство
понятно только профессионалам, и зачастую люди просто не знают своих прав.
Для преодоления демографического кризиса и депопуляции необходимо принятие
закона <О демографической политике в РФ>, который должен не только
устанавливать общие направления государственной политики в данной сфере, но
и содержать нормы о внесении необходимых изменений и дополнений в
законодательные акты РФ, направленные на поддержку семьи, материнства,
детства, повышения продолжительности жизни и т. д.
Другая важная, требующая безотлагательного решения проблема - жилищная,
которая, кстати, связана и с демографией. Чтобы наконец забыть о пресловутом
<квартирном вопросе>, необходимо, мы считаем, предоставлять молодым семьям
беспроцентную ссуду для строительства или приобретения жилья с погашением
25% долга в случае рождения первого ребенка, 50% - второго и со списанием
долга при рождении третьего ребенка.
В экономической сфере мы предлагаем в качестве первоочередных изменений в
закон <О бюджете развития>, которые направлены на переход России от
добывающей сырьевой экономики к экономике инновационной путем
перераспределения финансовых ресурсов в проекты, вызывающие рост отдельных
наиболее перспективных секторов экономики, связанных с наукоемкими
технологиями.
Вообще о наших предложениях можно говорить много, поэтому я бы рекомендовал
вашим читателям обратиться к программным документам партии ЖИЗНИ, которые
размещены на сайте www.rpvita.ru.

- Представления россиян о различных партиях во многом зависят от публичных
заявлений и позиции их лидеров. Ваши личные оценки происходящего в стране
часто совпадают с тем, что думают простые россияне. А вот ваша позиция в
Совете Федерации более расплывчата. Тут просматривается большая оглядка на
Кремль и правительство. Или мы ошибаемся?

- Мне кажется, одна из главных проблем нашего общества, и она нашла
отражение в вашем вопросе, - стремление к конфронтации и проблемы с поиском
консенсуса. Не случайно наше общество называют расколотым обществом.
Казалось бы, очевидно, что если задача партий - представлять групповые
интересы, то задача государства и государственной власти - искать компромисс
и решение, оптимальное для подавляющего большинства населения. Но у нас все
время пытаются столкнуть лбами исполнительную и законодательную власть,
несмотря на исторический опыт, который свидетельствует, что подобные
столкновения могут иметь катастрофические последствия (вспомним 1993 год).
Поэтому, будучи председателем Совета Федерации, работая в законодательной
ветви власти, считаю одной из своих обязанностей добиваться согласованной
работы с властью исполнительной, поддерживать всенародно выбранного
президента страны и корректировать курс правительства. И должен вам сказать,
что работа Совета Федерации с правительством далека от идиллии - это всегда
дискуссии, споры и компромиссы, поскольку для сенаторов основная задача -
выражение и защита интересов регионов, которые их и делегировали для работы
в Федеральном собрании.

- Для вас не секрет, что общественность, мягко говоря, скептически относится
к нынешней практике формирования Совета Федерации. А что считает Российская
партия ЖИЗНИ?

- Я бы не стал говорить так категорично. Формирование Совета Федерации не
является уж настолько спорным вопросом в нашем законотворческом и
коммуникативном пространстве. Тем более что процедура, существующая в
настоящее время в России - когда сенаторы представляют законодательную и
исполнительную ветви власти регионов, - не является чем-то принципиально
новым или противоречащим мировому опыту. Скажем, такая же система существует
в ФРГ.
Но если говорить о нашей принципиальной позиции, которая нашла отражение в
нашей программе, то в партии считают необходимым в перспективе перейти к
всенародному избранию сенаторов, тем более что мы отказались от всенародного
избрания глав исполнительной власти регионов (президентов республик,
губернаторов). Однако избрание в палату не должно осуществляться
исключительно на партийной основе. Для верхней палаты парламента
приоритетными должны быть интересы всех жителей региона. Видится
целесообразным, чтобы член Совета Федерации, представляющий исполнительную
власть, избирался в паре с губернатором, а представитель от законодательного
собрания - одновременно с региональными парламентариями. В случае досрочной
отставки сенатора губернатор и законодательное собрание получают право до
следующих выборов назначить своего представителя в Совет Федерации. Уверен,
что именно этот принцип формирования Совета Федерации обеспечит его
демократичность.

- Ваша партия наверняка будет участвовать в выборах нового состава
Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Они должны пройти по новому
закону, который, как вам хорошо известно, был принят, но недавно подвергся
серьезной критике со стороны ЦИК и теперь будет дорабатываться. А подлежит
ли он, на ваш взгляд, вообще конструктивной доработке?

- Во многом согласен с позицией ЦИК в оценке новой редакции закона <О
выборах в Санкт-Петербурге>. Многие его положения, с нашей точки зрения,
нуждаются в доработке, если не отмене.
Больше всего нас смущает высокий заградительный барьер в 7%, который, как вы
понимаете, будет существенно ограничивать доступ в ЗакС Санкт-Петербурга
малочисленным партиям, тем более что закон существенно ограничивает права
избирательных объединений и блоков.
Мне кажется, что такое искусственное навязывание двухпартийной или
трехпартийной системы в России, являющейся многосоставным обществом,
нецелесообразно. Добавлю, что подобные новации в региональных
законодательствах охватили многие субъекты Федерации, где заградительный
барьер повышали не только до 7%, но и до 10% (в Калмыкии, Москве). Эти меры
не столько работают против <партий-однодневок> (о чем говорят сторонники
этих изменений), сколько против партийной системы вообще, которая, наоборот,
в силу слабости нуждается в поддержке. Более того, они ведут к формированию
квазидемократической и квазипартийной системы на региональном уровне.
Считаю также преждевременным введение пропорциональной системы и отмену
голосования по одномандатным округам на региональном уровне. Страна к этому
не готова. А главное, не готовы к этому и партии.
Не могу согласиться и с порогом явки избирателей в 20%. Легитимность власти,
избранной одной пятой населения города, вызывает сомнения. Чьи интересы в
этом случае будут представлять те партии, которые войдут в Законодательное
собрание? Убежден, что законодательство не должно поощрять политическую
пассивность, оно призвано способствовать формированию действительно
гражданского общества, развитию эффективной партийной системы, а не мешать
этому. Надеюсь, что в будущем редакция закона будет существенно изменена.