От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 28.11.2005 23:36:29 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Россиийская цивилизация нуждается в представлении (*+)


Россия, Санкт-Петербург
Документ: http://www.rosbalt.ru/2005/11/09/233981.html
Дата: 09/11/2005 14:01:00 MSK

Россиийская цивилизация нуждается в представлении

6 и 7 октября в рамках проходившей на о. Родос (Греция) III сессии Мирового
общественного форума <Диалог цивилизаций> была представлена российская
цивилизация. Два дня работала секция, которой организаторы Форума дали
название <Идея и образ России в 21-м веке>. Россия была представлена как
многовековая, тысячелетняя цивилизация, как одна из тех цивилизационных
идей, которые воплотились в мировой истории, и вне которых невозможно
представить подлинный диалог цивилизаций. Речь шла также и о будущем этой
цивилизации.

Для того, чтобы произвести такое представление России как цивилизации
понадобилось подняться на уровень философских обобщений и исторических
экстраполяций. Были представлены доклады известных специалистов в области
русской философии, в которых была сделана попытка раскрыть богатое
содержание русской философской идеи, отражающей в себе в обобщенном и
концентрированном виде то, что несла и несет Россия миру в своем
историческом бытии.

Открывая работу секции, ее ведущие - профессор МГУ М.А. Маслин, один из
крупнейших в мире специалистов по истории русской философии, и президент
Центра национальной славы А.В. Мельник - отметили, что Россия никогда и
никому не навязывала свои идеи и ценности и всегда была и будет открытой
миру - в этом цивилизационная особенность и историческая судьба России.

Определенный тон работе секции задало выступление доктора философских наук,
профессора РУДН Василия Ванчугова с докладом <Этнософия. Образы наций в
русской философии>. В своем выступлении Ванчугов исходил из тезиса, что
<философия для цивилизации не только необходимый элемент, но и форма, в
которой она находит свое существенное выражение>. Одной из наиболее ярких и
эмпирически значимых сторон подобного философского самовыражения нации или
цивилизации становятся размышления ее философов, направленные на постижение
<коллективного духа>, <души> не только собственного, но и других народов.
Такого рода философствование докладчик и предложил называть <этнософией>,
или философским страноведением. Яркое выступление, прошедшее с
использованием слайд-шоу, было посвящено рассмотрению образов различных
наций, сложившихся в русской философии, и стало своеобразным обзором <мнений
русских об иностранцах>, провоцирующим их на ответную реакцию.

Выступление заведующего кафедрой истории русской философии философского
факультета МГУ, доктора философских наук Михаила Маслина <Русское
философское наследие в XXI веке> было посвящено собственно русской мысли.
Отрицая необходимость выделения русской философии как самобытной, философ
указал на уникальность самого подхода русской мысли к решению всеобщих
мировых проблем и на уникальное месторазвитие русской мысли. Главное в
русской мысли - её открытость миру и изначальное утверждение равноправия и
равновеличия всех культур и цивилизаций. Не случайно, оригинальность русской
философии состоит и в том, что она существует на многих языках.

Профессор РГГУ Вячеслав Сербиненко в докладе <Проблема <конца истории> и
русская философская эсхатология> указал на такую важнейшую сторону русской
цивилизации и культуры, как эсхатологичность, которая проявляется в
чувствительности к <последним временам и срокам> и в обязанности уважать и
даже чтить историю. Предметом рассуждений докладчика стала метафизическая
гипотеза об онтологическом смысле истории и опыт ее обоснования в русской
религиозной философии. Этому историософскому подходу противостоит, отметил
докладчик, европейская критика <историцизма>, как основного типа метафизики
истории, отрицание самой возможности онтологии истории. Эсхатологизм русской
мысли был представлен в докладе как своеобразный, но обоснованный опыт
понимания исторического бытия человека и человечества. Русские мыслители
говорили о бессмысленности истории, лишенной эсхатологической перспективы.

Заместитель главного редактора журнала <Русскiй Мiръ> Михаил Смирнов
представил доклад <Идея русской философии и глобальный мир>. В нем он
развивал тезис о том, что центральной идеей русской философии, определившей
в общих чертах ее классическое содержание и сделавшей ее подлинно
национальной философией, является <идея единства во всем многообразии его
проявлений>. По мнению докладчика, русская классическая философия вырастала
на почве осмысления кризиса европейского единства, разразившегося в 19-м
веке, и на путях теоретического поиска возможностей его разрешения. В 19-м
веке, считает докладчик, русская философия приняла на себя метафизический
вызов европейской истории. И сегодня, в эпоху глобальных мировых вызовов, в
эпоху жестокого дефицита мирового единства, традиция русской философской
мысли получает новый импульс для своего развития.

Работа секции продолжилась выступлением председателя общественного движения
<Партия России> Ю.Крупнова с докладом <Россия как мировая держава>. Идея и
образ России в ближайшие годы должны определяться задачей стать мировой
державой, то есть государственностью, которая решает мировые проблемы на
свое территории. Юрий Крупнов призвал не отождествлять державу и империю,
так как Россия, с его точки зрения, никогда не имела имперских амбиций, а
всегда решала задачу определения справедливого мирового порядка. Чтобы стать
мировой державой, страна должна продемонстрировать миру свою способность
ставить и достигать амбициозные цели развития, интересные для всего
человечества. Так всегда жила Россия, так только она и может полноценно жить
в будущем.

Дискуссию о мировой роли и идентификации России поддержал директор Института
изучения России Тамкангского ун-та (Тайвань), доктор философских наук В.В.
Малявин в своем докладе <К познанию русского мира>. Уникальным свойством
русского миросознания, считает В. Малявин, является сама открытость миру,
предваряющая все возможные формы деятельности. Именно поэтому Россия
призвана выявлять ограниченность всех культурных и общественных форм и сама
быть свободной от них. Своеобразие России всегда нарождается как бы из
пустоты, из ничего. Россия - не Восток и не Запад, её идентичность нельзя
насадить государственными декретами и пропагандой, ее нужно пестовать, идя
от идеи русского мiра и заповеди смирения, создавая условия для свободного
развития общинной жизни по принципу <неиндивидуалистического либерализма>.

Апогеем в работе секции стала завершающая, подчеркнувшая своеобразную
цикличность ее программы, дискуссия на тему <Мнение иностранцев о России>, в
которой прозвучали самые разные мнения и оценки по поводу идеи, образа и
роли России в современном мире. Эту часть работы секции вел заместитель
декана философского факультета МГУ, кандидат философских наук Алексей
Козырев, который в своем изящном вступительном слове показал многоликость, а
иногда и курьезность видения России <со стороны>. Дискуссия получила весьма
высокую оценку участников и по организации (отличная работа модератора
Козырева А.П.), и по содержанию.

Обсуждение темы секции не ограничивалось только идейно-теоретическим
уровнем. Россия сегодня - это важнейший действующий фактор мировой политики
и международных отношений. Поэтому с ней естественно связываются и
определенные заинтересованные ожидания, надежды, и к ней высказываются
какие-то требования и претензии.

Доктор политических наук Александр Чачия, эксперт из Грузии по вопросам
отношений на постсоюзном пространстве, горячо высказывался за роль России
как гаранта прав на самостоятельное национальное развитие стран и на этом
пространстве, а также в мире вообще. <Сегодня Россия может стать
носительницей значительно более высокой альтернативы, значительно более
высокой и благородной идеи - стать защитницей самих наций, собственно
наций!> от поглощения их структурами Евросоюза или мировыми глобальными
структурами. Александр назвал эту позицию <мировым проектом России>.

Михаил Чернов, аналитический обозреватель агентства RBC, очень критично
высказался на секции, посвященной <идее и образу России в 21-м веке>: <мы
видим, что Россия предает своих союзников, уходит из важных регионов и не
имеет собственного политического лица на мировой арене. При всей этой
политике есть много стран, которые почему-то на Россию надеются, несмотря на
предательство, верят, что когда-то страна возвратится и принесет что-то
новое для них>. Это возвращение и эту новизну Михаил связывает с
осуществлением идеи справедливости как необходимой основной идеи российской
политики.

Зденек Збытек, президент клуба <Россия> - общественной организации граждан
Чешской республики, также по-дружески упрекнул Россию и в ее лице весь
бывший Советский Союз в том, что она на какой-то период времени полностью
покинула каким-либо своим присутствием и влиянием многие страны, в которых
традиционно присутствовала и влияла. Покинула в ущерб не только собственным
национальным интересам, но и, как показало последнее десятилетие европейской
истории, в ущерб национальным интересам самих этих стран. Но теперь речь
должна уже идти не только о восстановлении каких-то старых структур и
каналов сотрудничества России с этими странами, но и о развитии их на новой
основе, прежде всего, с привлечением к активному участию в нем молодежи.
Зденек говорил, что, например, современные чехи теперь более свободно и
менее идеологично, чем пятнадцать лет назад, в эпоху <бархатной> революции,
оценивают свои национальные интересы в широком совместном пространстве
Евросоюза и России, о чем свидетельствует резкий всплеск спроса на изучение
русского языка в Чехии и, прежде всего, молодыми людьми.

Обращаясь к перспективе, Президент клуба <Россия> выразил свое видение
России в будущем как великой державы в сфере стабильности внутренней жизни,
объединяющей жизнь многих народов, а не только в военном,
пространственно-географическом и политическом отношении. Он говорил о России
как стране, которая давала бы своим гражданам желание жить и работать дома,
а заграницей только отдыхать и путешествовать. Еще Зденек Збытек говорил об
исторической важности момента объединения со стратегическим партнером, в
качестве которого он видит для России, прежде всего, Европейский Союз, в
котором присутствует сейчас и Чехия.

О том, что это не отдельная частная позиция, свидетельствовало выступление
на завершающем пленарном заседании Форума экс-президента Чехии Милоша
Земана, в котором он говорил о нелогичности политики Евросоюза, пытающейся
решить вопрос о вступлении в ЕС Турции, не определившись стратегически в
вопросе об объединении, как он выразился, <России с Европой или, наоборот,
Европы с Россией>.

При обсуждении хода работы секции ее участниками было высказано важное
замечание, что в такого рода представлениях России, какое было произведено
на нынешней сессии Форума, происходящих на довольно высоком уровне
интеллектуальных обобщений, было бы интересно соединять высокий философский
уровень мыслей и обсуждений с более конкретными политологическими
приложениями, выводами, планами рассмотрений. Возможно, это дало бы двойной
эффект. С одной стороны, это дало бы возможность идти по пути некой
философской консолидации социальных и политических идей в самой России,
возможность всем, заинтересованным в самостоятельной русской политике и
осуществляющим ее, выступать с позиций единомыслия, избегая при этом
одномыслия. А с другой стороны, способствовало бы большей определенности в
восприятии нас нашими иностранными партнерами.

Некоторые иностранные участники секции, в частности, аспирантка Лондонской
школы экономики Стефани Ортманн, говорили, что Россию в мире, особенно на
Западе, немного побаиваются, так как не имеют возможности четко понять и
объяснить себе, что она такое в идейном и политическом плане, в своих
внутренних и внешних отношениях. В силу этого там формируется образ России
как чего-то непонятного и в силу этого потенциально опасного.

Русские участники Форума согласились, что нужно делать собственные
значительные усилия, чтобы помогать иностранцам открывать для себя нашу
страну, наш народ, нашу культуру. Но не только в сфере искусства и науки,
как это обычно бывает, потому что эти сферы наиболее доступны для
восприятия, но и в сфере философии, богословия, духовного опыта наших
монастырей, гигантского этнического разнообразия нашей культуры - то есть в
том, что выражает в себе нашу наибольшую национальную глубину, а не
удовлетворяет некому усредненному мировому восприятию.

Работа секции стала итогом годового сотрудничества ЦНС и представителей
российского философского сообщества. Программа секции удачно вписалась в
общую программу Форума, что дало дополнительный синергетический эффект в его
работе. Вообще, этот Форум характеризовался довольно сильным <русским
акцентом> и в стиле, и в тематике, и в конкретном содержании, и в общем
духе, настроении участников Форума.

Так, Форум показал: в контексте современных мировых проблем становится
очевидным, что Россия как цивилизация воплотила в себе некоторые важнейшие
идеи, которые востребованы в сегодняшнем мире. Это:
- неконфликтное совместное существование народов при поистине гигантском их
этническом разнообразии;
- идея сохранения наций (и цивилизаций) для мира;
- идея неконфликтного, а в современных условиях даже партнерского отношения
в обществе, прежде всего, между христианством и исламом, а также между
христианством и иудаизмом, христианством и буддизмом, а также между всеми
ними вместе;
- наконец, идея, ставшая основным лейтмотивом III-ей сессии МОФ: единство
мира через разнообразие, посредством сохранения мирового разнообразия как
главного метода и формата мировых отношений.

Последняя тема была одной из главных и в работе <русской> секции.

Кроме того, на заключительном пленарном заседании профессор Фред Дальмар,
известнейший американский специалист по вопросам <диалога цивилизаций>,
перечислив известные в мире глобалистский и антиглобалистский форумы,
указал, что Мировой общественный форум занимает третью, совершенно
оригинальную позицию, превратившись в <форум мировой совести>. Это замечание
имеет большое значение в современном мировом контексте. Один из главных
тезисов в работе <русской> секции состоял в том, что не в силу каких-то
особых русских амбиций, а в силу объективных обстоятельств и условий миру
необходимо учиться думать по-русски. А обдумывать и оценивать мировые
отношения в категориях совести и справедливости - это, действительно, очень
по-русски.

Во время работы секции, в ходе дискуссий о роли России в разных сферах не
было высказано каких-либо оскорбительных или уничижительных оценок (при
обилии, однако, критических взглядов и национальной самокритики).
Иностранные участники часто подчёркивали, что Россия сегодня как никогда
нужна миру, жизненно необходима. Но Россия также должна начинать осознавать
себя соответствующим образом и смелее действовать на мировой арене.

Нужно, однако, отметить, что дистанция непонимания между <западным> и
<русским> типом мышления в области содержательного обсуждения целого ряда
тем (русская история, русская нация, русская философия и т.д.), разница в
подходах между ними - по-прежнему сохраняет свое значение. Что делает
особенно актуальной идею проекта <Институт русской мысли>, в поддержку
которого высказались участники работы секции. Целью проекта могла бы стать
образовательная подготовка иностранцев в традициях русской мысли вообще и в
традициях русской философии и богословия, в частности. Это увеличило бы для
России число партнеров по диалогу в других странах и сами идейные ресурсы
для подобного диалога.

Форум в целом, являясь выдающимся мировым общественным событием, укрепил
имидж России как цивилизации - носительницы идей единства, разнообразия,
мирных отношений и справедливости в современном мире.

Презентация на Форуме России как цивилизации стала первой в серии <Мировой
Общественный Форум представляет цивилизацию>. Предполагается, что на
следующих сессиях МОФ поочередно будут представлены и другие мировые
цивилизации.

Михаил Смирнов, зам. главного редактора журнала <Русскiй Мiръ> (Москва)


----------------------------------------------------------------------------
----

© 2000-2004 ИА "Росбалт"
При цитировании ссылка на ИА "Росбалт" обязательна.