|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
09.11.2005 15:46:14
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Алексей Чадаев. Не обижайте дедушку (*+)
http://www.russ.ru/docs/101519382?mode=print
Темы
Не обижайте дедушку
Алексей Чадаев,
Редактор отдела политики РЖ
Факт первый: мавзолей с Лениным на главной государственной площади
сегодняшней России - это огромная проблема.
Факт второй: вынос оттуда тела ногами вперед ничем не будет отличаться от
совершенного в свое время выноса мощей Сергия Радонежского из Лавры
большевиками. Такое же кощунство над чужими святынями - святынями
"предыдущей" России.
Даже если это будут "прилично" обставленные похороны на Волковом, это как
если бы Сергия хоронили на общегражданском кладбище Радонежа на том
основании, что-де не по-человечески это - оставлять останки без погребения.
Набальзамированное тело Ленина - это не останки. Это святыня культа -
сегодня разгромленного и маргинального, но еще вчера официального, а
позавчера господствовавшего.
Конечно, главный жрец этого культа никогда не сядет за одним столом с
митрополитом, муфтием и раввином в межрелигиозный совет при президенте РФ. И
потому, что сами они свой культ культом никогда не считали. И потому, что
отрицали также все остальные культы как "ложных богов". И потому, что нет
сегодня в марксистско-ленинском культе главного жреца. Не Зюганов же!
Марксизм-ленинизм - это именно вероучение, хотя и странное. И у него есть
своя группа адептов - сегодня уже небольшая и обреченная уменьшаться в
дальнейшем, но полностью она не исчезнет никогда. И потому они никогда не
примут спокойно надругательства над главной святыней их культа.
Казалось бы, что государству до того? Ведь у них нет сегодня предложения для
всех остальных, которое содержало бы в себе Ленина. Ленин - это сегодня
только их Ленин и более ничей, и уже никогда он не будет общегосударственным
символом. Так почему бы не отвести этим старообрядцам делянку где-нибудь на
окраине, перетащить туда их вождя и пусть бы служили ему гекатомбы?
Дело в том, что слишком уж большим окажется масштаб разрушений - в
символическом поле. И не только (и не столько) для секты ленинопоклонников,
сколько для всех нас.
В тридцатые на Красной площади начали регулярно проводить парады. Известна
байка про то, как Каганович пытался уговорить Сталина снести храм Василия
Блаженного, чтобы облегчить проход на площадь танкам и колоннам
физкультурников. И не уговорил, получив в ответ: "Лазарь, поставь церковь на
место!"
Сегодняшние неосталинисты верят (скорее всего, беспочвенно), что вождь это
сделал из-за тайной любви к православию. Но даже если б Сталин был тайным
сатанистом, в логике его режима, проходившего тогда становления после
революционного безвременья, храм все равно пришлось бы сохранить. Поскольку
он не есть памятник веры, но памятник власти. И нужен ровно затем же, зачем
нужны благополучно пережившие революцию бронзовые Минин и Пожарский, а также
и Лобное место, возле которого они стоят.
Из сегодняшнего дня мавзолей Ленина может показаться чем-то внешним,
наносным, привнесенным советской властью в исторический ансамбль Красной
площади. Но на самом деле именно он только и сделал Красную площадь тем
символом, которым она является по сей день. В императорской, петербургской
России словосочетание "Красная площадь" не значило ничего; но и в
допетровской она была лишь "обычным" городским торжищем перед цитаделью.
Такое мы можем увидеть сегодня перед Ростовским, Ярославским или
Нижегородским кремлем - центр публичной жизни города, но не более того.
В советский период все стало иначе. Ленин, лежащий в мавзолее, - вечно живой
человек будущего, - был метафизическим центром всего пространства, тем, что
позволяло считать всю землю начинающейся от Кремля. Вождь, поднимающийся на
трибуну мавзолея, тем самым становился в центр мира, и то, что он говорил
оттуда, имело значение для всего человечества - для врагов едва ли не в
большей степени, чем для друзей. Это и создало тот огромный запас
символической силы, который по сей день "работает" в нашем сознании, когда
мы представляем себе Красную площадь.
Но сегодня этот культ разгромлен, созданная им страна и опирающаяся на нее
миросистема демонтирована, его священные книги выброшены в макулатуру или
пошли на завертку для селедки. Памятники Ленину не вызывают вообще эмоций,
никаких, даже протестных - они стоят на главных площадях большинства
городов, и мимо них ходят люди, даже не замечая, воспринимая их просто как
деталь пейзажа. Со Сталиным, например, не так: поди попробуй поставь ему
сегодня памятник. А Лукич стал мертвой историей, безобидным персонажем
анекдотов.
Неинтересный писатель и заурядный тусовщик (вроде нынешних пикейных жилетов
из "Живого журнала"), всю жизнь просидевший в швейцарском кабаке за чашечкой
кофе и пустопорожними сектантскими спорами про единственно верное учение, а
под конец жизни вдруг волею судьбы ставший на короткое время одним из вождей
революционной хунты в одуревшей России - вот, пожалуй, каким стало
восприятие Ленина в "актуальном дискурсе". И что, этот дядечка - Вербицкий
или Лейбов своего времени - так и будет лежать мумией на нашей с вами
главной площади? Но в том-то и дело, что это не наша с вами главная площадь.
Это, если хотите, его главная площадь.
Его - в том смысле, в котором в сталинское время произносилось слово
"ленинизм". Культ личности Сталина был "разоблачен" уже через три года после
его смерти. Культ личности Ленина, создававшийся при Сталине же, вообще не
был замечен и маркирован как культ вплоть до самого финала, а ведь именно
он, в отличие от сталинизма, успешно стал в буквальном смысле
государственным культом - с развитой системой обрядов и праздников,
иконостасом святых, священными текстами, ритуальными формулами и т.п.
Вот только-только отменили главный праздник этого низвергнутого культа -
заменив его другим, соседним. Технология не новая - именно так действовала
тысячу лет назад и православная церковь, подверстывая свои праздники под
языческие сезонные ритуалы, приуроченные к графику сельхозработ, и забирая
себе их энергетику. День единения вместо Дня революции - это как день
Рождества Иоанна Крестителя вместо праздника Купалы. Получился гибрид - Иван
Купала. Так и тут - новый праздник, скорее всего, станет в итоге, через
много лет, днем не просто единения, а какого-нибудь "революционного
единения". Хотя и в дореволюционном графике в близкой точке был важный
праздник "начала зимы" - Покров; и в энергетике праздника Октябрьской
революции очень много от энергетики Покрова.
Но работа с календарем - это рутина, тихая и незаметная. С вещными,
материальными символами такое невозможно - любое событие вокруг них
становится большим; даже событие их смерти и разрушения. Киевский Крещатик
знаменует собой путь, по которому проволокли низвергнутого Перуна в дни
крещения Руси; и одно это задало тысячелетний масштаб события.
В этом смысле и Ленина, пока он хоть для кого-то живой символ, не получится
убрать тихо и незаметно - он может исчезнуть как символ лишь в результате
события, эффект которого будет сильно выбиваться из рутинного порядка вещей.
Символы возникают и разрушаются в только в экстраординарных ситуациях, и эта
связь работает в оба конца. Это значит, что действия в символьном поле
неизбежно вызывают непредсказуемые последствия в поле реальном. За примерами
далеко ходить не надо: все заметили, какие масштабные изменения в массовом
представлении об образе современной России произошли после того, когда был
принят (пусть и с новыми словами) советский гимн.
А "убрать Ленина" - это означает в каком-то смысле "убрать" и саму Красную
площадь, как метафору, как символ места власти. Но тогда ее придется
"создавать" в этом качестве заново. И учитывая, что прошлый "замес" этого
символа был среди прочего на большой крови и на терроре, не исключено, что и
новому алтарю потребуются какие-то новые жертвы. Причем если власть не
захочет на них пойти, то в какой-то момент окажется, что у нас уже новая
власть и новая страна; поскольку это та задача, не решать которую значит не
снести бремени власти.
А потому пусть пока лежит дедушка Лукич там, где лежал. И вождям пора
научиться без страха заходить на трибуну мавзолея и говорить с нее, а не
торчать на деревянных подмостках, как бедные родственники или узурпаторы.
Признать советское прошлое и покончить с ним - это не две разные задачи, а
буквально одна и та же: сделать второе можно только через первое. До тех же
пор, пока оно находится в зоне табу, нас будут все время беспокоить оттуда
его ожившие мертвецы.