|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
09.11.2005 15:42:01
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
М. Жаров. 47 ноября (*+)
http://www.russ.ru/comments/101888123?mode=print
47 ноября
Максим Жаров
Такой даты - 47 ноября - как известно, в календаре не существует. Этот текст
был написан еще до 7 ноября, того самого "красного дня календаря", который
вдруг так неожиданно "потерялся" в прошлом году и был заменен на совершенно
непонятный большинству российского народа День народного единства. Еще не
состоялись по всей стране традиционные коммунистические демонстрации в честь
88-й годовщины Октябрьской революции. Еще не прошло в Москве шествие
ветеранов в честь годовщины легендарного парада 7 ноября 1941 года, который
стал 64 года назад символом будущей победы над фашистской Германией. Однако
новый государственный праздник 4 Ноября, объявленный к тому же выходным
днем, уже состоялся. Чем не день революции (покамест хотя бы и в умах),
когда, по меткому замечанию сайта Глобалрус.ру, самым заметным мероприятием
в честь Дня народного единства в России стали не акции с участием Владимира
Путина или Алексия Второго, а "Правый марш" в Москве?
Смешение дат, стилей, участников событий, их риторики и "революционной
целесообразности", происходящее в последние дни, и заставляет говорить не о
праздновании по отдельности событий 4 или 7 ноября (соответственно 1612 и
1917 года), но о праздновании некоего довольно чудовищного на вид
"праздника", который для краткости мы обозначим как "47 ноября". Что же это
за "праздник" такой в России случился?
Отсутствие новых героев - беда современной России
Подводя для "Русского журнала" итоги прошлого года, я писал о том, что
появление праздника 4 Ноября - Дня народного единства и годовщины
освобождения Москвы от польских интервентов - довольно ясно показывает
намерение нынешней российской власти "равноудалить" Россию от двух
по-прежнему неоднозначно воспринимаемых народом периодов развития страны:
коммунистического СССР и ельцинской России. Сегодня, посмотрев сюжеты
итоговых телепрограмм, посвященные празднованию Дня народного единства,
можно говорить лишь о том, что "равноудаление" получилось каким-то странным:
между героями 1612 года Мининым и Пожарским и антигероями в виде нынешних
польских политиков, мечтающих о глобальной "восточной экспансии", лежит
абсолютная пустота. "Создав" в прошлом году вместо 7 Ноября День народного
единства, власть не позаботилась о самом главном - о том, ради чего и
назначаются праздники в любой стране: о героях, которых чествуют в эти дни.
О том, что праздники существуют ради лишних выходных дней, говорить не
будем: таких бессмысленных "выходных" в России и так слишком много.
Давайте говорить прямо. Что означает для нынешнего молодого поколения
граждан России, за влияние на умы которых так борется в течение этого года
Кремль, создавая все новые и новые молодежные движения, икона Казанской
Божьей Матери или Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, ставшие в
добольшевистской России символами объединения народа ради создания единого и
сильного государства? Да практически ничего, несмотря на интенсивные
исторические экскурсы в телевизионных новостях в последнюю неделю перед Днем
народного единства. К тому же, пока подавляющее число молодых людей сегодня
смотрит по ТВ лишь низкосортные развлекательные программы вроде пресловутого
"Дома-2", шанс узнать о смысле нового праздника, о его героях, незаслуженно
забытых временем, для российской молодежи равен нулю.
Как ни цинично и чудовищно это звучит, но большинство населения России
сегодня абсолютно не интересуется тем, что происходило в 1612 или в 1917
году. В разорванное распадом СССР и формированием новой России историческое
пространство "русского мира" попадает с помощью современных массмедиа только
то, что непосредственно затрагивает жизненно важные интересы простого
человека. Чтобы восстановить связь времен, стране нужны новые, современные
герои, которые бы отражали все главные перипетии нашей жизни: борьбу за
существование, гордость за страну, любовь к своему делу и т.п. Но есть ли у
нас сегодня такие, в полном смысле этого слова современные, герои?
За те пять лет, что находится у власти Владимир Путин, в символическом
пространстве России можно пересчитать по пальцам одной руки персоны и
события, вокруг которых концентрировалось бы внимание всего общества, а
руками политтехнологов создавались бы народные мифы. По большому счету, к
таковым можно отнести: миф о В. Калоеве как о "народном мстителе,
отомстившем за смерть своей семьи", миф о М. Ходорковском как "борце с
"кровавым путинским режимом", миф о В. Квачкове как о "бесстрашном борце" с
А. Чубайсом (профессия которого, как оказалось, теперь называется "Родину
освещать"). И, наконец, последнее по времени "приобретение" народной
мифологии общероссийского масштаба - миф о капитане траулера "Электрон"
Яранцеве, который с двумя плененными сотрудниками норвежской рыбоохраны на
борту успешно отстоял право России производить рыбную ловлю там, где ей
заблагорассудится. Обратите внимание: речь в данном случае идет о
героях-персонах, героях-одиночках, поскольку именно такие герои всегда
почитались на Руси.
Именно поэтому практически никто, кроме родственников и "ухаживающих" за
ними циничных политтехнологов, не помнит сегодня ни о моряках с подлодки
"Курск", героически боровшихся за спасение своих жизней, ни о жертвах
"Норд-Оста" и Беслана, погибших от рук чеченских террористов. Не стали
коллективными героями даже обласканные вниманием Кремля молодые ребята из
движения "Наши", чья абсолютно верная и соответствующая духу Дня народного
единства коллективная инициатива "Три тысячи добрых дел" заслужила
злобно-иронические комментарии со стороны журналистов. Известная поговорка
"Один в поле - не воин" имеет для русских одно-единственное исключение:
"воин, если герой". Но помогают ли власти (причем все - от первой до
четвертой!) своим народным героям-одиночкам? Ведь ключевое отличие
героев-одиночек в том, что подвиги их в большинстве случаев связаны с
формальным нарушением закона...
История с капитаном Яранцевым и траулером "Электрон" показательна в том
плане, что сначала пресса и федеральные телеканалы в едином патриотическом
порыве меньше чем за неделю делают из рядового человека национального героя,
а по возвращении на Родину из национального героя, попавшего с инфарктом в
больницу, Генпрокуратура РФ в лице спецпредставителя по связям со СМИ Н.
Вишняковой делает преступника, посягнувшего на незаконную ловлю рыбы и
захват в заложники двух норвежцев из рыбоохраны. Здесь стоит подчеркнуть
один очень важный момент в связи с тем, что речь у нас идет сейчас о
национальных героях. Это ответственность властей и СМИ перед обществом за
создание или разрушение национального мифа в начальный момент его
существования. Было ли чувство меры у журналистов федеральных телеканалов,
когда они, зная, что по возвращении в Россию против капитана Яранцева
неизбежно будет проводиться следствие, без оглядки на последствия в едином
порыве "раскручивали" капитана "Электрона"? Было ли чувство меры у
Генпрокуратуры, когда она, зная, что мурманская прокуратура уже возбудила
уголовное дело против Яранцева, посчитала необходимым сказать свое слово
устами Н. Вишняковой?
Особая важность того, о чем сейчас идет речь, обусловлена тем
обстоятельством, что любые действия Кремля в области создания национального
проекта в последние годы до крайности похожи на разрушительный принцип
действия джиннов из арабских сказок, согласно которому построенный ими
дворец они же и разрушали. Именно этим и объясняется та абсолютная пустота
современного нам символического ряда, который обязательно должен был
появиться вместе с новым праздником - Днем народного единства 4 Ноября. Если
в стране не будут появляться народные герои, российская история может
прекратиться задолго до срока, намеченного нашими недругами...
"Правый марш" и "оранжевый нацизм": опасная игра символов
Говоря об ответственности властей и СМИ за создание национальной идеи,
работающей на единство страны, трудно не обратить внимание на прошедший 4
ноября в Москве так называемый "Правый марш". Подчеркнутое молчание
телевидения, не обратившего сколько-нибудь заметного внимания на "марш" и
вызвавшее вал провокационных вопросов в "Живом журнале", - что оно, это
молчание, означает? Чем руководствовались власти, давая разрешение на
проведение данного мероприятия в центре Москвы в День народного единства,
отлично зная и состав участников, и лозунги, и примерное содержание речей, с
которыми выступали на этом "марше" ораторы из полумаргинальных
националистических организаций?
Здесь следует обратить внимание на ряд интересных моментов. Во-первых,
согласно мнению одного из участников "марша", идеологический сценарий
"Правого марша", который задумывался Евразийским союзом молодежи как
имперский и "антиоранжевый", был сломлен изнутри.
Во-вторых, на этом изначально "антиоранжевом" мероприятии присутствовала
крайне пестрая "компания" в лице ДПНИ, РОД, РОС, движения "Память",
футбольных фанатов, скинхедов и просто любопытствующих подростков. Кроме
того, в "марше" участвовали в личном качестве члены НБП и даже КПРФ! Что тут
делают коммунисты, у которых свой "красный день календаря" начался еще 6
ноября с возложения венков к Мавзолею В.И. Ленина? Только ли потому пришел
на "Правый марш" кандидат в депутаты МГД от КПРФ П. Милосердов, что у него в
предвыборной программе записана борьба с нелегальной иммиграцией?
В-третьих, по словам уже упоминавшегося участника "марша", "мы - евразийцы
или православные националисты... знали заранее, как из-за нашей же
невнимательности и доверчивости инициативу перехватят откровенно оранжевые
нацисты". Слова о том, что "знали заранее", следует ли понимать так, что
весь "Правый марш" был заранее спланированной провокацией? Наконец,
в-четвертых. Наблюдается интересная тенденция: участников "Правого марша"
приглашают принять участие в коммунистическом шествии 7 ноября!
Так что же хотела сказать власть, разрешая этот крайне неоднозначный по
исполнению "марш", и почему молчит телевидение, показывая (опять-таки с
безудержным энтузиазмом!) сюжеты про беспорядки во Франции? Единственным
разумным объяснением происходящего может быть только одно: "Правый марш" -
это завуалированное обращение Кремля не только к модераторам и спонсорам
"оранжевой революции" в России, но и ко всему обществу. "Видите, это русский
фашизм. "Оранжевая революция" в России может быть только такой. И никаких
"мягких" вариантов вроде Грузии и Украины в России нет и не предвидится.
Хотите получить в Москве то, что происходит в пригородах Парижа? Нет? Тогда
не играйте с огнем!" Примерно такие слова могли бы произнести публичные
лидеры ЕСМ, если бы сразу по окончании "Правого марша" они не занялись
подготовкой к вояжу в Киев, где на 7 ноября ими назначено так называемое
"свержение Ющенко". Но этих слов нет... Опасная игра символов в день 47
ноября продолжается.
© Содержание - Русский Журнал, 1997-2005. Наши координаты: russ@russ.ru
Тел./факс: (095) 230-17-15
Условия перепечатки. Хостинг - Телеком-Центр