От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 08.11.2005 22:52:32 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"Известия": "На войне цивилизаций - как на войне" (*+)



НА ВОЙНЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - КАК НА ВОЙНЕ

[ 14:46 08.11.05 ]



http://www.izvestia.ru/opinion/article3005609

Главное мировое событие последних дней - погромы во Франции, которые начали,
как пожар, перекидываться в другие страны Европы, - напомнило западному
миру, перед каким главным вызовом он стоит. Дело не только в том, что
Франция столкнулась с "исламской опасностью" или с этническим молодежным
экстремизмом. Проблема, во-первых, не французская, а общемировая, во-вторых,
имеющая в своей основе не только религиозную и национальную почву, но и
социальную.

Все развитые страны и все большие богатые города - от Лондона до Москвы -
испытывают наплыв мигрантов из более бедных государств. Мигранты берутся за
наименее престижную работу и компенсируют проблемы развитых стран, связанные
со старением и убылью населения и рабочей силы. Однако полной интеграции в
культуру развитых стран и больших городов не происходит - мигранты
продолжают жить по сути в своих "гетто", которые они или не хотят, или не
могут покинуть. Миграционные потоки регулируются разными странами
по-разному, но проблем меньше не становится - сосуществующие друг с другом
"коренные жители" и "инородцы" все хуже и нетерпимее начинают относиться
друг к другу. Усугубляют ситуацию страхи, связанные с международным, и
прежде всего исламским, терроризмом.

Тот факт, однако, что французский бунт - это отнюдь не изолированное явление
и что насилие перебрасывается в другие страны ЕС, свидетельствует о том, что
мы имеем дело с глобальной тенденцией. Одни называют ее войной,
столкновением цивилизаций, другие - взрывом "третьего мира" внутри первого.
Два мира, две цивилизации не могут обойтись друг без друга, но не способны и
слиться.

Западный мир не случайно в последние годы озаботился проблемами беднейших
стран, списанием им долгов и т.д. Это не просто альтруизм, а понимание того,
что миграция превратится в неуправляемый процесс, если бедные страны не
станут богаче, а соответственно привлекательнее для своих же коренных
жителей. Ведь не от хорошей жизни мигранты из бедных стран едут искать
счастья, рабочих мест и денег в страны богатые.

Впрочем, социальный аспект проблемы не отменяет межрелигиозных и
межцивилизационных противоречий, из-за которых два мира не могут ужиться
друг с другом, в результате чего происходит радикализация национальных и
мировых религий, что не способствует примирению цивилизаций, а лишь
разжигает взаимную ненависть.

Зло на улицах Франции плодит новое зло, не менее интернациональное, чем
экстремизм. И в самой Франции, и за ее пределами растут шовинистические
настроения коренных жителей. А они, в свою очередь, чреваты новыми витками
насилия. На войне цивилизаций - как на войне...

Как ни банально звучит, но лучшим способом согласования интересов является
демократия. Которая отнюдь не является синонимом слабости и помимо
терпимости предполагает и следование закону, и защиту закона, и готовность
ответить силой на силу.