От Кравченко П.Е. Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 21.10.2005 22:04:41 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Оборонный заказ.

http://tr.rkrp-rpk.ru/get.php?1102
Трудовая Россия.
Оборонный заказ.

Директор крупного петербургского предприятия радиоэлектронного комплекса, с которым мы говорили о странных событиях, творящихся в последнее время в нашей "оборонке", рассказал историю из давних уже времен.

В советское время его завод планировал открыть новое производство в одной из среднеазиатских республик. Наш собеседник, тогда еще заместитель директора, обратился в оборонный отдел тамошнего республиканского ЦК и попросил подобрать человека на должность руководителя нового предприятия. Заведующий оборонным отделом предложил ему последовательно: работника машинно-тракторной станции, хлопкороба, животновода... "Кого они подсовывают, мне же специалист, электронщик, нужен!" - в недоумении разводил руками ленинградский посланец. Ему тут же вполголоса объяснили: "Заведующий берет только своих - из своей семьи, своего рода, клана. У нас по-другому не бывает". Расцвет застоя, хлопковые республики с их неистребимой клановостью. Большинство из нас думает, что все это в далеком прошлом. Но не зря говорят: история повторяется. Когда ей позволяют повториться.

Идет зачистка
В течение полугода в нашу редакцию не раз звонили специалисты с различных оборонных предприятий с одной и той же жалобой: "Нам поставили некомпетентного руководителя, все разваливается, пожалуйста, вмешайтесь". В питерском городском комитете экономического развития от данной темы отмахивались: мол, да, слышали, но это все федеральные предприятия, мы здесь ни при чем. А те, кто решился вынести на свет некоторые секреты "оборонки", не хотят открываться публике. Так что предоставим пока слово официальным документам. Они тоже бывают красноречивыми.

"На протяжении последнего года в Федеральном агентстве по промышленности сложилась порочная практика снятия успешно работающих руководителей предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) с должности без предъявления претензий и формальных оснований. В результате такой политики только на судостроительных предприятиях, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, снято семь директоров ведущих ЦНИИ и заводов... Однако руководство "Роспрома" проводит линию не только безосновательного снятия руководителей предприятий ОПК, но и акционирования ФГУП, находящихся в перечне стратегических предприятий... Данная политика направлена на достижение частных коммерческих целей и не способствует развитию промышленности России и укреплению ее экономики. Такие разрушительные действия со стороны руководства "Роспрома" могут привести к необратимым негативным последствиям не только по государственному имущественному комплексу и экономическим позициям ФГУП, но и к утрате уникальных технологий..."

Это не письмо обиженных "оборонщиков" в газету, а официальное обращение полномочного представителя президента в СЗФО И. Клебанова к председателю правительства М. Фрадкову. Правда, по информации осведомленных источников, до премьера оно так и не дошло - перехватили по дороге.

Автор следующей цитаты - губернатор Петербурга В. Матвиенко. Отвечая на депутатский запрос, она пишет: "Необходимость информирования и учета мнения органов государственной власти Санкт-Петербурга при решении кадровых вопросов в отношении директоров городских оборонных предприятий обсуждалась мною с руководителем Федерального агентства по промышленности Алешиным Б. С. во время его визита в Санкт-Петербург в ноябре 2004 года, однако должной согласованности пока не достигнуто".

Если кому еще неясно, что происходит в питерской оборонке, то можно сказать просто: идет массовая "зачистка" профессионального директорского корпуса, проводимая руководителем "Роспрома" (это агентство входит в Минпромэнерго) Б.Алешиным и его сотрудниками. Директоров, обладающих огромным опытом и квалификацией, снимают с работы без предъявления каких-либо претензий, без объяснений и ставят своих "хлопкоробов". Зачем? Повторим слова Клебанова: "Данная политика направлена на достижение частных коммерческих целей".

Списать все на защиту местных узких интересов и непонимание высокой московской политики не получается. Этой политики не понимает даже тот, кто причастен к ее разработке, - министр обороны С. Иванов. В своем обращении на имя начальника Б.Алешина, министра промышленности и энергетики В. Христенко, он высказывает беспокойство "нарастанием процесса замены руководителей предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, имеющих стратегическое значение для обеспечения безопасности государства... О проводимых кадровых изменениях в ОПК Минобороны как основной государственный заказчик не информируется". С. Иванов называет это "дестабилизацией изнутри оборонных предприятий".

Наука и недвижимость
Интересное у нас государство, не правда ли? Полпред президента, губернатор второго по значению города страны, министр обороны открыто говорят о том, что подчиненные одного из "РЯДОВЫХ" министров "в коммерческих интересах" разваливают оборонный комплекс, - и все на прежнем месте. Не в силах они справиться с чиновником среднего правительственного ранга. Может, не хватает аргументов? Судите сами, хватает или нет.

В московское ФГУП "Топаз" (системы управления вооружением) заместителем директора по экономике и финансам назначается зять начальника управления судостроительной промышленности "Роспрома", молодой человек 29 лет от роду, ранее работавший начальником отдела хлебозавода.

"Удачно" происходит кад­ровая замена в "НПО "Астрофизика", крупнейшем мировом лазерном центре. В прошлом году успешно прошла государственные испытания созданная в НПО станция контроля космического пространства, обеспечивающая безопасность как страны, так и Земли в целом. После этого специалиста с мировой известностью - члена Президиума РАН, лауреата Госпремии РФ, профессора, доктора физико-математических наук С. Багаева увольняют, причем во время его болезни, и назначают на его место человека, ранее уволенного из этого НПО по результатам проверки Минпромнауки и прокуратуры. Подоплека дела просматривается легко. Одним из заместителей нового директора становится владелец коммерческой фирмы, ранее арендовавшей часть помещений объединения под таможенный терминал. С. Багаев добился его закрытия. А теперь коммерсант в ранге замдиректора разработал бизнес-план, по которому этот крупнейший научно-производственный центр акционируется и... половину своих площадей отдает под бизнес-центр.

В Петербурге Б. Алешин снимает с должности директора ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологий" ("ЦНИИ СЭТ"), доктора технических наук, профессора, действительного члена четырех международных академий В. Галку. Институт занимается разработкой и производством электрических систем военных кораблей, стал, кроме того, выполнять заказы для бронетанковых войск, железнодорожного транспорта, энергетики, нефте­газового сектора. Только за один год объем заказов увеличился на 40 процентов, выручка - на 200 процентов. Осенью прошлого года В. Галке в Москве в Колонном зале Дома Союзов вручают почетный знак "Лидер российской экономики". Но, вероятно, в глазах чиновников "Роспрома" это не имеет особой цены. Цену имеет многоэтажное здание института на Благодатной и земельный участок, на котором расположены производственные корпуса. Минувшей осенью представители "Роспрома" активно уговаривали директора согласиться на акционирование. После отказа директора от акционирования в институт прибыла комиссия. Несмотря на старания, она не нашла ничего криминального, что можно было бы включить в акт проверки... В итоге в апреле нынешнего года Б.Алешину пришлось уволить директора без каких- либо объяснений. А его преемник, по сведениям самого В. Галки, поручил некой фирме заняться "консолидацией долгов" предприятия. Это означает, что идет подготовка к банкротству (прекрасные финансовые показатели атакуемой фирмы в таких случаях роли не играют, тем более что создать задолженность очень просто).

На первый взгляд, предположение, что мирового уровня научно-производственные предприятия, на которых держится оборона страны, экспорт вооружений, от которых зависит будущее нашей экономики, берут под контроль только ради их недвижимости, кажется слишком уж примитивным. Ну, что такое бизнес-центр вместо научных лабораторий, жилой дом на месте цеха наукоемкой продукции? "Навар" от такого перепрофилирования 5, в лучшем случае 10 или 20 миллионов долларов. По сравнению с сотнями миллионов и миллиардов, которые дают и будут давать научно-производственные комплексы, - копейки. Однако директор-"оборонщик", с разговора с которым мы начали свой материал, тоже считает, что целью всех кадровых манипуляций, как правило, является именно недвижимость.

"Поймите, - говорит он, - в науке ведь разбираться надо, знать, куда идти, как зарабатывать. А продать здание и получить за него несколько миллионов любой сумеет. Предварительно можно все деньги с предприятия увести - и свой счет в банке пополнить, и банкротство или основания для продажи подготовить".

Хозяин - барин
Во всех случаях увольнений, о которых мы говорим, глава "Роспрома" ссылается на статью 278, пункт 2 Трудового кодекса РФ, по которой собственник имущества (в нашем случае представитель государства) имеет право принять решение о досрочном прекращении трудового договора. Да, имеет. Но не единолично и при наличии веских оснований.

Госдума наконец встревожилась: почему это за неполные два года "Роспромом" сняты с постов по 287-й статье 27 директоров крупных научно-промышленных ФГУП? Причем многие из них добились прекрасных результатов в работе. Внятного ответа от представителей "Роспрома" парламентарии не получили. И в итоге дипломатично решили подготовить поправки к законодательству, чтобы не мог чиновник единолично, росчерком пера, выгонять с работы людей, на которых держится оборона и промышленный потенциал страны.

Было бы желание, а способ найдется
В условиях, когда чиновники обладают почти безграничной властью над вверенным им госсектором экономики, они легко могут обойти любые запреты.

Предположим, предприятие, тот же "ЦНИИ СЭТ", не может быть акционировано без специального распоряжения главы государства. Предположим, что Госдума вмешалась бы в ситуацию раньше, чем уволили директора института В. Галку. Но чиновники все равно добились бы своего - в первую очередь очистки помещений в центре города, причем так, что не придерешься. В "Роспроме" уже был готов план, как это сделать. Решено было "реорганизовать" "ЦНИИ СЭТ", ЦНИИ "Прометей", ЦНИИ "Курс" и ЦНИИ "ТС" путем присоединения их к ЦНИИ им. Крылова. Росчерком пера указанные предприятия лишаются самостоятельности, руководство новоявленного холдинга проводит "оптимизацию" структуры, результатом чего является все то же высвобождение помещений и земель.

Науку - на металлолом
То, что чиновники сейчас делают с федеральными научно-производственными комплексами, напоминает период охоты за цветными металлами. Тогда сборщи- ки лома, чтобы насобирать килограмм меди, курочили дорогостоящее оборудование, срезали контактные провода, выкручивали краны из газопроводов. При- мерно так же действуют федеральные руководители в отношении наших наукоемких отраслей. Выше мы привели лишь часть примеров кадровых перетрясок и их последствий. А ведь сняли еще и заслуженного и успешного директора в Летно- испытательном институте им. Громова, сняли директора "ЦНИИ РТИ", после чего успешный до этого центр сорвал индийский контракт, поставки для РСК "МиГ"" и оказался в предбанкротном состоянии.

Но одной из самых ярких иллюстраций полного равнодушия "государевых людей" к интересам государства является все тот же "ЦНИИ СЭТ". Выше сказано, что институт разрабатывает и поставляет электрическое оборудование для флота и для промышленных установок. Но есть у него и еще одно направление, которое для страны важнее, чем богатый, но технологически отсталый нефтегазовый сектор, направление, которое стоит даже не миллиарды, а триллионы долларов: водородная энергетика.

В институте созданы установки, преобразующие водород в электроэнергию и тепло без всякого сжигания, без котлов и турбин, с КПД 95 процентов. На 2006 - 2008 годы намечалось создание первой промышленной во- дородной энергетической ycтaновки. Это было бы ноу-хау мирового значения. И патент принадлежал бы государству, потому что институт все еще государственное предприятие.

Но увольнение директора и резкое ухудшение финансового положения практически ставят на этих планах крест. Не помогло даже обращение к В. Христенко спикера Совета Федерации С. Миронова, призывавшего защитить водородную энергетику от кадровых перетрясок, проводимых "Роспромом". Кому-то важнее миллион в свой карман, чем триллион в госказну.

Все вышесказанное может шокировать читателя, далекого от тайн государственного управления. Все же принято считать, что, не забывая себя, чиновники действуют хотя бы не в ущерб государству. Теперь мы видим, как все происходит на самом деле. И это шаг к пониманию, почему после всех реформ Россия остается страной бедных людей, отсталой промышленности и сырьевым донором развитых стран.