От Редакция альманаха Ответить на сообщение
К Редакция альманаха
Дата 03.07.2005 07:34:20 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Тематический номер альманаха "Массы, Империя и постимпериализм"

http://www.situation.ru/app/j_jn_34.htm

Выпуск: N 6(30), июнь 2005г
Массы, Империя и постимпериализм
СТАТЬИ

У твоего порога

http://www.situation.ru/app/j_art_893.htm
Назад, в номенклатурный феодализм
С.Е.Кургинян, другие авторы
Всем хватает доить. Если вы каждый день должны всю свою зарплату потратить только на шубу и бухню в ресторане, если вы не думаете о том, что вам завтра нужно купить новую квартиру детям - то у вас всегда будут <бабки>. Но только в какой-то момент вы рухнете. Все живут за счет эксплуатации основных фондов страны. Все вот так вот гуляют, потому что основные фонды нищенствуют.
послесловие к "делу Ходорковского"


Политика
http://www.situation.ru/app/j_art_904.htm
Конфликт классов в капиталистической миро-экономике
Иммануил Валлерстайн
То, что кончина капитализма не заставит себя долго ждать, представляется мне равно и очевидным, и желанным. Это легко показать через анализ его <объективных> эндогенных противоречий. Равно очевидным мне представляется и то, что будущее нашего мира остается открытым и зависит от исхода продолжающейся борьбы за то, каким он будет. Определяя стратегию перехода к нему, мы фактически определяем нашу судьбу.
из книги Этьена Балибара и Иммануила Валлерстайна "Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности" М. 2004

http://www.situation.ru/app/j_art_905.htm
Антикапиталистический манифест. Переходная программа
Алекс Каллиникос
эта книга может быть прочитана сама по себе как повество- вание о характере международного движения против капи- талистической глобализации и своеобразная стратегия и программа, которым оно должно следовать.
предыдущая часть работы Каллиникоса опубликована в мартовском номере


http://www.situation.ru/app/j_art_906.htm
Социальный форум Порту - Алегри 2005: впечатления участника
К.Л.Майданик
Отличительной особенностью 'МСФ-V' стал сугубо децентрализованный ('расконцентрированный') характер его деятельности и даже топографии. Официальные цифры: 155 т. 'записавшихся'; около 200 т. участников 'Парада открытия' (26. I.); по 20 тысяч человек на двух главных митингах (встречах с 'товарищами президентами' - Бразилии и Венесуэлы - в 'Жигантинью'). 200 парламентариев, 6588 представленных организаций из 135 стран участвовали в 2500 конференциях, семинарах, круглых и иной формы столах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.д. - по социальной, экологической, международной, культурной, политической, молодежной, этнической, гендерной и т.п. тематикам.

Управление
http://www.situation.ru/app/j_art_908.htm
К вопросу о киберкоммунизме
Леонид Отоцкий
В 1971–73 годах Бир был научным консультантом по возможностям практической реализации кибернетического подхода к управлению целым государством — Чили. Работа велась на допотопных с нынешней точки зрения технических средствах (одна машина IBM/360, одна машина Burroughs и телексная сеть), в условиях жесткой блокады и финансирования подрывных элементов со стороны Запада и без реальной помощи от СССР

http://www.situation.ru/app/j_art_907.htm
Стаффорд Бир - для Электронной России
Леонид Отоцкий
У России есть хорошие возможности воспользоваться наследием Бира для обеспечения нового уровня жизнеспособности, которого нет на Западе, так как, по выражению Бира: «мир богатых никогда не признавал кибернетику, как инструмент управления и поэтому до смешного неверно к ней относился»

Аналитика
http://www.situation.ru/app/j_art_894.htm
Постимпериализм "Империи"
М.Н. Магид
Всеохватывающее виденье нового мирового порядка, первый великий теоретический синтез нового тысячелетия, второй "Капитал", грандиозный социологический блеф в угоду американскому империализму, - этими и прочими эпитетами наградили сочинение Антонио Негри и Майкла Хардта 'Империя' друзья и недруги авторов. Как знать, правы ли авторы Империи или их оппоненты? Может быть, наш интерес к Империи - простая дань моде? Если даже и так, то не безынтересна попытка понять, от чего мода на эту книгу. Тогда, мы сможем кое-что уяснить и насчет современного мира. Ниже мы выскажем все, что думаем об этом сочинении, о его значении и смысле (лах).
Обзор книги "Империя" Негри и Хардта
"Империя" - полный текст http://www.contr.info/lib/empire.pdf

http://www.situation.ru/app/j_art_895.htm
Биовласть, сети и производство "Империи"
М.Н. Магид
"Кооперация всецело присуща этим видам деятельности, как таковым,- отмечает Негри. - Это ставит под сомнение старое определение (свойственное и марксистской и класической политической экономии) в соответствии с которой рабочая сила рассматривается как "переменный капитал", то есть как сила, которая задействуется и объединяется только благодаря капиталу... В наши дни производительный труд, богатство и создание общественных излишков принимают форму кооперативного взаимодействия за счет лингвистических, коммуникативных и аффективных связей." Таким образом, современное производство, прежде всего аматериальное, изначально основано на коммуникации и кооперации. Оно не столько организуется капиталом, сколько заложено в самой природе аматериального труда, который невозможен без свободного общения, широкого доступа к информации, информационных сетей. Этот труд представляет собой единое целое. Производят не индивиды, организованные капиталом, производит все человечество.

http://www.situation.ru/app/j_art_896.htm
Идея Империи. Контр-империя
М.Н. Магид
Еще 20 лет назад социологи отмечали резкое неприятие значительной часть общества ведущих стран Запада ценностей капитализма - потребительства, обогащения, конкуренции. С другой стороны велико было влияние альтруистических ценностей - взаимопомощи, солидарности, стремления к социальному равенству. Спустя 20 лет картина изменилась с точностью до наоборот. ... каковы источники революционных идей и практик? Современный пролетариат слабее, чем когда-либо. Культурная и социо-психологическая гегемония капитала сильнее, чем когда-либо в истории.

http://www.situation.ru/app/j_art_897.htm
"Multitude" strikes back
Френсис Фукуяма, Алекс Каллиникос, другие авторы
Рецензии различных авторов на второй том работы Негри и Хардта <Массы: война и демократия в эпоху империи>
Book Review: Hardt and Negri's "Multitude. War and Democracy in the Age of Empire "(2004)


http://www.situation.ru/app/j_art_900.htm
Теории Антонио Негри в исторической перспективе
Алекс Каллиникос
Negri traces the development of the idea of 'constituent power'--the collective capacity underlying specific constitutional forms to make and remake social and political structures--from its origins , through early modern political thought (crucially Machiavelli and Spinoza) to its increasingly clear articulation in the era of revolutions, culminating in Marx. Involved here is a conflict between two kinds of power--potenza versus potere (in French puissance versus pouvoir)--that is, the creative power of the masses (what Negri increasingly calls the 'multitude') versus the domination of capital.According to Negri, Marx saw constituent power at work in capital in the way in which it violently created a new form of society in the era of primitive accumulation but also drew on the creative capacities of co-operation inherent in the multitude. "Co-operation is in effect the living and productive pulsation of the multitudo... Co-operation is innovation and wealth, it is thus the basis of the creative surplus which defines the expression of the multitudo. It is on the abstraction, on the alienation and on the productive expropriation of the multitude that command is constructed."


http://www.situation.ru/app/j_art_910.htm
Империя обретает плоть
"Завтра", Славой Жижек, другие авторы
"ВЫ ВСЕ ЕЩЕ НЕ В БЕЛОМ?! ТОГДА МЫ ИДЕМ К ВАМ!"
Подборка мнений о книге М. Хардта и А. Негри "Империя"


Социальная философия
http://www.situation.ru/app/j_art_887.htm
Multitude. Масса <нового типа> - противоядие против Империи
Алексей Пензин
Если Альтюссер, вводя Спинозу в марксистский контекст в период доминирования структурализма, делает марксизм вновь интересным для поклонников <означающих> и <означаемых>, то Негри проделывает то же самое уже в другом интеллектуальном климате, извлекая спинозианский витализм (potentia) и идею multitudo, близкие постструктуралистским концептуальным мотивам <сил>, <множественности> и <сингулярности>.
" По утверждению Негри и Хардта, по улицам теперь маршируют не <массы>, а <множества> - (очень современное слово; поиск по нему в Google легко поможет вам быть в курсе острых интеллектуальных дискуссий на эту тему)."


http://www.situation.ru/app/j_art_909.htm
Семинар по книге Антонио Негри и Майкла Харда «Империя»
Ю.В. Громыко
Спиноза действительно разрабатывал теорию выхода за рамки модернизма, современности – здесь можно согласиться с Негри, – которая была построена на развитии человеческой общности. Он ее называет мультитьюд – это латинское слово, которое может переводиться как общность, близкая к толпе, но в отличие от толпы Спиноза придавал ему обязательный момент неслучайности, определенной упорядоченности, которая связана с некоторым принципом всеобщности людей, включенных во взаимодействие и коммуникативные связи. И эта идеализация мультитьюда противостоит идеализации лейбницевской монады. Идея мультитьюда, т.е. полагания человеческой общности, которая выскакивает, а на самом деле по Спинозе, преодолевает границы воздействия государства на человеческие общности, определяется тем, что это есть ни что иное, как способ Спинозы помыслить субстанцию человеческой деятельности – как он ее в тот период понимал. Деятельность, по Спинозе, характеризуется тем, что человеческое мышление и человеческое деяние обязательно сплавлены и соединены с проблематикой всеобщего масштаба и всеобщих возможностей действия других людей. И вот это человеческое единство есть ни что иное как прямой оппонент гегелевскому объективному духу.


Память
http://www.situation.ru/app/j_art_898.htm

Броненосец "Потемкин"
"Военно-исторический альманах", другие авторы
Первая встреча броненосца <Князь Потемкин-Таврический> с правительственной эскадрой произошла утром 17 июня 1905 года. На восставшем корабле все было готово к бою. Под клотиком его фок-мачты развевался красный революционный флаг, сшитый матросами из двух сигнальных. На грот-мачте алел такой же боевой флаг: на его левой стороне было начертано <Свобода, равенство, братство>, на правой - <Да здравствует народное правление!>
К 100-летию Русской революции


История
http://www.situation.ru/app/j_art_890.htm
Инженер революции. Внешняя торговля, планирование
Тимоти О`Коннор
Красин не раз пытался просвещать советское общество относительно благ экономического планирования, подчеркивая, что без него, как бы поначалу оно было несовершенно, страна со временем исчерпает свои природные ресурсы, прежде всего леса, сколь бы огромными они не казались. Он последовательно выступал>за централизованный контроль за расходованием ресурсов, за систематическое и научное планирование, без которого никакие человеческие усилия и материальные затраты не дадут желаемых результатов. Если бы существовала система свободной торговли, писал он, то частные предприниматели и государственные организации продавали бы зерно, меха и кожи, лен, пеньку, жмых, лес, нефтепродукты, донбасский антрацит и прочее сырье за рубеж, не заботясь об общественном благосостоянии. Страна стала бы настолько зависимой от западного импорта потребительских товаров, что не смогла бы модернизировать собственную промышленную инфраструктуру
Главы из книги о Л.Б.Красине. Начало см. в январском номере


http://www.situation.ru/app/j_art_891.htm
Инженер революции. Уроки Красина
Тимоти О`Коннор
Впервые за многие десятилетия СССР не смог к концу 1989 г. оплатить свой импорт и вынужден был просить об отсрочке платежей на шесть месяцев. Правительство обвинило государственные предприятия в том, что они закупили слишком много товаров и согласились на нереальные сроки оплаты. В свою очередь, предприятия обвинили Внешэкономбанк в том, что он незаконно отказывался перечислять по назначению деньги с валютных счетов предприятий. Вероятно, кризис платежей в 1989 г. был вызван очень большими и, что особенно важно, незапланированными (сама идея, что импорт может быть незапланированным, расстроила бы Красина) закупками зерна за рубежом на 6 млрд долл.


Культура
http://www.situation.ru/app/j_art_892.htm
Национализм в конце 20 века
Эрик Хобсбаум
Что касается взрыва сепаратистского национализма в Европе, то его предпосылки можно указать с еще большей точностью в истории XX века. Мины, заложенные в Версале и Брест-Литовске, взрываются до сих пор.
Заключительная глава книги "Нации и национализм после 1780 г."

http://www.situation.ru/app/j_art_888.htm
Словопомол
Елена Чудинова
Словопомол легче усваивается сознанием, после него делается неудобочитаемым даже старое доброе чтиво. Все поверхностнее интеллектуальные рецепторы, которые задействованы процессом распознавания печатных знаков. Можно, не заметив, перейти с чтива на словопомол. Обратной дороги нет
Словопомол еще вырабатывают живые люди, 'писатели". До поры


Наука
http://www.situation.ru/app/j_art_656.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_658.htm
http://www.situation.ru/app/j_art_659.htm
Философия, диалектика и естествознание
Участники форума С.Г. Кара-Мурзы, Интернет
"Следует постоянно совершенствоваться в добродетелях; после математики они должны постигнуть диалектику и стать искусными в этой науке. Но что это за наука, в чем состоит суть диалектики? "...
дискуссия на форуме


http://www.situation.ru/app/j_art_889.htm
"Материальная логика" в философии Спинозы
Вим Клевер
Логика Спинозы в некоторых элементах родственна гегелевской диалектической логике. Самое большее, что Спиноза как философ мог сделать (и сделал), - это дать несколько уместных замечаний по этому поводу. Но как участник научного движения, осуществляемого Гюйгенсом, Ньютоном, Бойлем и другими, он способствовал тому, чтобы логика развивалась естественным образом. Сущность такого подхода состоит в следующем: если хочешь иметь философскую логику, иными словами, если хочешь достичь некоторого знания о деятельности своей души и ее способностях, постарайся как можно дальше продвинуться в естественных науках. Именно они и дадут тебе то знание, к которому ты стремился. Не существует обходного или короткого пути к логике, пролегающего в стороне от науки.
------------