|
От
|
Редакция альманаха
|
|
К
|
Редакция альманаха
|
|
Дата
|
24.08.2004 09:14:18
|
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
|
Очередной номер альманаха "Восток" N 8(20)
http://www.situation.ru/app/j_jn_23.htm
СТАТЬИ
Выпуск: N 8(20), август 2004г
У твоего порога
----------------------------
Чертова дюжина украинской независимости
Г. Сысоев
В 1991 году Украина стала самостоятельным государством. С тех пор прошло тринадцать лет. Тринадцатилетие – дата особенная. Для подростка это трудный возраст. Вообще 13 – несчастливое число. Но, оставив суеверия, спросим: для наших людей эта дата как, счастливая или нет?
Политика
---------------
Зачем нужны партии?
С.Г. Кара-Мурза
С недавними выборами мы вступили в новый политический этап. Одним из важных изменений было то, что на этих выборах сникли, «просели» те партии, которые мы унаследовали от перестройки.
Аналитика
-----------------
Мышление интеллигенции и поддержка экономической реформы: отход от рациональности (ч.1)
С.Г. Кара-Мурза
В России делается или, как минимум, декларируется попытка вместить ее хозяйство в структуры либеральной экономики («вернуть в лоно цивилизации»). Проект этот по глубине несопоставим с революцией Октября 1917 года. В Советской революции претензии ограничивались изменением социально-экономического уклада и идеологии. Сейчас речь идет о смене типа цивилизации.
Национал-большевизм Н.В. Устрялова. Систематическое изложение
Р.Р. Вахитов
Трудно найти обывателя, который не слышал, например, о Национал-Большевистской Партии Э.Лимонова, благодаря эксцентрической форме своих акций не сходящей с экранов ТВ и со страниц газет. Среди интеллектуалов точно также редко кто не знает об А.Г. Дугине, позиционирующем себя и как национал-большевика, и как евразийца, и как генонониста. Но после знакомства с трудами Н.В. Устрялова начинаешь понимать всю пикантность ситуации с современным национал-большевизмом, который в общем-то лишен преемственности с классическим русским национал-большевизмом 20-х – 30-х годов
Социальная философия
----------------------------------------
Георг Лукач - философ ленинизма
Славой Жижек
Cоветская философия постепенно принимала форму «диалектического материализма» как легитимирующей идеологии «реально существующего социализма» – одним из признаков постепенного роста термидорианской советской ортодоксии в философии как раз и является серия нападок на Лукача и его теоретического соратника Карла Корша, «Марксизм и философия» которого служит своеобразным дополнением к «Истории и классовому сознанию» – они даже опубликованы были в одном и том же году (1923). Переломным моментом в этом процессе стал пятый конгресс Коминтерна в 1924 году, когда стало ясно, что эпоха революционного волнения в Европе окончилась, и что социализму в России придется выживать самому по себе .
Георг Лукач. Аннотации и ссылки
Интернет
Наиболее значимой и важной его книгой по праву считается именно “История и классовое сознание”.
Центральное понятие "гегельянства по Лукачу"- овещнение (англ.реификация), неверно переведенное ранее в русских версиях как "овеществление". В оригинале у Гегеля и Маркса - Verdingung ( от нем.Dinge "вещь", а не "вещество", в английских версиях верно - Reification).
"Cо времен Лукача известно, что реификация – это принятие того, что существует в человеческих отношениях за нечто, существующее само по себе"
Вспоминая о Лукаче
С.Поцелуев, Б.Парамонов
Кажется сомнительным, что при таком положении вещей уже устарел пресловутый "классовый подход", составляющий политический нерв всей "Истории и классового сознания". Разве, например, официальная "борьба за демократию" не подчиняется ныне борьбе за нефтяную трубу? Разве страх потерять власть-собственность в постсоветской России не толкает ее правящий класс к сомнительным (с точки зрения национальных интересов) уступкам могущественному американскому капиталу? И разве причины международного терроризма и борьба с ним не имеют под собой постоянное обострение противоречий между "верхами" и "низами" общества, приобретающих ныне форму конфликта между богатыми и бедными регионами мира?
История
-------------
О чем докладывала разведка? (ч.3-4)
И. Пыхалов
Окончание. Начало в №7 за 2004 г.
Сочиняющие панегирики «героям невидимого фронта», как правило, избегают сопоставлять их донесения с реальностью. И не зря. Как мы только что убедились, со сроками нападения наши разведчики оказались не на высоте. А как насчёт оценки немецких сил?
Выбираем правду
Цецилия Кин
Грамши мыслил диалектически, никогда не довольствовался тем, что слишком доступно. По природе он был антиконформистом, у него был несомненный литературный дар, он никогда не писал банально. Часто он спорил не иронически, а саркастически, его тексты и теперь кажутся удивительно современными. Конечно, он был якобинцем — все они были якобинцами,— но это сочеталось с глубокой человечностью. Он мог самым резким образом полемизировать с товарищами, но никогда не был высокомерным, напротив, неизменно проявлял терпимость и деликатность.
Правда и кривда
---------------------------
Россия: что с ней случилось в двадцатом веке
Ю.И. Семенов
Наше общество находится на крутом переломе, характер многих его членов неясен. Подавляющее большинство людей не имеет сколько-нибудь четкого представления ни о том, что у нас было, ни о том, что нас ждет в будущем. В этих условиях абсолютно необходимым является тщательный объективный анализ существовавшего и в определенной степени все еще продолжающего существовать у нас общественного строя. Без этого никакие прогнозы будущего не могут иметь прочного основания.
Pro et Contra
---------------------
Сибирское проклятье: Как коммунистические плановики заморозили Россию
Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди
Трагическая ирония заключительной рекомендации Паршева заключается в том, что, если бы Россия последовала его совету выйти из мировой экономики, произошло бы неизмеримо худшее. Однако это не значит, что российское сравнительное преимущество заключается в ее современной экономической структуре — структуре, включающей размещение. Причина, почему Россия не конкурентоспособна, заключается как раз в том, что ее руководители настаивают на производстве той же продукции в тех же старых местах, вместо того чтобы искать настоящие сравнительные преимущества в масштабе всех национальных возможностей.
перевод дайджеста книги
География России — лучшее объяснение неудач?
Л.В.Мельникова, С.В.Казанцев
Основная идея авторов – необходимость сжатия территории России, прежде всего за счет районов Сибири и Крайнего Севера, где, по их мнению, люди вынуждены прозябать в невероятно суровых климатических условиях, а стоимость жизни и издержки производства вчетверо выше, чем в среднем по России. Авторы пишут, что ресурсы страны использовались неправильно. Советская система производила неправильные вещи неправильным способом. Фабрики, оборудование и людей размещали в неправильных местах. Размер и богатство ресурсов для России – это проклятье. Сибирь и Дальний Восток перенаселены на 16 млн человек. Рецепт таков: чтобы стать экономически конкурентоспособной, России надо сжиматься и вывозить людей из Сибири. ...
Территория — это стратегический ресурс и один из факторов развития. За нее воевали и воюют. Из современной истории борьбы за землю и воду достаточно назвать вторжение вооруженных сил Китайской народной республики на территорию Вьетнама и СССР, вооруженную борьбу Аргентины и Великобритании за Фолклендские острова. А тут вдруг предлагают: «Холодно, дорого, освободите территорию»...
Перспективы
---------------------
Конец "золотого миллиарда"
Е.Гильбо
Оставив в стороне этический концепт проблемы (с точки зрения этики среднего класса такая политика представляется верхом аморальности), попробуем разобраться, какие рациональные соображения лежат в основе нового консенсуса. Это позволит нам оценить его устойчивость и перспективы мирового развития в первой половине XXI века.
Современный системный кризис мирового капитализма и его воздействие на общества Периферии (Латинская Америка)
К.Л.Майданик
Решающим фактором кризиса выступает режим взаимодействия между экономическими структурами с их стремительным и в значительной мере спонтанным развитием - и социально-институциональными структурами господствующей субформации, которые отражают условия и императивы прежних фаз “способа роста”, периода его складывания. Их развитие - имея в виду, например, сопротивление структур (социальных и иных) welfare state натиску неолиберальных сил, - обладает иной логикой, лишено спонтанности, не “объединено” факторами, подобными “прибыльности”; выражает различные интересы разных социальных групп и политических институтов и отличается несравненно большей инерционностью . В этих условиях новый способ роста не кристаллизуется, а инволюция прежнего на определенном этапе перехода и принимает форму структурного кризиса. Одним из атрибутов последнего становится осознание ситуации (критической) обществом: падение консенсуса, рост напряженности на всех уровнях общественных структур, элементы институционного кризиса, кризис гегемонии. В ходе этой борьбы, сопровождаемой экономическими неурядицами всякого рода, и происходит “выбор” того варианта, который в наибольшей мере отвечает длительным потребностям уже сложившейся новой парадигмы.
Культура
---------------
Коллапс Морали и Религии
Патрик Дж. Бьюкенен
Tщательный осмотр поля битвы - где расположены пушки? кто оседлал высоты? - показывает, что Старой Гвардии все-таки придется умереть. Решения, которые принимают современные женщины, определяют судьбу Запада - продержится ли он хотя бы еще столетие. Пока западные женщины не дают своему миру и этого срока.
Но откуда взялась эта революция, столь стремительно захватившая умы великого множества «охристианенных» народов Запада? И каковы были ее цели и задачи?
глава из книги "Смерть Запада"
Американская культурная революция "по марксисту Грамши"
Патрик Дж. Бьюкенен
Грамши умер в возрасте сорока шести лет. В “Тюремных записках” присутствует план заведомо успешной марксистской революции на Западе. И поневоле складывается ощущение, что наша культурная революция делалась по “рецепту” Грамши.
из книги "Смерть Запада" (окончание)
Игра в гольф в одиночку: размывание общественного капитала Америки
Роберт Д .Патнем
Существуют убедительные доказательства того, что жизнеспособность американского гражданского общества заметно снизилась за последние несколько десятилетий. Почти по всем показателям прямое участие американцев в политической жизни и государственном управлении и резко упало на памяти нынешнего поколения. За последние десять-двадцать лет от участия в делах своих местных сообществ отстраняются ежегодно миллионы американцев. Вряд ли можно считать случайным совпадением то, что за рассматриваемый период американцы отмежевались так же от политической жизни и государственного управления. Процент граждан, которые ответили, что они "доверяют правительству в Вашингтоне" только "иногда" или "почти никогда", плавно увеличилась с 30% в 1966 году до 75% в 1992 году.
Мироздание в свете идей русских космистов
С.И.Курсакин
По образному сравнению выдающегося ученого П.Г.Кузнецова, река жизни в отличие от обычной реки, всегда текущей вниз, всегда течет вверх, в сторону увеличения потенциала живого вещества. По существу, поскольку энергия есть мера движения материи, закон роста свободной энергии означает неубывающий рост возможностей живого, возможностей осуществлять движение материи. Количественная оценка этих возможностей и определяется величиной потока свободной энергии.
В этом смысле закон роста производительности труда, сформулированный К.Марксом, является гомоморфным отображением закона роста свободной энергии для антропосферы. Таким образом, закон роста свободной энергии справедлив для биосферы-ноосферы в целом.
Наука
---------
О мракобесии
А.Мартов
В последнее время стало популярным использование в полемике термина «мракобесие». Однако значение и сущность данного термина хоть и интуитивно понятны, но не определены строгим научным образом, а значит в какой то мере покрыты туманом. В настоящей статье мы делаем попытку прояснить туман, ответив на следующие вопросы: что такое мракобесие? насколько оно опасно? каковы причины, заставляющие людей погружаться в пучину мракобесия? и, наконец, самый актуальный вопрос – существуют ли и каковы методы борьбы с мракобесием?
Идеологическая мода в науке и скептицизм
Ю.И. Семенов
Существование культов и моды всегда было и остается серьезным препятствием для развития общественной мысли, что особенно наглядно можно представить на примере положения, сложившегося в гуманитарной мысли в России в годы крушения нашего прежнего общественного строя, который было принято называть социалистическим.
Антропология
----------------------
Горечь сладости, или нативная антропология Запада (ч.1)
М. Сахлинс
Книга Сиднея Минца «Сладость и власть» (1985) стала для меня важной вехой потому, что автор взял на себя смелость рассмотреть капитализм как культурную экономику. В этой книге антропология находится в центре истории в двух ипостасях: во-первых, в качестве академической научной дисциплины, какой мы ее знаем и любим, а во-вторых, в виде того, что можно назвать нативной антропологией западного общества, туземных представлений о бытии человека, которые на определенном историческом этапе дали сладости ее экономическую функциональность. Об этой нативной Западной антропологии я и хотел бы поговорить в этой статье в связи с классической книгой Минца и в связи с антропологией как научной дисциплиной.
Разное
-----------
Ю.И. Семенов, его книга «Философия истории» и причины возникновения «глобально-стадиальной концепции».
А.В. Самохин
«Философия истории» предстает перед нами как попытка явного и оригинального синтеза классического марксизма с цивилизационным подходом, который развивали в ХХ веке О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, С. Хантингтон и др. Однако сам автор «Философии истории» отказывается от такого преемства и пытается обосновать свои концепции вне зависимости от данного подхода.
рецензия на книгу "Философия истории"
Ликей (ч.11)
Яна
Продолжение.
Мне открылась вдруг общая, понимаешь общая наша ликейская мерзость, наше ледяное гордое одиночество, наше самопочитание, нас ведь с детства учат думать – я сильный, я могущественный, я самый любящий, я правильный в своей сути, я, я, я... И особенно наше презрение к обычным людям, не таким умным, не таким талантливым, образованным, культурным, воспитанным, не достигшим нашего уровня. Ведь если ты несешь кому-то свет и культуру – ты априори считаешь, что человек этот ниже тебя и нуждается в том, чтобы ты его учил. Но ниже ли они нас на самом деле? Не стоило ли бы как раз нам кое-чему поучиться у обычных, необразованных людей?
Черновики , архивы
--------------------------------
Лист Мёбиуса
С.Е.Кургинян
Номенклатура состояла из трех частей. Во-первых, из ортодоксии. Ортодоксы — люди, которые хотели жить по правилам, заданным системой. Если государство говорит, что собственность государственная, а тебе платят зарплату, значит, так должно быть. Если социализм, то социализм. Если марксистско-ленинский семинар, то надо читать Ленина и что-то там подчеркивать. И в любом случае надо защищать сформировавшийся уклад жизни, его надо отстаивать. Никаких фундаментальных перемен в образе жизни коммунистическая ортодоксия не хотела. Другая часть — это как бы "космополитическая партия", условно — международный отдел ЦК, который твердо знал, что реформы должны быть социал-демократические, желательно с либеральным уклоном, что в СССР имеет место не новый тип жизни, а тотальный абсурд, что общество так устроено быть не может, что по-настоящему развивается только Запад, что вот он идет и идет вперед, а мы стоим на месте, как дураки, и в абсурд почему-то надо верить.И одновременно существовала "Русская Партия", условно — партия Орготдела ЦК. А между ними пытались найти, "что же такое действительно красные?" Есть начетничество, есть розоватая западная социал-демократия, есть самодержавие и православие. А "красные" где?
===============