|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
05.08.2005 22:05:51
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Сергей Волков. О программе воспитания патриотизма (*+)
Русский Журнал / Обзоры / Образование
www.russ.ru/culture/education/20050729.html
"Было бы болото, а черти будут"
Сергей Волков
Дата публикации: 29 Июля 2005
Сначала я услышал о подписании "Программы патриотического воспитания граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы" из новостей. Потом на глаза мне
попалась статья на первой полосе "Известий" и комментарий от редакции. Потом
был звонок с "Эха Москвы": меня звали на передачу, посвященную программе.
Поскольку все это случилось в один день, я понял, что на глазах рождается
тема, которая будет бурно и остро дискутироваться, прежде всего в
демократических СМИ и определенных кругах интеллигенции.
Прогнозы, впрочем, не оправдались - лето властно входит со своими реалиями в
жизнь по-разному идеологически настроенных людей и зовет их за собой на
пляжи, в леса и на разнообразные дачные грядки и газоны. Цветы и свежий
воздух, море и горы, солнце и теплая земля под ногами как-то внепатриотичны,
наднациональны и будят в душах воспоминание о вечном. И я тоже позабыл обо
всей этой истории, убаюканный гудением пчел в зарослях мяты, которая
выращена на даче заботливыми руками моей красавицы-жены и дивно пахнет в
любое время суток.
Потом дела привели меня в Москву, и тут я очень скоро ощутил знакомый прилив
интереса к общественной жизни, который заставил меня любопытства ради
почитать эту самую программу воспитания патриотизма. Любопытнее всего для
меня было изменение моего собственного к ней отношения. Поначалу мне из
общедемократических соображений хотелось презрительно фыркать и крутить у
виска пальцем. Ну можно ли в наше время выражаться таким языком: "продолжить
совершенствование нормативно- правовой и организационно-методической базы
патриотического воспитания", "шире привлекать к участию в патриотическом
воспитании... трудовые коллективы, отдельных граждан", "проводить научно
обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью
дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей
России"?! Замшелость, дремучесть, неповоротливость сознания просачивается
через этот язык явственнее, чем даже через характер тех мер, которые
предлагаются для воспитания патриотизма.
Да и вообще все мы (хочется надеяться) в школе читали Лермонтова с Толстым и
помним, что патриотизм - он настоящий, когда бессознательный, а если напоказ
и словами выражается, то все фальшь и вранье выходит, вроде афишек
Ростопчина ("Война и мир"). Что любить свою страну естественно не за что-то
конкретное и определенное, скажем славу, купленную кровью или заветные
преданья темной старины ("Родина"), а как раз за непонятное и
трудноопределимое ("но я ее люблю - за что, не знаю сам"). Вот бы посадить
наших классиков такую программу писать - они бы все перья изломали с тоски.
А разработчики программы четко, по-военному знают, что, как и почем с
любовью к родине.
Потом внутреннее мое презрительное негодование стало нарастать, когда я
прочел о необходимости превратить в центры патриотического воспитания
образовательные учреждения и провести экспертизу гуманитарных программ "с
целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей". То
есть придут ко мне, учителю литературы, и будут, образно говоря, рыться в
моих вещах, на свет проглядывать, на зуб пробовать - патриотично ли?
Формирует ли любовь к отчизне? Вот Мандельштам - он патриот? А где Павка
Корчагин? И так далее, и тому подобное.
А потом произошла удивительная вещь - я внимательно посмотрел довольно
объемный список конкретных мероприятий, на которые планируется потратить
выделенные государством миллионы. И тогда я увидел, что в большинстве своем
это вполне осмысленные (или по крайней мере безвредные) вещи, которые
впихнуты в эту программу постольку, поскольку как-то подпадают под тему
патриотизма и могут быть на этой волне хоть немного, но оплачены за счет
государства. Это и выставки, и давно существующие разнообразные конкурсы, и
музейные проекты, и подготовка очень даже интересных по тематике фильмов и
книг, и еще многое другое, что само по себе вряд ли заинтересовало бы
государство настолько, чтобы оно раскошелилось, а собранное вместе, да еще
приправленное таким тяжеловесно-фундаментальным предисловием, производит
впечатление и бочком-бочком пролезает отдельной строчкой в бюджет. Это
главное - застолбить эту строчку, отвести маленький денежный ручеек,
который, конечно, по большей части все равно увязнет в неведомых песках, но
хоть отдельными каплями поддержит теплящиеся в регионах культурные проекты.
Конечно, здесь есть масса вопросов. Например, точно ли так много всего нужно
впихивать в головы граждан насчет государственной символики? Постоянное
мелькание перед взорами герба и флага разовьет любовь к родине? Регулярное
прослушивание гимна чему будет способствовать? Или что значит такая
формулировка: "подготовка методических материалов по обеспечению
формирования у молодежи правильного репродуктивного поведения"? Это про то,
как надо размножаться - или что? А патриотизм тут, наверное, затесался
потому, что у нас отрицательный прирост населения и если ты правильно, в
соответствии с методическими материалами все сделаешь, то родится на радость
отчизне новый гражданин? Еще вопрос: точно ли надо возрождать тимуровское
движение или можно было бы придумать что-нибудь посовременней? Нужна ли нам
военная подготовка в школах, и если да, то в какой форме? Можно задать
вопросы, почему эта программа совсем не поддерживает
экскурсионно-туристическую работу в школах - ведь чтобы свою страну любить,
нужно ее хотя бы увидеть. У нас масса красивых мест, куда правильно возить
школьников, - государство могло бы выделить на это деньги целевым образом.
Это принесет гораздо больший эффект, чем, скажем, проведение конференции
каких-то мифических ученых, ведущих разработки в области воспитания
патриотизма.
Но все это частности на фоне главного: не надо раздражаться, пугаться или
малевать черта, потому что эта программа смешна. Она шита белыми нитками. Ее
девиз: "Дайте хоть сколько-нибудь денег, а мы подведем под них базу,
придумаем кучу эффектов от их вложения и т.п.". Никому никакие результаты не
нужны, они невидимы и недостижимы, а как их сформулировать для отчета - это
придумают, не волнуйтесь. Все подсчитают и измерят, вычислят процент роста
патриотизма и докажут, что жить стало лучше, а жизнь пойдет тем временем
дальше сама по себе. Ну неужели всерьез можно полагать, что от выполнения
мероприятий этой программы будет такой результат: "положительная динамика
роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе
благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе,
укрепление экономической стабильности государства, повышение международного
авторитета России"? И всего-то за 500 миллионов рублей. Дешево и сердито -
вытянем страну из грязи и решим все проблемы. Ну разве не смешно?
Вслед за смехом, который разрядил первоначальное напряжение и раздражение,
наступила какая-то философски-отвлеченная стадия раздумий обо всем этом
деле. Почему-то вдруг подумалось, что неплохо бы сначала договориться о том,
что считать патриотизмом. И неужели источником любви к Родине может быть
только и исключительно гордость за нее? А разве боль - за ее убогость и
нищету, желание исправить эту жизнь, разве чувство сопричастности и общей
судьбы не рождает такое отношение к своей стране, которое и называется
любовью? "Над печалью нив твоих заплачу", " Так - я узнал в моей дремоте \\
Страны родимой нищету, \\ И в лоскутах ее лохмотий \\ Души скрываю наготу" -
это Блок. Патриотом назвать - язык не поворачивается, но это подлинное и
живое отношение к родине: "Как и жить, и плакать без тебя!" Интересный
эффект: вижу, как ты бедна, как убога, изломанна, страшна, и разумом бы
любить не должен - а не любить не могу, потому что ты моя. В этом весь
парадокс той России, загадку которой и пыталась разгадать наша великая
литература. А тот патриотизм, о котором твердят все время нам, призывает не
видеть пятен на солнце, все время дудеть в трубы и воспевать великие победы,
любить выхолощенные символы вместо живой и конкретной страны.
Граждан пытаются призвать к патриотичному поведению. Призвать пытается
государство, и родину, отчизну при этом ловко подменяет собой. "Люби меня
таким, какое я есть", - вот его логика. Требовать этого легче, чем создавать
такую жизнь, чтобы гражданину хотелось выполнять свой конституционный долг
по защите родины (идти в армию) или работать на благо своей, а не чужой
страны. Но государство - это не родина. Это, если кто забыл, такое
политическое устройство, которое охраняет порядок, строй и подавляет его
врагов. Его нельзя любить, потому что оно неживое. И патриотизм человека
может никак не выражаться в отношении к государству или даже быть
антигосударственным. Те, кто вышел в 1968 году на Красную площадь и бросил
государству вызов, разве не доказали, что они любят свою страну?
Но все эти вопросы как-то нелепо задавать разработчикам подписанной
правительством программы, потому что цель их работы была другая: собрать,
слепить в как можно больший ком кучу полезных и бесполезных мероприятий,
которые будут проводить конкретные люди (им нужно кушать), и запузырить его
в толстую спину правительства: "Эй, оглянись! Мы тоже есть! Дай нам денег, а
мы тебе пригодимся!" Сработало. Не много, но дали. Можно жить дальше.
Сегодня / Культура / Колонки / Антологии / Новости электронных библиотек /
ВИФ / Архив / Авторы / Подписка / Карта / О нас / Поиск
© Содержание - Русский Журнал, 1997-2005. Условия перепечатки. Хостинг -
Телеком-Центр.