От Мак Ответить на сообщение
К Мак Ответить по почте
Дата 27.06.2005 18:47:05 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Ссылки; Тексты; Версия для печати

КПРФ сегодня стоит на развилке перспектив (Правда)

Правда, № 67, 24 - 27 июня 2005 г.
http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda67.html#КПРФ%20сегодня%20стоит%20на%20развилке

КПРФ сегодня стоит на развилке перспектив

Неудачно прошедшие для КПРФ думские выборы 2003 года поставили партию в достаточно сложное положение как в общественно-политической области вообще, так и в конкретной электоральной сфере в особенности. Вопрос о том, смогут ли коммунисты преодолеть падение своего избирательного влияния, стал сегодня, пожалуй, одним из самых главных. Поскольку от него зависит судьба всей партийно-политической системы страны.

С ОДНОЙ стороны, продолжение упадка политического влияния КПРФ грозит партии вытеснением с политической авансцены страны и, в частности, утратой парламентских позиций. Мало того, если Компартия не преодолевает 7-процентный барьер голосов, необходимый для прохождения в Думу, то кардинальным образом изменится в самую худшую сторону не только ее собственная судьба. Произойдет слом всей партийной системы России, и без того пребывающей в глубоком кризисе. Гипотетическая неудача Компартии на грядущих думских выборах (особенно, если учесть вероятность их досрочного проведения) оставит в парламенте, по сути дела, несколько клонов власть имущей группировки. А это позволит окончательно сформировать в стране если и не однопартийную, то партийно-доминантную систему, оставляющую всю полноту не только власти, но и формального политического представительства в руках одной партии.

С другой стороны, даже восстановление электоральных позиций КПРФ до уровня лета — начала осени 2003 года, простое закрепление коммунистов на традиционном для них рубеже в четверть голосов всех избирателей позволит вернуть некоторую сбалансированность политической системе России, реанимирует систему сдержек и противовесов, не допустит полной бесконтрольности и безответственности власти. Тогда как выход КПРФ на уровень влияния в треть голосов (что потенциально достижимо) создает принципиально иную общественно-политическую ситуацию в стране и гарантирует ей смену всего социально-экономического уклада.

На стыке электоральных процессов

Причем ситуация здесь складывается чрезвычайно сложным образом. Как показывают данные всероссийского опроса общественного мнения, проведенного Центром исследований политической культуры России 20—30 мая в 28 регионах страны на базе репрезентативной “панельной” выборки в 1500 респондентов (погрешность — 3,8 процента), коммунисты находятся сегодня на своего рода электоральном рубеже.

Данные опроса показывают: негативные тенденции, связанные с итогами выборов 2003 года, и тенденции позитивного характера, наметившиеся за последние полтора года, выглядят сегодня примерно равными и как бы уравновешивают друг друга. В силу чего указанный паритет возможностей может уже в ближайший предвыборный период оказаться сдвинутым как в сторону выгодных для КПРФ, так и бьющих по ее интересам тенденций. В сущности, партия стоит на развилке перспектив.

Первое, что бросается в глаза при анализе итогов опросов, — это сохранение последствий политической травли КПРФ в 2003—2004 гг. Среди населения все еще очень высок процент тех, кто не приемлет Компартию никоим образом.

Так, например, оценивая значимость для России Компартии — как силы, стабилизирующей и уравновешивающей всю социально-политическую систему, — довольно весомое большинство граждан (43 процента) не желает, чтобы коммунисты заново усилились и окрепли. Примерно в равной мере здесь проявляют себя два очень близких подхода. Во-первых, желание прямо противодействовать вероятному укреплению Компартии. А во-вторых, мечта, чтобы все вокруг перестало ломаться и изменяться, осталось бы, как есть — пусть даже на уровне итогов крайне неблагоприятных для КПРФ прошлых парламентских выборов.

И все же при всей негативной инерции недавнего прошлого в обществе вновь прослеживается весьма внушительный пласт настроений, благоприятствующих КПРФ. Хотя в массе своей такого рода ориентации пока еще весьма осторожны, а то и откровенно слабы. Чаще всего (в 20 процентах случаев) люди исповедуют ту осторожную точку зрения, что небольшое укрепление электоральных позиций КПРФ полезно для России. Тогда как каждый десятый-одиннадцатый прямо призывает вернуть Компартии роль общественной альтернативы, противостоящей нынешней власти.

Тем не менее суммарный объем подобных настроений (до 30 процентов выражают прокоммунистические симпатии) открывает перед КПРФ достаточно обширное электоральное пространство, во многом уже “вспаханное” и психологически, и политически для электоральной пропаганды и агитации коммунистов. И даже неполное освоение имеющихся здесь возможностей более чем способно вернуть Компартии то влияние в парламентских кругах, которым она пользовалась в период до выборов 2003 года.

Если же учесть, что около 28 процентов избирателей “окопались” пока на позициях равнодушия и незаинтересованности в судьбах Компартии (а значит, вполне могут быть хотя бы частично вовлечены в сферу ее притяжения), можно утверждать, что КПРФ удалось выйти за пределы того политико-психологического “гетто”, в которое ее столь усиленно загоняли все последние годы. Вывод этот подтверждается и некоторыми другими итогами проведенного социологического исследования.

Расклад ориентаций сдвигается в пользу Компартии

Картина настроений и намерений в отношении КПРФ делается еще более четкой, когда речь заходит не об отвлеченных понятиях, а о вещах очень даже конкретных и практических. А именно: способны ли граждане в принципе проголосовать за коммунистов или нет. В этом случае линия разграничения в настроениях избирателей ложится принципиально иначе, нежели в предыдущем случае. Расклад намерений сдвигается в пользу Компартии.

Пусть не сейчас, так в будущем: если КПРФ обновится и докажет свою способность помогать людям, Вы проголосуете за нее?

Сегодня же почти половина населения (49 процентов), наоборот, не скрываясь, демонстрирует либо реальную, либо потенциальную ориентированность на КПРФ. Эта ситуация существенно отличается от положения, в котором оказалась КПРФ после декабря 2003 года, когда открытость к коммунистам высказала лишь треть избирателей.

Но хотя и сегодня в пропорции 4:1 здесь преобладают “мягкие”, так сказать, симпатизанты КПРФ (которые лишь возможно и на определенных условиях могли бы поддержать ее), область электорального притяжения Компартии резко расширилась.

В итоге можно констатировать: избирательное пространство, не заблокированное для КПРФ, с точки зрения массовой психологии, охватывает практически половину избирательного корпуса страны. При этом (как было показано в предыдущей статье) в массовых настроениях очень слабо прослеживаются какие-либо идеологизированные “табу” на поддержку Компартии. Более того, былые страхи перед возможной победой КПРФ давно уже сведены к минимуму. Коммунистам сегодня мешает не столько страх перед их победой, сколько неверие в нее и равнодушие избирателей. И потому по итогам исследования можно утверждать: многое здесь в руках Компартии, и ее победа зависит только от ее собственных усилий.

Рейтинговая ситуация

Об этом говорит и рост электорального рейтинга КПРФ. Сегодня он подошел к 24 процентам вероятных голосов (если брать в расчет людей, уже определившихся со своим выбором). В то время как позиции “Единой России” хотя и сохраняют преобладание, но не растут. И это несмотря на всю информационно-административную “накачку” “единороссов”. Эта партия, похоже, достигла потолка своих возможностей. Так что ее рейтинг сегодня составляет 21 процент голосов от всех избирателей или 38 процентов от определившихся в своем выборе граждан.

Неплохие позиции при этом занимают ЛДПР (13 процентов) и “Родина” (11 процентов), впитавшие на выборах 2003 года немалую часть голосов, оторванных от КПРФ. Причем у “Родины”, оказавшейся в последнее время почти в оранжерейных условиях (когда власть ей тихо, но упорно радеет, а Компартия приглядывается, надеется и воздерживается от прямой критики), возникло широкое поле для избирательной экспансии. Сохранение “неприкосновенности” партии “Родина” и дальше способно поднять ее шансы на уровень, сравнимый и даже более высокий, чем у КПРФ. Как утверждают многие исследования, электораты КПРФ и “Родины” — это система сообщающихся сосудов, в которой кто-то обязательно приобретает, а кто-то обязательно теряет. Третьего здесь не дано.

Тогда как все остальные политические силы страны, включая “Яблоко”, СПС, Аграрную партию и партию “За достойную жизнь” (Глазьева), пока что очень далеки от лидеров и пока не имеют реальных возможностей на прохождение в Думу.

* * *

В целом, достижение традиционного ориентира — возвращение КПРФ 22—25 процентов электоральной поддержки — связано с решением, по крайней мере, трех задач. В плане психологическом — проломить “стену” людского неверия, что КПРФ может, скажем, как, например, коммунисты Молдавии, выиграть выборы и взять власть. В сфере политической — освоить большую часть массива оппозиционно настроенных граждан, сделать их своими избирателями, как это было в 1995—1996 и 1999—2000 годах. В области электоральной тактики — не дать “задушить себя в объятиях “Родины”, не позволить ситуации качнуться в сторону этого кремлевского проекта, что может вызвать перелив оппозиционных голосов к партии Рогозина, как это произошло в 2003 году в ходе “спецоперации” “Глазьев—Рогозин”.

Все перечисленное — это тот поведенческий минимум, который предстоит соблюдать Компартии, если она нацеливает себя на восстановление своих электоральных позиций. Условия же для электорального прорыва КПРФ, гарантирующего выборную победу,— тема отдельного исследования.

Сергей ВАСИЛЬЦОВ.

Доктор исторических наук, директор Центра исследований

политической культуры России.

Сергей ОБУХОВ.

Кандидат экономических наук, заместитель директора ЦИПКР.