Социально-экономическая программа будущей революции
Михаил Делягин 2005.05.15
Постепенное осознание российским обществом неизбежности революции поставило в повестку дня вопрос о комплексной программе конкретных социально-экономических преобразований, необходимых для модернизации и, в конце концов, простого выживания страны, но при этом категорически неприемлемых для правящей бюрократии и потому не осуществимых в рамках сложившихся политической системы и государственного механизма.
Возникновение настоятельной общественной потребности подтверждается множеством разнообразных попыток создания такой программы, предпринятых в последнее время представителями самых разных политических и общественных групп.
Вместе с тем эта программа должна отражать не столько выдающиеся (интеллектуальные, прогностические, пропагандистские, литературные и иные) качества ее автора, сколько реальную потребность общества в решении тех или иных задач. Поэтому автор тех или иных идей заслужит согласие общества, лишь когда сумеет выразить не свое собственное мнение, но мнение своих сограждан.
О качестве сегодняшних политиков как оппозиционных, так и официальных и, в частности, об их отношении к своему народу наиболее полно и убедительно свидетельствует тот неоспоримый факт, что именно такой, единственно нужной России программы ими пока и, по всей видимости, уже так и не выдвинуто.
Чтобы восполнить этот зияющий пробел, следует определить основные особенности нашей будущей революции, которые определят ее характер и, соответственно, программу.
Какие задачи решит наша революция: почему она неизбежна
Суть созданного президентом Путиным режима заключается в полном освобождении государства как целого и образующих его чиновников от какой-либо ответственности, в том числе перед населением. Бюрократия получила полную свободу произвола в обмен на демонстрацию формальной лояльности (причем даже не государству, а личности, ибо никаких общих целей это государство выработать не хочет, да и не может). Демократия как институт принуждения государства к ответственности перед обществом практически искоренена.
В то же время авторитарная модернизация невозможна в принципе, так как требует ответственности элиты перед обществом, что органически недоступно нынешней элите, сформировавшейся за счет осознанного разрушения и разграбления собственной страны.
Возник симбиоз либеральных фундаменталистов, отбирающих деньги населения в пользу бизнеса, и силовой олигархии, отбирающей эти деньги у бизнеса для непроизводительного потребления. Эта экономика носит несравнимо более "самоедский" характер, чем советская, и в принципе не способна к саморазвитию.
При этом масштабы растущих аппетитов силовой олигархии (уже в 2004 году достигавших 25% оборота ряда крупных коммерческих предприятий) не позволяют развиваться большинству видов бизнеса.
В аппарате наблюдается жесткий "отрицательный отбор", так как концентрация его на выполнении предельно простых функций грабежа и потребления объективно отторгает профессионалов, склонных к выполнению сложных функций и потому проигрывающих внутриэлитную и внутриаппаратную конкуренцию.
За последние три года путинская бюрократия стала в массовом порядке создавать проблемы "на ровном месте", вымогая у людей никому не нужные справки (которые при этом она же и отказывается выдавать даже за деньги), забирая на бессмысленные военные сборы, создавая неразрешимые трудности при регистрации законных сделок и получении необходимых документов.
Об органической неспособности правящей бюрократии управлять чем бы то ни было и решать какие бы то ни было реальные задачи свидетельствует, например, ухудшение демографической ситуации. Президент говорит об этой проблеме непрерывно на всем протяжении своего нахождения у власти, проводя при этом весьма последовательную политику, направленную на уничтожение социального потенциала России. В результате в 2004 году сокращение населения ускорилось в 2 раза с 0,8 млн.чел в год до 1,7 млн.
Путинский режим не в силах свернуть с курса, ведущего Россию к всеобъемлющему системному кризису, который поставит под вопрос само ее существование. Опасность этого очевидна для всех.
Перерождение политической системы в военно-полицейский феодализм объективно предопределяет антифеодальный характер революции. Соответственно, и осуществлять ее будет широчайшая коалиция, своего рода Народный фронт, включающий в том числе и честную, искреннюю часть либералов, концентрирующуюся сейчас на преимущественно правозащитной деятельности.
Смыслом революции станет уничтожение класса "новых феодалов", силовой и коммерческой олигархии: эти слои должны быть возвращены в свое естественное состояние - офицеров специальных и правоохранительных органов и крупных предпринимателей.
Как будет происходить наша революция
Ясно, что "революция свободы" 1991 года не закончена без "революции справедливости" и, строго говоря, является лишь ее преддверием. Смена власти в России будет отличаться от "украинского" варианта озлобленностью народа, исламским фактором и влиянием международного терроризма. Отличия от киргизского сценария тоже ясны - сопротивление уходящей власти и меньшая клановость общества, требующая наличие у революционеров привлекательных и хоть как-то проработанных идей.
Однако с практической точки зрения наиболее важен остающийся открытым вопрос о конкретных механизмах и сценариях смены власти, определяющих как масштабы потенциальных разрушений, так и последствия переворота для обычных граждан.
Прежде всего, маловероятно использование стандартного для переворотов последнего времени детонатора общенациональных избирательных компаний. После выборов последних 10 лет трудно представить, чтобы злоупотребления любого масштаба (или подозрения на них) при подсчете голосов были способны вызвать сколь-нибудь заметный протест даже при существенном внешнем "разогреве".
Кроме того, значимые политические силы готовятся к "моменту истины" во время избирательной кампании 2007/2008 годов - как все финансовые силы готовились к дефолту в октябре 1998 года. В итоге, работая в силу естественной конкуренции "на опережение", они объединенными усилиями приближают кризис до степени, неожиданной для каждого из них.
И, наконец, растущая на глазах неадекватность государственной бюрократии, скорее всего, просто не оставит ей времени даже до парламентских выборов.
Наиболее вероятный катализатор революционного взрыва - грызня различных группировок самой силовой олигархии за власть и контроль за ключевыми финансовыми потоками. Видимая неспособность определиться с будущей судьбой захваченного "Юганскнефтегаза" наглядно иллюстрирует способность этой грызни блокировать решения, важные даже для коллективного выживания силовой олигархии.
В силу особенностей корпоративной культуры эта грызня предусматривает не столько прямые удары по враждебным группировкам, сколько провоцирование их на самоубийственные действия без учета последствий последних для страны в целом. В результате ради возможности выплеснуть грязную воду вместе с чужим младенцам представители различных групп силовой олигархии, как представляется, вполне способны запалить собственный дом.
Общая неадекватность госаппарата представляет им для этого безграничное поле возможностей. Достаточно простой интенсификации уже объявленных социально-экономических реформ: некоторое ужесточение вводимых рамок, осуществление на практике потенциальных угроз, форсирование заложенных разрушительных механизмов, синхронизация различных действий (например, ужесточения практики выселения неплательщиков и перехода на 100%-ю оплату услуг ЖКХ, что означает двукратный рост тарифов).
Каждая из существующих "групп влияния" с азартом будет пытаться представить своих конкурентов инициаторами реформ и, соответственно, подставить их под удар общественного негодования. Похоже, такой опыт уже наработан в ходе трагической "монетизации льгот", в первоначальном виде лишившей миллионы людей права передвижения (на общественном транспорте) в пределах собственного населенного пункта.
Дополнительным дестабилизирующим фактором, вероятно, станет использование контролируемых представителями власти экстремистских структур (от части скинхедов и жириновцев до специально создаваемых "штурмовых отрядов", в качестве зародыша которых можно рассматривать свежесозданных "нашистов", тренирующихся пока на избиениях журналистов и лимоновцев). Помимо запугивания интеллигенции, боевики, вероятно, будут своими действиями компрометировать оппозицию в ходе локальных беспорядков подобно тому, как антисемитский скандал вокруг письма группы депутатов использовался для дискредитации протеста против монетизации льгот в начале этого года.
Подобные забавы способны даже в нормальных условиях "раскачать лодку" до угрожающей амплитуды. Тем более они опасны сейчас, когда население запутано и озлоблено откровенно неадекватной политикой правящих ею изощренных специалистов по рекламе, испытывает кризис самоидентификации и деградирует по всем показателям от медицинских до интеллектуальных. Сложные хаотические игры силовых олигархов неизбежно приведут к полной утрате контроля за инициированными ими процессами.
Как это бывает, мы хорошо помним по распаду СССР: "свято место пусто не бывает".
Утраченные силовой олигархией рычаги управления будут перехвачены сначала их собственной агентурой и работающими "в поле" подчиненными, осознавшими неадекватность и слабость руководства и потому начавшими работать на себя, а затем представителями самостоятельных политических сил, первоначально действующими из-за кулис, при помощи разного рода марионеток.
Ни официальные ставленники Запада, ни выпестованные в различного рода политических теплицах вундеркинды не имеют в этой жестокой и не признающей правил борьбе каких шансов
Ударной политической силой станет молодежь, которую реформаторы лишили будущего, - как не получающие никакого реального образования студенты, так и маргиналы спальных районов. Ее будут хаотически направлять как различные группы силовой олигархии, так и пытающиеся использовать стихийный протест политические группы (не успевшие вызреть в полноценные партии из-за ускорения кризиса играми силовой олигархии), серьезные коммерческие структуры, оргпреступность (в том числе наркомафия) и, возможно, некоторые мусульманские диаспоры и "Хизбут-Тахрир", ставящая своей целью создание всемирного исламского государства.
Вероятно, расшатывание государства и дезорганизация может осуществляться также при помощи терактов, провоцирования межнациональных конфликтов и сепаратистских устремлений ("ахиллесовой пятой" представляются с этой точки зрения Башкирия). Напомню: мы уже видели двукратный захват толпой женщин кабинета президента республики в составе Российской Федерации.
Тем не менее все разнородные силы будут действовать в едином идеологическом поле, созданным синтезом патриотических, социальных и либеральных ценностей, замешанным на жажде установления справедливых и упорядоченных межнациональных отношений и искоренении этнической преступности.
Наиболее вероятная причина срыва в системный кризис очередное безумное (и потому непредсказуемое, как дестабилизация банковской системы прошлым летом) асоциальное действие реформаторов. Силовые олигархи будут с удовольствием провоцировать их на "углубление реформ" и "последовательную либерализацию", мечтая, что вот теперь-то ненавистные "космополиты" наконец-то сломают шею. Логичным будет и подзуживание агентуры на организацию возможно более широких и разнузданных протестов, подавление которых докажет незаменимость силовой олигархии и обеспечит ей политическое доминирование.
Как обычно бывает при разложении полицейского аппарата, протесты выйдут из-под контроля. Возможно, мы увидим бандитизм и мародерство в стиле Киргизии; при этом жертвы среди протестующих будут отнесены на "зверства агонизирующего режима" и приобретут, строго по Березовскому, "сакральный характер".
В условиях всестороннего разочарования и презрения к власти это станет переломным моментом. СМИ и молва (играющая в кризисных условиях исключительную роль) решительно встанут на сторону не способной определиться в силу своей разшерстности и потому привлекательной для самых разных слоев общества оппозиции. Власть превратится в символ осточертевшей, разложившейся и на тысяче примеров доказавшей свою общественную опасность бюрократии и будет растерзана (в наименее культурных центрах страны возможно, не только политически, но и физически).
В условиях хаоса власть захватит и удержит группа лиц, - возможно, случайная, - которой удастся обеспечить доминирование на центральном телевидении, опереться на силовые структуры федерального масштаба и выразить сначала словами, а затем и конкретными, пусть поначалу неизбежно неуклюжими, делами синтез патриотических, социальных и либеральных ценностей, уже давно осуществленный российским обществом.
Сначала ей придется лавировать между представителями различных оппозиционных сил, подчиняя или стравливая их друг с другом, но по мере стабилизации она будет избавляться от потенциальных противников с драконовски революционной простотой.
Существенно, что сейчас в России складывается управляющая система, вполне соответствующая задачам авторитарной модернизации. Проблема состоит в том, что нынешняя элита в силу принципиальной недоступности для нее ответственности перед обществом (ибо она стала элитой за счет его осознанного ограбления и разрушения) не способна провести эту модернизацию. В результате творцы (точнее, инстинктивные копиисты) управляющей системы, приспособленной для авторитарной модернизации, с маниакальным упорством пытаются применять ее в ненадлежащих целях организации массового грабежа. По степени разумности и эффективности это напоминает использование молотка для отвинчивания гаек.
При замене элиты, неизбежной в условиях системного кризиса, преграда для авторитарной модернизации исчезнет, и Россия возобновит процесс развития, прерванный национальной катастрофой последних 15 лет. По мере благосостояния начнет восстанавливаться и демократия.
Конечно, системный кризис страшен тем, что его можно и не пережить, но ширящееся осознание масштабов угрозы само по себе служит действенным "встроенным стабилизатором".
Какие конкретные требования будет выдвигать наша революция
1.Гарантировать каждому реальный прожиточный минимум - экономическое выражение права на жизнь. Превратить рождение каждого ребенка в "пропуск в лучшую жизнь".
2. Ограничить оплату услуг ЖКХ 10% доходов семьи.
3. Восстановить общедоступные, бесплатные для малоимущих системы качественного образования и здравоохранения и на их основе - человеческий капитал, в первую очередь здоровье общества.
4. Убрать бездомных детей с улицы, воспитать, вылечить и дать образование в стимулируемых государством семейных детских домах (в обычных только тем, на кого не хватит семейных).
5. Восстановить массовое общедоступное жилищное строительство с тем, чтобы в обозримом будущем обеспечить доступным отдельным жильем со всеми удобствами каждую семью.
6.Обеспечить сохранность и доходность пенсионных взносов, в первую очередь их инвестированием в долгосрочные модернизационные проекты под действенным контролем государства.
7. Модернизировать инфраструктуру, в первую очередь ЖКХ, железные и автомобильные дороги, энергосистемы. Восстановить связность территории России, отсутствие которой грозит распадом. Развивать конкуренцию в авиаперевозках для снижения их стоимости и появления класса сверхдешевых перевозок, как в ЕС.
8.Обуздать произвол монополий. Дать правительству право при резком немотивированном повышении цен возвращать их на прежний уровень до завершения антимонопольного расследования и выяснения вопроса о правомочности их повышения. Сделать полную финансовую прозрачность естественных монополий условием повышения цен и тарифов на их продукцию.
9. Создать эффективные механизмы управления госсобственностью в интересах общества и действенный финансовый контроль.
10. Вернуть России необходимые для ее прогресса внешние рынки, в том числе за счет восстановления необходимого для этого внешнеполитического влияния.
11. Оздоровить государство, обеспечить его ответственность перед обществом, каждого чиновника перед гражданами.
12. Уничтожить наркомафию и торговлю людьми (в первую очередь детьми и женщинами). Уничтожить за один месяц террористов (начиная с Басаева), не допускать активности националистических и религиозных экстремистов.
13. Очистить правоохранительные и силовые структуры от разложившихся и психически неустойчивых элементов.
14. Запретить разрушающий физиологическое и психологическое здоровье бизнес. Наказывать за лживую рекламу как за мошенничество.
15. Обеспечить полномасштабное и безоговорочное исполнение государством своих неотъемлемых обязанностей, включая:установление норм и правил; обеспечение безопасности (в широком плане от обороны до экологии и технических стандартов); стратегическое планирование; социальную помощь; решение необходимых обществу, но непосильных ему задач (включая развитие фундаментальной науки из-за непредсказуемости окупаемости и развитие инфраструктуры из-за долгосрочности окупаемости).
16. Восстановить единство общества, преодолев его разделение на чувствующих себя ограбленными и ограбившими. Наиболее прогрессивный инструмент взимаемый в рассрочку компенсационный налог с владельцев крупнейших приватизированных предприятий, погашающий нанесенный обществу ущерб.
Рассмотреть возможность возврата в госссобственность приватизированных предприятий, не развивавшихся и не модернизировавшихся, а только эксплуатировавшихся своими владельцами.
Рассмотреть возможность возврата в исключительную собственность государства природного сырья, включая богатства недр. Добывающие и перерабатывающие их компании работают с ними как с давальческим сырьем, их прибыль ограничена созданной ими стоимостью ("стоимостью, добавленной обработкой").
17. Восстановить единство общества, остановив нарастание межнациональных проблем, его разделение по этническому и религиозному принципам. Обеспечить доминирование в России русской культуры как образующей стержень государственности.
18. Обуздать коррупцию, установив, что добровольное признание факта дачи взятки освобождает давшего от ответственности, которая концентрируется на вымогающем взятку.
19. Установить, что чиновник любого уровня, уличенный во лжи при исполнении своих обязанностей другому чиновнику либо гражданам, немедленно увольняется и лишается права занимать государственные должности и руководящие должности в лицензируемых государством коммерческих организациях в течение пяти лет.
20. Расследовать реформы 1985-2005 годов с целью восстановления в обществе представлений о справедливости и наказуемости государственных преступлений, а также с целью наказания за преступления с неистекшим сроком давности (в том числе преступления против человечества), если таковые будут выявлены.
Именно эти требования и представляют собой объективную, выстраданную и продиктованную не отдельными политиками или партиями, но всем российским обществом социально-экономическую программу нашей революции.