>> Чем больше человек возвышается над элементарными инстинктами и устремлениями, тем более
>> он цивилизован. В этом смысле цивилизация начинается с табу, запрета, ограничения
>> инстинкта.
Даже тигр не совсем тигр, если вырос в клетке, он инстинктивно может вас загрызть, но
движущаяся лань, погоня за ней, для него не ассоциируется с пищей, его еще надо приучить к
мысли - хочешь жрать, чего-нибудь догони. Уже тигр мало приспособлен к жизни без обучения,
без связывания в единую цепочку множества событий через подражание.
А у человека природа пошла еще дальше, человек полностью не жизнеспособен без обучения.
Хоть волки, но его должен кто-то да обучить. За все приходится платить, наши недостатки,
зачастую, продолжение наших достоинств (диалектика здесь не причем). Создавая
сверхнастраиваемую систему, природа сделала многие инстинкты столь пластичными, что без
настройки они ничто.
Человек заменил инстинкты на мифы-<блоки стандартных действий, восприятий, образов>. И
мифы эти не выводимы из <природы человека>, а только из потребностей социума. А социум
действующих для себя наиболее оптимально, зачастую, беспощадно изничтожает, например,
бандитов. Поэтому, нет как <возвыситься над элементарными инстинктами>, можно только одни
мифы-блоки заменить на другие. Табу и запрет это не ограничение инстинкта, а тип жестких
недвусмысленных указаний (<иначе голову оторвем>). И даже глубоко личное, святое святых
для продолжения жизнедеятельности человека и социума беспощадно регулируется мифами.
Сравните сексуальные предпочтения в Европе - образы средневековья (эти рахитичные бледные
создания, ждущие своего избранника в проржавевшем поясе верности), бойких девиц
двадцатых-тридцатых годов, и девушку - подростка с плохо проглядывающейся половой
принадлежностью из сегодняшнего показа мод.