>>(Хлопов) БСЭ. Снятие (нем. Aufheben), одна из центральных категорий философии Г. Гегеля, который утверждал, что С. имеет "... двоякий смысл: оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец" (Соч., т. 5, М., 1937, с. 99).
>(IGA) Я читал, что диалектическая логика описывает развитие систем. Но "сохранить" и "прекратить" противиположны формально-логически. Ладно, если даже отталкиваться от последнего значения - "прекратить, положить конец" - то разве капитализм положил конец демографическому способу повышения производительности?
Тут бы должно ответить тому, кто использовал это понятие – «демографический способ повышения производительности». Какова диалектика его развития? Ведь, если отталкиваться от Вашего текста (правда, в тексте – «повышение уровня производительных сил») – это «увеличении доли работников в составе населения общества». И, в «свете развития», первый вопрос к этому понятию, а что раньше, до «повышения уровня производительных сил демографическим способом» не все люди себя обслуживали? Много было паразитов, а потом их доля стала уменьшаться?
Ну, а если бы самосуществовал такой способ, то капитализм, уничтожив его самостоятельность, использовал бы его по своим нуждам. И способ существовал бы не из своей необходимости себя поддерживать, а из капиталистической. Т.е. стал бы несамостоятельным. Это было бы гегелевское «снятие» (капитализм, уничтожив его как «живое», «взял» бы его процессы и включил в свою жизнедеятельность).
>>(Хлопов) В обыденном примерно то же, что значит сфотографировать (снять, фотография . снимок).
>(IGA) Т.е. создать образ объекта, например, для музея ? Но мы же видим, что при капитализме экзогенное рабство - вовсе не "образ", а самая настоящая реальность.
Да, «тяжело в деревне без нагана». Здесь приемлемы те же рассуждения, что я привел для «демографического способа повышения…». Добавлю, что «рабство» Вам нужно было бы взять в кавычки.