От Анатолий Игнатьев Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 01.03.2005 16:17:51 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

РОССИЙСКИЕ БАРЬЕРЫ ИНВЕСТИЦИЯМ

РОССИЙСКИЕ БАРЬЕРЫ ИНВЕСТИЦИЯМ
(статья из журнала Global Water Intelligence, Январь 2004 г., www.globalwaterintel.com)

Становится все более очевидным, что приватизация не смогла привести к желаемому приращению капитала предприятий Российского водного сектора (при этом приватизационная деятельность продолжается). Ряд больших городов первыми начали процесс приватизации водного сектора еще в 2003 и начале 2004 года с целью привлечения в сектор частного капитала после ликвидации федеральной системы Госстроя по финансированию муниципальных капитальных затрат. Приблизительно 15 частных компаний раньше других поняли, как можно распорядиться устойчивыми денежными потоками, которые поступали в водный сектор, и началось форменное безумие заключения сделок (GWI. Сентябрь 2004).
Однако настроения изменились осенью 2004 г. с уходом руководящей группы одной из наиболее успешных компаний, нацеленной на контроль над водным сектором, Российских коммунальных систем (РКС). Это произошло после настойчивого требования основного игрока, энергетического гиганта РАО ЕЭС, относительно того, что дальнейшие инвестиции должны приносить прибыль буквально первого дня.
Политика РАО ЕЭС объясняется отсутствием защиты капиталовложений в Российском водном секторе: большинство частных операторов в водном секторе интересует только одно: быстрый доступ к денежным потокам.
Существует три основных проблемы: во-первых, коммунальные предприятия в России играют вторичную роль в сборе платежей и управлении системой платежей от потребителей. Многие муниципальные Администрации создали специальные расчетные центры, которые занимаются сбором платежей и возмещают услуги коммунальных предприятий по принципу муниципального заказа, т.е. гарантированного объема услуг, которые Администрация покупает у коммунального предприятия. Это делает бессмысленным заключение договоров между коммунальным предприятием и его заказчиками, поскольку сборы за свои услуги коммунальное предприятие получает через муниципальную организацию.
Вторая проблема заключается в отсутствии закона о концессии: нет системы гарантий, которая бы предусматривала выплату оператору компенсации в случае аннулирования договора. В результате этого, ни один из действующих в России частных операторов не может получить заем от кого-либо, кроме их собственников.
Третья, и наиболее сложная проблема для частных операторов заключается в том, что никто не может дать им гарантий, что они смогут получить хоть какую-то прибыль на инвестированный капитал за счет тарифов. По существующему законодательству, если инвестиции ведут к снижению затрат, тарифы должны снижаться. Поскольку нет гарантии получения прибыли на инвестированный капитал, нет и стремления проявлять какие-либо инициативы.
И все же, несмотря на сложный инвестиционный климат, интерес частных операторов к водному сектору не уменьшается. И это не просто результат официальной риторики о «социальной ответственности большого бизнеса».
Очевидно, что приток финансовых средств в водный сектор продолжается, а значит по-прежнему существует потенциал для получения прибыли за счет улучшения управления и технологических усовершенствований. Недавно были заключены два концессионных договора на 15 лет в Перми и Омске. Население каждого из этих городов превышает миллион. При этом следует отметить, что частные операторы не обещают ни дополнительных средств, ни крупных инвестиционных программам. Вместо этого они намерены сконцентрировать внимание на снижении затрат, эффективном управлении и работе с потребителями.
Правительство делает попытки устранить некоторые барьеры на пути финансирования в водный сектор. В конце декабря 20004 г. Государственная Дума утвердила ряд законов о концессиях, тарифном регулировании и о праве собственности на активы. Возможно, эти законы улучшат ситуацию, хотя на разработку подзаконных актов и процедур внедрения уйдет еще год или около этого.