|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
05.02.2005 18:21:02
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Армяне - за что они любят русских? (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg022005/Polosy/art13_1.htm
За что они любят русских?
МИНУЙ НАС ПУЩЕ ВСЕХ ПЕЧАЛЕЙ...
Прежде чем вылететь в столицу Армении, решил заручиться не только заданием главного редактора <ЛГ> - взять интервью у президента
пока ещё единственной в мире страны, связанной с Россией ратифицированным и действующим полномасштабным союзным договором (о чём
почему-то мало кто из россиян ведает и чему ещё менее придают значения политики и общественность в России), но и рекомендательным
письмом своего бывшего министра профессора В.А. Михайлова.
Именно он в трагические дни карабахских событий, находясь в их гуще, помогал малоизвестному тогда ещё секретарю райкома комсомола
Роберту Кочаряну совершать первые шаги на международной политической арене. И стоял, можно сказать, у истоков его восхождения на
Олимп армянской политики и государственности. Поддерживал его чем мог и будучи на посту главы Министерства по делам федерации и
национальностей РФ. Пока не был отправлен в отставку, без всякого обоснования - замечательный специалист (может, лучший в стране) по
межнациональным отношениям, пользующийся огромным авторитетом среди политиков и учёных. После чего главе Российского государства
пришлось и вовсе ликвидировать Миннац. Ибо все прочие руководители ведомства не соответствовали по компетентности этой роли.
Соответствующие лица в Ереване были заблаговременно и официально извещены о моём приезде - спецкора и политического советника в
одном лице. 40 лет в журналистике и пять на федеральной госслужбе, это, наверное, достаточно, чтобы к седым годам не искать
приключений в переполненное их вероятностью постсоветское время. И не повторять уже пережитых мною сполна рисков молодого
репортёрства.
Вроде бы я благоразумно подстраховался от существенно неприятных сюрпризов и срыва намеченного интервью. И, кажется, всё
предусмотрел. Самолёт приземлился в аэропорту Звартноц в третьем часу ночи. И уже с трапа я увидел очаровательную девушку, держащую
табличку с моей фамилией на трёх языках. Поприветствовав, она усадила меня в микроавтобус и доставила в VIP-зал. Совершив без моего
участия все необходимые формальности. Чувство благодарности за заботу стало овладевать мною. И я уже совсем было растрогался, как,
взглянув на часы, обнаружил: прошло полчаса, а моей персоной никто не интересуется. Убеждённый, что организованная процедура
гостеприимства исходит от армянской администрации, озираюсь по сторонам в поисках представляющего её посланца за мной. Пока не
замечаю в пяти шагах от себя очень знакомые добрые глаза уже немолодого, но стройного и подтянутого мужчины.
- Всеволод, привет! Ты что, не узнаёшь меня? - произносит он при моём приближении.
- Узнаю, по глазам. Ашот.
- Только по глазам?
- И по голосу.
Это был Ашот Багдасарян, с которым, по счастью, мы повстречались в России в 1979 году, когда он был ещё юным красавцем с манерами
воспитанника духовной семинарии и рыцарским благородством. Сын потомственных учителей. Блистательный выпускник экономического
факультета Ереванского госуниверситета. С уникальным даром предпринимателя-производственника. Ещё в 70-х годах избравший для себя
непростую судьбу создателя производств остродефицитных в СССР товаров ширпотреба. С риском не только для карьеры, но и жизни.
Подружились мы после первой же встречи. Да так, что я назвал его именем младшего сына, чьим крёстным отцом Ашот стал. Но, по
стечению других, совсем уже нерадостных событий, мы не виделись с ним почти четверть века. Срок, за который и родные-то братья,
особенно в эпоху социальных потрясений, расставшись, нередко отчуждаются навсегда. А тут такую встречу на высшем уровне именно он
мне устроил.
Оказалось, мой сын в беспокойстве за отца, прилетающего в практически незнакомый город, да ещё и в неудобное для всякого начальства
время, предупредил об этом крёстного. И вот вглядываемся мы друг в друга через целую эпоху. Расстались в СССР, а встретились в
независимой Армении. Как же мы изменились внешне! Но как неизменна, видать, в нём вся та доброта и искренность, которая и привлекла
меня к нему в дни нашей молодости. А сколько воспоминаний мгновенно пробудилось! Счастливых и горьких. Мам наших нет уже с нами. И
скольких ещё близких, друзей...
- Что, Сев, будем ждать?
- Кого, дорогой? Раз до сих пор никто, кроме тебя, не объявился, значит, даже правительственную телеграмму в пресс-службе Кочаряна
проигнорировали. И что бы я делал сейчас в Ереване, не объявись здесь ты.
- Да, это раньше и наши, и ваши власти старались понравиться писателям и журналистам. Оказывали им гостеприимство и внимание. А
теперь они вспоминают о вас только в дни выборов. Поехали ко мне.
У выхода из зала <для особо важных персон> припаркован серебристый <ауди>, в который мой друг меня усаживает, и мы почти летим с ним
по пустой трассе Звартноц - Ереван.
ЧЕРЕЗ ГОДЫ И РАССТАВАНИЯ
В Армении, как и во всех других постсоветских государствах, пришедшие к власти новые и выдавшие себя за таковых прежние правители
оказались обуреваемы одним лишь, главным, стремлением, не считая личных, земных, интересов. Поскорее разрушить советский
политический строй, всю его систему управления народным хозяйством. Не задумываясь над экономическими и социальными последствиями
сокрушительных реформ для своих народов. А специалистов, соединяющих в себе современные экономические знания с практическим опытом
рыночной экономики, ни среди них самих, ни в кругу их назначенцев на ключевые управленческие посты практически не было.
И, казалось бы, именно такие люди, как мой ереванский друг, должны были быть востребованы. Не бывшие теоретики советской
экономической науки и экономические редакторы центральных изданий КПСС, тайком мечтавшие о капитализме. Не функционеры советских
отраслевых ведомств и не бывшие фарцовщики, валютные спекулянты, базарные перекупщики даров природы. А те, кто умудрялся, при
карательном законодательстве (вплоть до расстрела) и всебдящем надзоре правоохранительных и других органов, создавать полулегальные
и нелегальные частные предприятия. Кто зачастую сам трудился в поте лица (как это делал Багдасарян). И выпускать нужную людям
продукцию. Насыщать ею массовый спрос. Создавая тем самым негосударственный сегмент и прообраз свободного рынка в несвободной
стране. То есть производственные, а не спекулятивные ячейки рыночной экономики.
И уникальный опыт этих <теневых> предпринимателей-производственников реально мог бы помочь избежать тех катастрофических ошибок,
которые были допущены при трансформации советской экономики в капиталистическую.
Рассчитывая на такую востребованность, Ашот Мгерович и вернулся из России в Армению в начале 90-х годов. Застав руководство своего
Отечества в полной растерянности в отношении преобразования ее экономики. И при его первоначальном одобрении начал создавать в
Ереване современные частные предприятия. Однако чем успешнее развивался бизнес Багдасаряна, тем больше он стал колоть глаза
властвующим и их приближённым. И, не выдержав усиливающегося давления с их стороны, он свернул всё, что создал в родном городе, и
переехал с семьей в Россию. С успехом занялся организацией в Сочи частных гостиниц, санаториев, производством сувениров и другой
продукции курортного ассортимента. Пока не наступил дефолт и не обанкротил российский банк вместе со всеми его клиентами, в числе
которых оказался и Багдасарян.
Для многих жертв той грандиозной финансовой <аферы-катастрофы> происшедшее явилось окончательным крахом. Но полученная моим другом в
советские годы уникальная предпринимательская закалка сформировала из него человека, умеющего зарабатывать серьёзные капиталы умом,
смекалкой и напряжённым трудом, а также выработала в нём (как это ни кажется парадоксальным) способность легко расставаться с
деньгами. В своё время меня покорила воистину крылатая фраза юного армянина: <Кто тоскует по любым истраченным или потерянным
деньгам, тот не мужчина>. Она принадлежит Ашоту Мгеровичу. С оставшейся на руках небольшой наличностью мой друг возвращается в
Ереван, достраивает отчий дом, в котором вырос. И маленький заводик безалкогольных напитков. Семейное предприятие.
Мы подъезжаем к дому Багдасарянов около 4 утра. В кромешной темноте. Но у крыльца со свечой в руках нас встречает хозяйка дома,
супруга Ашота Мгеровича Ануш. Профессор французского языка. Какая ж это редкость для нас, москвичей, - увидеть разбуженную
спозаранку женщину, без признаков раздражения встречающую гостя и со сказочным радушием хлопочущую об его приёме и удобствах.
Ею уже накрыт роскошный армянский стол с душистыми сырами, овощами и зеленью, бастурмой и суджуком, под настоящий лаваш из
собственного тондыра, с ароматнейшей мясной похлёбкой из фасоли, помидоров и риса с чесноком и перцем, изумительным на вкус
натуральным лимонадом своего приготовления. И над всей этой красотой и великолепием возвышается, скромная на вид, бутыль армянского
коньяка, настоящего, советского, разлива. Мечта сегодняшних гурманов и знатоков этого дивного напитка. Качество которого ощутимо
изменилось после загадочной продажи французам <за смешную цену> национального достояния армян - Ереванского коньячного завода. Мы
ужинаем (или завтракаем?) втроём, при свечах, произнося тосты, идущие от сердца.
И беседуем, вспоминаем, объясняемся в неизменности наших чувств. Пока я не соображаю наконец-то, что вторгся посреди ночи, почти без
предупреждения, в дом очень занятых людей, которым ранним утром идти на работу. А матери семейства ещё надо и успеть позаботиться о
детях.
Дом Багдасарянов - добротное, но внешне скромное строение. Одноэтажное. Без архитектурных излишеств. Сразу видно, что строился он
годами, постепенно и старательно. И точно - не для показухи. В доме много комнат, спален... Во дворе - бассейн, спортплощадка с
бильярдной и теннисом, беседка под вьющейся виноградной лозой, каминная... И многое другое, что делает счастливую семейную жизнь
удобной и украшает её. Словно сошедшая со старинной итальянской фрески, дочь Ануш и Ашота - Гаяне, студентка факультета русского
языка и филологии местного Славянского университета и сын - Геворг, статный красавец, учащийся на юридическом в Ереванском
госуниверситете. Оба, не по времени и моде, скромны, даже застенчивы. И воспитанные в исконно армянских традициях - почитания
родителей и уважительности к старшим. От общения с ними душа возрадовалась особенно. Добры, вежливы, внимательны и начитанны. Что
сегодня уже такая редкость.
МОНУМЕНТ БЕДНОСТИ
Несомненны заслуги Кочаряна перед армянским народом. Его вклад в дело независимости и государственности армян, безусловно,
существен. Однако, став вторым президентом Армении, бывший лидер Нагорного Карабаха не только окружил себя и ввел во власть над всей
страной соратников по прошлой борьбе за образование НКР, но и экономику государства предпочёл отдать под управление, если не
сказать, во владение, в основном карабахцев. Я узнал об этом не от своих гостеприимных друзей и не в их замечательном доме, а в
свободном общении со многими ереванцами. По их утверждению, если ты не карабахский, практически невозможно заниматься делом,
приносящим хоть какой-то существенный доход.
Может, поэтому и моему другу Ашоту, несмотря на его редкий предпринимательский дар, опыт и образованность, ничего не оставалось, как
пойти на госслужбу и довольствоваться мизерной зарплатой (выплачиваемой бюджетникам с регулярностью ельцинских времен в России),
поддерживая достаток семьи доходами семейного же предприятия.
А многим предприимчивым и деятельным армянам приходится уезжать из Отечества. В том числе и в Россию. Из более чем миллионного
населения армянской столицы в ней осталось сейчас не более половины. И большинство из них живут на то, что присылают им
родственники, переселившиеся в другие страны, или терпят глубокую нужду. Сложное экономическое положение республики особенно резко
ухудшилось из-за беспросветного грузино-абхазского конфликта. Фактически запертая между Турцией и Грузией после закрытия
закавказской железной дороги, Армения лишилась возможности широкой торговли и экономического сотрудничества с Российской Федерацией
и практически со всем остальным миром, кроме Ирана. И по существу оказалась изолированной от мирового товарооборота. А
следовательно, от основных финансовых потоков. В то время как у неё есть что предложить.
Но сообщение с внешним миром - почти только воздушное. А много ли провезёшь, когда за килограмм груза взимают по доллару, и Грузия -
по 20 за каждого пассажира, пролетающего в Ереван и обратно через её территорию. А билеты на самолёт из Москвы и обратно дороже
полёта на средиземноморский курорт в оба конца вместе со стоимостью недельного проживания и питания в гостинице. Это что - алчность
авиаперевозчиков, спешащих нажиться на бедственном положении Армении или недоумие властей предержащих? Позволяющих делать свою
страну ещё более малодоступной для желающих её посетить и практически невыездной для большинства армянского населения. Ещё больше
ограничивая его экономические возможности.
И складывается до боли знакомая картина: власть - отдельно, народ - отдельно. Живут, практически не состыковываясь. Иначе б разве
размахнулось ереванское градоначальство отгрохать грандиозный комплекс мэрии (11 тысяч квадратных метров!) в городе с уменьшающимся
от бедности населением? Притом что почти все архитектурные сооружения Еревана прошедших эпох нуждаются в реставрации. И чуть ли не
весь город - хотя бы в косметическом ремонте. На худой конец в покраске фасадов. Не говоря уже о трущобах в самом центре столицы.
Между тем знающие люди утверждают, что истраченного на этот парадоксальный монумент бедности ереванцев хватило бы на полное
восстановление шедевра мировой архитектуры храма Бдящих сил, Звартноц. Построенного в VII веке и разрушенного землетрясением в X.
Уже десять веков лежащего в развалинах немым упрёком армянам всего мира. Воссоздание этого удивительного памятника величию древнего
Айастана могло бы стать чудотворным символом возрождения и расцвета новой Армении. И к нему, уверен, потянулись бы не только
миллионы соотечественников со всех стран и христиан всех народов и наций, но и все интересующиеся истоками древней культуры
человечества.
И народ бы понял, во имя чего потрачены огромные деньги, которых хватило бы на выплату задолженности по зарплате всем бюджетникам и
на повышение пенсий. Это как минимум.
А пока, по совокупности названных и других причин, в Ереване (что же говорить об остальной Армении!) при гораздо большей
безработице, чем в Москве, много меньше зарплаты и пенсии. Цены же всего лишь вдвое ниже. Из них-то исходя, другой заезжий
москвич-программист внушал мне на обратном пути в самолёте:
- Старик! Зарабатывать надо в Москве, а жить в Ереване. Горный воздух, лучшая в мире вода течёт со всех кранов. Экологически
чистейшие продукты и фрукты-овощи. И никакой тебе уличной шпаны. А цены?! Просто смешные по сравнению с московскими.
Но, а самим ереванцам, не уехавшим никуда и не желающим или не могущим никуда уезжать, каково? Волнует кого это, нет? Кроме них
самих.
И НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ БОГАТСТВА
Но больше всего меня поразило то, что при материальном бедствии большинства армяне не теряют достоинства. Вы нигде не увидите
человека, опустившегося от бедности, или побирающегося ребёнка. Даже на улицах столицы горделивых и самолюбивых грузин вам
повстречаются сегодня благообразные старушки с перстом у открытого рта и молящими о подаянии глазами. В Ереване такого не увидать.
Испокон веку армянская религия, церковь запрещает своей пастве просить милостыню. И почти как в годы Великой Отечественной, многие
армяне, часто без света и тепла (Чубайс скупил за сходную цену армянскую энергетику, вроде наладил её, но тарифы стали выше
российских), и нынче едят свой хлеб с сыром, не теряя надежд на лучшее.
Да ещё и приближают его как могут. А могут очень многое. Одни шьют обувь, какую не купить нигде, кроме Еревана. Каждая пара в
единственном экземпляре. Из кожи верблюда, змеи, слона... Настоящие произведения искусства. И продаются за 120 - 150 долларов, в
Москве они бы стоили как минимум 500.
Другие возрождают древнейшие традиции армянского виноделия. Ведь в советское время сухие и полусладкие вина дозволялось
изготавливать только Грузии и Молдавии. Армении же разрешалось лишь производство креплёных сладких вин. Отменных, прославившихся. Но
ведь ещё в 1837 году, когда император Николай Павлович посетил Эчмиадзинский монастырь, ему очень понравилось местное натуральное
вино, поданное на царский стол. И расспросив подробно о состоянии виноделия у армян, он выразил желание, чтобы армянские вина нашли
распространение в России и её столице. Причём разрешил их беспатентную продажу самими производителями.
Хиревшее более полувека древнейшее искусство армянского виноделия чудесным образом возродилось. И уже сегодня его сухие, полусухие и
полусладкие натуральные вина не уступают знаменитым грузинским. И белые, и розовые, и красные... Только сбыт их ограничен всё той же
транспортной блокадой. Как ещё многое, что армяне делают лучше других, без всякого преувеличения.
НЕ ТЕРЯЯ СТЫДА И ЧЕСТИ
Тем временем многие богатые в Армении мало чем отличаются от таких же в России и других постсоветских государствах. Также не желая
понимать, что, живя чрезмерно и вызывающе богато среди очень бедных людей, даже наглухо оградившись от них забором и охраной, они
постоянно и нарастающе рискуют своим благополучием.
Кое-кому из них, на удивление, показался открытием мой рассказ о том, что на Западе практически каждый обладатель крупного капитала
отдаёт на благотворительность до 15 процентов от доходов. Нередко и больше. Абсолютно добровольно. При том что у них давно уже нет
такой бедности, какая возникла у нас. Разница в доходах между бедными ньюйоркцами и москвичами примерно десятикратная. Почти такая
же, как между москвичами и ереванцами. Разумеется, в пользу первых.
Но это, очевидно, не смущает некоторых армянских политиков и преуспевших бизнесменов, в особенности же их чад и домочадцев,
прокучивающих и проигрывающих в ночных клубах и казино Москвы десятки тысяч долларов. Не обременяя себя беспокойством о том, что
многие их сородичи вынуждены существовать на доллар в неделю. В том числе большинство армянских писателей. Как ни обеднели многие их
русские коллеги, но по сравнению со значительной частью армянских литераторов они просто обеспеченные люди. Получая, например, в 20
раз большую пенсию.
И на таком удручающем фоне нашёлся один состоятельный мудрец - Левон Карапетян. Приобрёл целый телеканал и отдал его целиком
национальной культуре. Для показа всего наилучшего, что накоплено в ней за века. И самодеятельному народному творчеству. Поставил
своеобразный заслон перед возможностью армянскому телевидению стать похожим на российское, которое <Нью-Йорк таймс> назвало недавно
<невыносимо вульгарным>. Низкий поклон этому человеку. Он стал всенародным любимцем. К нему с почтением и признательностью
обращаются армяне со всего мира. Надо глубоко вникнуть в их национальное самосознание, чтобы понять, что для армянского народа это
даже важнее, чем накормить голодных.
Добавлю, что и на всех остальных телеканалах Армении вы не увидите вакханалии насилия и секса, агрессивной и пошлой рекламы,
моделирующей образ жизни и стиль поведения подрастающего поколения с неизменной бутылкой пива в руке и призывом: <Попробуй всё!> Вы
вообще ничего подобного не увидите. Ни по телевизору, ни на улице.
Однако, что греха таить, и в Армении, как и в других государствах Закавказья, существуют проституция и ублюдки-сутенёры, которые
вывозят отчаявшихся девчушек на продажу в другие страны. Слишком много возникло бедных семей и слишком усердно пропагандируется
женское тело как товар. Но вы не встретите их запросто, за любым углом, как в Москве и других российских городах. И тем более не
прочтёте нигде объявления об их <интимных услугах>. Они прячутся, таятся в укромных местах. И их надо специально искать, чтобы
увидеть.
Увы, найдётся и пара публичных домов, по заимствованной <традиции> <крышуемых> местной милицией. На удивление, облачённой в форму,
не отличаемую от московской. Бордели эти запрятаны в глухих окраинах Еревана. И посетить их можно только по особому поручительству.
Потому, что при всех бедах и искушениях никто не посмел даже попытаться отбить у армянского народа целомудренное чувство стыда за
срам, в том числе телесный. Развить в нём инстинкты вседозволенности, включая демонстрирования исконно глубоко интимных для армянина
сторон жизни.
Сработал какой-то несокрушимый, духовный иммунитет от нравственного разложения нации. Очевидно, основанный на том, что армянский
народ, переживший за три тысячелетия своей истории 40 войн и 300 нашествий завоевателей, так никогда и не стал крепостным. А ведь
была <идея> у одного из предыдущих градоначальников - превратить Ереван в сплошной бордель вселенского масштаба. И таким способом
решить в том числе проблему бедности. Не вышло. И невозможно подобное в стране, где количество детей, посещающих сокровищницу
древнейших рукописей - Матенадаран и исторические музеи, библиотеки, неизменно превышает число зрителей кинобоевиков и сериалов с
эротическим содержанием.
Только спустя много лет после сексуальной революции на Западе, в США и Европе осознали, какой неисчислимый урон она нанесла
нравственному и физическому здоровью их народов, ведущий только к их вырождению. И уже почти десятилетие американцы настойчиво
внедряют в школах обязательные уроки <полового воздержания>. Слава богу, армянским детям они не понадобятся.
Случаются в Ереване и два-три ограбления в год. Но месяцами пустуют камеры предварительного заключения в районных отделах милиции и
нары - в тюрьмах. Народ бедствует, но не опускается...
ОЖИДАНИЕ ВЗАИМНОСТИ
Уже почти 20 лет во всех ранее именуемых советскими республиках, кроме славянских, с различной степенью интенсивности ведётся
настоящая пропаганда нелюбви к России и к русским. Знание многих языков даёт мне право судить об этом. Политики валят на них все
беды своих народов вместе с собственными грехами и ошибками. Разбогатевшие граждане охотно им поддакивают. Ну а бедные под их
воздействием и из-за своего неблагополучия винят русских за то, что, как с горечью сказал мне один таджик: <Сдали без сопротивления
Советскую власть, при которой народу жилось лучше. И оставили нас подданными ещё более бессовестных и алчных правителей>.
И только в Армении вы не услышите ни одного худого слова о русских и о России. Более того, армянское телевидение напомнит вам давно
забытые русские песни. А гуляя по улицам Еревана, вы будете читать их названия на русском. Исчезнувшем со зданий во всех
постсоветских республиках, кроме Белоруссии и части Украины. <Улица Пушкина>, <улица Грибоедова>... И увидите прекрасные монументы
этим и многим другим российским гениям и творцам.
В России уже мало кто, кроме тех же армян, вспоминает о самой трагической дате в их истории и судьбе - 24 апреля 1915 года. Начало
геноцида армянского народа. Когда было вырезано, сожжено, задушено, сброшено со скал, утоплено, заживо закопано в землю и
расстреляно полтора миллиона человек. От грудных младенцев и до глубоких старцев, беременных женщин и юных девственниц, которых
сначала насиловали целыми командами, а потом душили и резали. В первую очередь обезглавили нацию, умертвив её лидеров и
интеллигенцию. Именно тогда были произнесены пророческие слова великого Нансена: <Берегите армян, иначе следующими могут стать
евреи!> Сказано всего за четверть века до холокоста, начатого Гитлером со ссылкой на безнаказанность турецких предшественников его
злодеяний.
Ещё меньше людей в России, даже хорошо образованных, гуманных и благородных, знает и помнит сегодня - за что же турки так варварски
уничтожили тогда 60 процентов живущих в своём отечестве армян? Ответ исторически неопровержимый: армяне столько раз мешали им вести
успешные войны с Россией, не пропуская их войска через свои земли, что турки решили покончить наконец с армянской проблемой раз и
навсегда. К великому горю армян, русские не смогли воспрепятствовать этому. Назовите хотя бы ещё один народ во всей истории
человечества, который бы стал жертвой преданности русскому или любому другому народу. Такого нет.
По беспамятству человечества в том же XX веке кровавую бойню повторили фашисты с евреями. Но русский народ вместе с другими сумел
спасти их. И слава господу, выжил, уцелел и здравствует еврейский народ. А благодаря благотворительной деятельности более 20
международных еврейских фондов на всей территории России сегодня нет более ни одного материально бедствующего или притесняемого
властями еврея. Честь им и хвала!
Но вот армян, бедствующих и притесняемых, в Российской Федерации хоть отбавляй. И им практически никто не помогает. Притом что
состоятельных соотечественников и в мире, и в РФ тоже немало. Но их, видимо, не очень-то обеспокоило даже то, что армян в России
скопом со всеми представителями народов Кавказа нарекли <лицами кавказской национальности>.
А ведь армяне говорят на индоевропейском языке. Являются потомками фракийско-фригийских племен, пришедших через Анатолию из Европы и
слившихся к 600 году до нашей эры с народом Урарту. Самая древняя христианская нация в мире. Принявшая христианство раньше Рима. За
500 лет до Рождества Христова греки и персы начали употреблять слова <армяне> и <Армения>. А великий Байрон, изучивший армянский
язык, составивший единственную в своем роде грамматику английского и армянского языков, писал об армянах: <Трудно найти народ,
летописи которого были бы менее запятнаны преступлениями, чем у армян, которых отличительная черта - добродетель и мирные свойства,
а пороки - следствия насилия над ним>.
После утраты большей части исконных территорий и геноцида многие армяне были вынуждены покинуть Родину. И переселяться в Россию,
США, Канаду, Францию, Иран, Сирию, Ливан, Аргентину, Бразилию и множество других государств. Основными видами их деятельности были и
остаются земледелие и скотоводство, виноградарство и виноделие, ремесленничество и промышленное производство, архитектура и
строительство, медицина, наука и техника, все виды искусств.
И только три процента армян, вопреки давнему и распространённому заблуждению, занимаются коммерцией и торговлей. А поскольку именно
они более других соотечественников оказываются на виду, возникает устойчивая иллюзия, что едва ли не все армяне - торговцы и
коммерсанты. Но подавляющее большинство армянского народа издревле весьма скептически относится к представителям этой сферы
деятельности, воспринимая их далеко не самым почитаемым сословием.
За что же армяне так преданно любят русских? Бедствуя сегодня более чем кто-либо из её исторических союзников. И не получая в ответ
практически никакой ощутимой взаимности? Я и сам не знаю. Армяне впервые пришли в Россию с оружием в руках во второй половине XI
века, по приглашению великого князя Киевского. Они оказали киевскому княжеству значительную помощь и, поселившись в нём, снабжали
его оружием, развивали различные ремёсла, обеспечивали искусным врачеванием. О чём упоминает летописец Нестор. А об огромном числе
исторических свидетельств самых удивительных и теснейших русско-армянских связей за их почти тысячелетие существуют целые библиотеки
изданий Санкт-Петербургской императорской Академии наук и произведений дореволюционных и советских писателей. А что сегодня? <Лица
кавказской национальности>?
Стоит ли забывать или это считается само собой разумеющимся, что Армения - геостратегический форпост России на юге. И нынче уже
единственный. Сколь долго она сможет продержаться в этой роли, впрямую зависит только от России. А ей жизненно необходима сильная и
процветающая Армения. Ибо два других закавказских государства неминуемо последуют в НАТО. Вопрос времени. И что будет тогда на
российском юге? Сжавшееся многократно из-за исторических превратностей армянское государство стало наименьшей страной на Кавказе.
Так почему же именно в Ереване сооружается самое большое на постсоветском пространстве посольство США? Может, потому, что американцы
понимают то, чего не поняли или не хотят ещё понимать российские политики?
P.S. Лишь на пятый день моего пребывания в Ереване из президентской администрации явились за письмом В.А. Михайлова и книгой
профессора Г.А. Степанова, вышедшей накануне под моей редакцией. С дарственной надписью автора Роберту Кочаряну. Не дождавшись
ответа, я возвратился в Москву. Остаётся поблагодарить пресс-секретаря президента за предоставленную возможность свободного общения
с народом Армении. Вместо запланированной официальной беседы с её руководством.
Всеволод МАРЬЯН, советник Российской Федерации 3-го класса, лауреат премии Гиляровского, МОСКВА - ЕРЕВАН - МОСКВА