>5. Западным инвесторам Китай мог предложить десяток миллионов отобранных по конкурсу лучших рабочих – ловких, непьющих, непритязательных, дисциплинированных (и контролируемых парткомом правящей партии). Все эти качества были известны на Западе еще в ХIХ веке. Эрнест Ренан писал: «Природа создала расу рабочих: это китайская раса, с ее чудесной ловкостью рук и почти без всякого чувства собственного достоинства».
>По сравнению с этим советский рабочий выглядел «таинственным иероглифом для европейского ума», а то и чем-нибудь похуже. «Фольксвагену» не автомат Калашникова или Спутник надо было делать, а автомобили по его проекту.
>Начни КПСС реформу подобную китайской, она с нашим народом не справилась бы. Все пошло бы в разнос почти сразу.
>Вот такие соображения.
Китай отличается от Европы, в первую очередь, тем, что в нем христианство никогда не было государственной религией. Как бы ни очерняли христианство отдельные марксисты, все же именно оно посеяло в душе человеческой стремление в горнее, к вершинам духа. То, что человек имеет в себе образ Божий и что он призван быть "причастником божеского естества", то есть богом, вошло в "плоть" духа христианских народов. Христиан, по учению Церкви, Бог "соделал царями и первосвященниками". Социалистическая революция, одним из основных моментов которой является полная замена властной элиты, могла произойти лишь в христианской стране, в которой каждый христианин царь по учению Церкви. По этой причине социализма в Китае никогда не было и быть не могло. Выскажу догадку: именно христианская община Китая дала основной костяк новой властной элиты. Но этого оказалось очень мало. Китайский рабочий в массе своей потому не имеет чувства собственного достоинства, что он не мыслит в себе образа и подобия Божия. Он всего лишь муравей-трудяга, смысл жизни которого - работа.
Еще более безнадежно должно обстоять дело с чувством собственного достоинства у рабочих Японии: эта страна очень поздно познакомилась с христианством и отторгла его. Микроскопическая христианская община Японии не оказывала и не оказывает никакого влияния на японское общество. Ни массовая коммунистическая партия, ни пролетариат с европейской божественной искрой, ни тем более социалистическая революция в Японии в принципе никогда не были возможны. Япония - это огромный муравейник, где вместо муравьев - люди. Как и в муравейнике, материальная сторона жизни на высоте. Не было бы христианской Европы - феодализм в Японии продолжался вечность.