От Scavenger Ответить на сообщение
К Ищущий
Дата 06.11.2004 21:32:42 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Re: Попробуем...

//На ваш вопрос имею сказать следующее. Из предложенных вариантов я не могу ничего выбрать. Я сейчас не принимаю участия в строительстве нового государства вообще и предложенных вариантов в частности. Мне думается, лучше задать вопрос так: «Какое государство мы хотим построить с точки зрения механизма поддержания духовных ценностей народа?». И вдогонку – кто будет этот механизм приводить в движение и поддерживать его всегда в исправном состоянии?//

Если в народе нет духовных ценностей, то механизм нам с вами не поможет. Важен не механизм, а то, что участники считают исходными ценностями, на основании которых можно строить.

//На эти вопросы я отвечу следующим образом. Россия – это государство русского народа. Это надо всегда помнить и никогда не забывать. Как всем хорошо известно, долгое время хранителем русских духовных ценностей была православная церковь. Она была институтом Веры людей. На мой взгляд, историческая и культурная ценность Православия заключается в том, что оно утверждает: «Бог не в Церкви, а внутри нас» и главными людскими добродетелями считает милосердие и справедливость.//

Православную Церковь я рассматриваю как вселенский организм сохранения истины и ее передачи. Она действительно поддерживала ценности в русском народе. Историческая и культурная ценность Церкви в том, что она призвана свидетельствовать в мире о вечной истине и состоит из всех верующих во Христа от века без исключения (кроме уклонившихся от истины и отколовшихся). Бог вообще – везде. Он внутри нас, вовне, в Церкви…Главной добродетелью Православие считает любовь к Богу и ближнему. Милосердие и справедливость – это уже производное от любви. Недаром в Евангелии сказано: «Бог есть Любовь».

//Именно эти добродетели, которые обязательно должны быть в паре, и побуждение ощущать в себе частичку божественного, позволяют спокойно игнорировать положение «русские – рабы», ибо являются источником великой духовной силы нашего народа, - силы, для которой многие времена не существует невозможного, - силы, способной сметать с пути любых врагов, объединять народы, поддерживая их самобытность, строить дома, лечить и учить людей, развивать науку, не иметь терроризма и социально отверженных, иметь искусство и литературу на мировом уровне, воспроизводить элиту, растить детей и чтить память предков. Но стоит только разорвать эту пару (милосердие применять без справедливости и наоборот), попытаться заменить Веру штампами пропаганды и агитации – так сразу русские позволят себя хлестать по щекам во имя милосердия, будут ненавидеть и убивать друг друга во имя справедливости, не будут организовываться для сопротивления внешним агрессорам, занимаясь в это время поисками смысла жизни (а то и искать союза с врагами для своих корыстных интересов) и позволят разбазаривать свои богатства, как не имеющие ценности.//

Это происходит потому, что русские отвергли и то и другое. Милосердие без справедливости – это медвежья услуга, а справедливость без милосердия – это жестокость. Вы это прекрасно выразили. А дело в том, что русский народ поддался огромному обману и этот обман продолжается. Ему предложили поменять любовь к ближнему (солидарность и нестяжательность) на любовь к человеку, общечеловеческим ценностям. А модель человека пересадили из западного опыта.

//Поэтому если русскому народу удастся пережить нынешнюю Смуту, то только с помощью Веры. Веры, которая не определяется церковными храмами и обрядами, научными исследованиями и технико-экономическими обоснованиями, партийными экономическими лозунгами и прочими материалистическими аргументами. Все это нужно будет потом, при нормальных условиях. Благодаря советскому периоду, Вера нашего народа уже давно вышла за рамки церкви, и теперь источник Веры – в каждом из нас.//

Странный тезис. Вера бывает во что-то, она не бывает, не существует без предмета веры. Есть люди, которые прямо говорят, что веры в Бога у них нет. Есть люди у которых нет уже и веры в русский народ, и веры в человеческое достоинство и т.д. Церковь объединяет в себе людей, которые верят во Христа, чтут Св. Писание и Св. Предание.
В русском народе храниться не столько вера, сколько культурные ценности, которые включают в себя и религиозное отношение к миру, Богу и человеку. Но люди-то об этом не знают. Культурное бессознательное не выходит наружу, его дробят и кромсают манипуляторы сознанием, оно затуманено ложью и мифами.

//Задача элиты нашего общества – пробудить в людях дремлющую Веру и поддерживать пробудившуюся теплом своей души. Можно сказать и по-другому. Элитой может быть названа та часть общества, которая сможет выполнить эту задачу. Это, пожалуй, самый сложный, трудный и самый актуальный вопрос для Российского общества, требующий не столько ума, сколько мужества. И еще одно ограничивающее условие – в настоящее время «стрельба по площадям» в этом вопросе не годится, здесь нужна индивидуальная работа с каждым человеком, что обуславливает требование к организации процесса лавинообразным способом.//

Здесь я пожалуй соглашусь. Веру надо пробуждать, но вместе с ней и любовь к Родине, ее истории, народу, культуре. Без любви к Родине не будет никакого духовного возрождения. А то некоторые любят Россию странной любовью – в ее возрождение они не верят, а сказкам манипуляторов – верят.

//Теперь, собственно, по сути. Если нам все-таки удастся выкарабкаться из Смуты, мне хочется думать, что наше государство будет, с точки зрения по отношению к церкви, светским, но!, с ярко выраженными православными духовными ценностями. Эти духовные ценности будут обуславливаться моралью общества, поддерживающей «души прекрасные порывы», и обеспечивающей приоритет духовных ценностей над материальными, благо мы богаты полезными ресурсами и площадями. (Что есть и какой должна быть мораль нашего общества – это отдельно большая тема, выходящая за рамки данного рассуждения, которая сейчас активно обсуждается А.Б. и мной по внутренней переписке с перспективой вовлечения и Ivы, как автора поставленного вопроса. Я надеюсь, что мы решимся по окончании обсуждения выложить текст на форуме).//

Я думаю, что вам с Iva и А.Б. вряд ли удастся прийти к единому мнению. Но попытайтесь. Потом расскажете результат. Видите ли, существуют люди, для которых Православие – это не только система ценностей, но и определенное политическо-социальное мировоззрение. (таковы Дм. Ниткин, Iva, А.Б. Temnik-2, Баювар). Поэтому они отвергают все, что не вмещается в их социально-политическое мировоззрение. Исходным, не проговариваемым пунктом этого мировоззрения являются следующие положения.

1) «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле». То есть в первую очередь человеку свойственно грешить (августиновское “non posse non peccare” – «не может не грешить»). А следовательно на Земле невозможен не только рай, но и сколько-нибудь справедливое общественное устройство. Важной целью с такой точки зрения является минимизация зла в мире до допустимого в обществе уровня (но ни в коем случае не искоренение его -–иначе будет только хуже).
2) С их точки зрения, чтобы знать волю Бога –нам нужно подчиняться Церкви. Это верно. Но мистический и социально-исторический аспект Церкви ими не разделяется совершенно. То есть все, что говорят церковные иерархи скажем, сегодня – принимается почти на веру.. Так Церковь становится равна клиру, а внутренний авторитет – внешнему.
3) К советскому периоду они относятся крайне отрицательно. Важным аргументом является для них атеизм руководителей советского периода. Атеисты с этой точки зрения – не совсем люди (что показывают данные дискуссий), их можно подозревать в чем угодно и в какой угодно форме. Атеизм власти вырастает до таких пределов восприятия, что заслоняет все достижения и преимущества советского строя – этот строй ДОЛЖЕН БЫЛ НЕМИНУЕМО пасть, т.к. он не был угоден Богу.
4) Отличительной чертой мировоззрения также является национализм. Но национализм определенного консервативного типа, то есть самый непоследовательный. Монархизм может здесь соединяться с неолиберальным взглядом на экономику, с культурным западничеством и т.д. То есть Россия не рассматривается в целом как нееевропейская, самобытная цивилизация. Русский народ Iva и А.Б. любят и уважают – остальные народы России на вечном подозрении («инородцы»).

Надеюсь, что я никого не обидел. Напомню, что я высказывал не сами взгляды, а лишь попытался выявить скрытые основы мировоззрения ряда участников форума. Вполне отдаю себе отчет в том, что данные участники могут возмутиться и сказать, что ничего подобного никогда не говорили.

//Исходя из вышеизложенного, общая схема государственного устройства поддержания духовных ценностей, на мой взгляд, должна быть следующей: общество – элита общества, как орган надзора за моралью общества, существующей на основе православных ценностей, - и православная церковь, как хранительница сокровищницы истоков Веры. Не церковь определяет для элиты нормы поведения, а элита периодически обращается к церкви для поверки норм общественной морали. С другой стороны церковь должна быть не закрытым клубом, чтобы общество могло знать, насколько нормы морали, используемые элитой, соответствуют началам Добра и Зла.//

Не все с этим согласятся. Элита безусловно должна быть светской, а Церковь является хранительницей истоком веры. Но многие православные захотят, чтобы Церковь определяла мораль для элиты, а атеисты скажут, что они отрицают саму возможность участия Церкви в общественном надзоре за моралью. Я не против подобной схемы взаимоотношений, но должен сказать, что мы

//Краеугольным камнем здесь возникает вопрос – где место других традиционных религий российского общества? Мне думается, что при такой конструкции у них есть возможность найти нишу у своих народов – собственно где они сейчас и находятся. Единственное условие – что моралью государственного уровня должна быть однозначно мораль русского народа.//

Тем более, что мораль русского народа практически ничем не отличается от морали исламских народов. Буддисты же терпимы к любой общественной морали (лишь бы она отсекала плотские соблазны) , т.к. их целью является индивидуальное освобождение от мира и уход в нирвану.

С уважением, Александр