>Быть может, даже не часть, а бОльшая часть. Вопрос: а можно ли было привести "формальное" в соответствие с фактическим?
наше государство (СССР) с рождения было склонно к дешевой демагогии и раздаче обесчаний, которые изначально не собирались выполнять ( по крайней мере продолжительное время). Поэтому была склонность к принятию декларативных актов и документов - Конституция 1937, 1977 ( эта уже ближе к жизни), Деклалрация о Правах человека 1947, Хельсинки 1977 и т.д. Принималось это все больше для внешнего употребления.
Пока народ ходил по струнке и понимал ( или соглашался понимать) эфимерность этих прав - все было нормально, а вот потом...
>Отлично. Так почему же номенклатура в конце концов отказалась от ряда таких запретов? Почему "свободный выезд за рубеж" мешал партчиновнику 1950-1980-х гг. и перестал мешать его сыну (или даже ему самому) в 1990-2000-е гг.?
Так приоритеты изменились. Номенклатурщику 50-х счет в Швецарском банке был не нужен, а вот номенклатурщику 70-х уже хотелось.
>В какой мере (и КАКИЕ) запреты сверху были обусловлены "мнением народным", пусть и молчаливо - как почти всегда - выраженным? Тем более что люди часто говорят одно (чтобы выглядеть "приличным" в чьих-то глазах), а жаждут иного.
В разную эпоху по разному. СССР-50х,-70-х сильно разные.