От Дмитрий Кропотов Ответить на сообщение
К Дмитрий Кропотов Ответить по почте
Дата 20.09.2004 12:19:26 Найти в дереве
Рубрики История; Версия для печати

О сути термина "первобытный коммунизм"

Привет!

Наш исследователь Мигель, критикуя позицию Ю.Семенова и тезис о существовании первобытного коммунизма идет по уже накатанной дорожке, на его аргументы дается ответ в статье, которую он прочитал:

"У него [этнолог Лоуи] мы обнаруживаем и еще один подход к проблеме первобытного коммунизма. Он создал для себя представление о том, каким должен быть этот коммунизм. В частности, коммунизм, по его убеждению, должен исключать какие бы то ни было личные права на вещи, какие бы то ви бьито личные мотивы деятельности ". Сопоставляя реальные общества с созданным им идеалом, Лоуи отказывает им в праве именоваться коммунистическими на том основании, что они не полностью согласуются с ним.
И все-таки в конце концов он вынужден признать, что по крайней мере общества некоторых «примитивных» народов являются коммунистическими. В частности, это относится к народам Арктики. Он даже говорит об «арктическом коммунизме» и указывает как на одну из его черт на «альтруистический дележ пищевых запасов» '8.
...
Самая последняя по времени попытка поставить под сомнение концепцию первобытного коммунизма была предпринята Э. Сервисом. Его позиция крайне противоречива. Он безусловно признает, что социальная экономика «примитив¬ных» народов является полной противоположностью капиталистической, в силу чего ее иногда характеризуют как коммунизм или первобытный коммунизм. Как отмечает он, слово «коммунизм» имеет несколько значений, но все они включают идею общественной, коммунальной или государственной собственности, по крайней мере, на важнейшие ресурсы и средства производства24.
"

Таким образом, фантазии Мигеля по поводу того, что именно он понимает под первобытным коммунизмом могут быть интересны только ему самому. Напомню, что Маркс практически ничего про первобытный коммунизм не писал, поэтому распространять лозунг "от каждого по способностям, каждому по потребностям", описывающий коммунистической общество будущего на первобытный коммунизм нельзя.
Первобытный коммунизм возник вовсе не из этических принципов, каковые будут главным содержанием коммунизма будущего.
А первобытные общины, безусловно, характеризовались
а)общей собственностью на средства производства
б)общей собственностью на продукты труда (предметы потребления)
в)роль регулирующего фактора в распределительных отношениях между людьми выполняла мораль

Именно эти составляющие первобытного общественно экономического строя позволяют его называть не коммунизмом вообще, а именно первобытным коммунизмом.


Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru