От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 25.07.2004 17:32:46 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Н. И. Путилов во главе завода. Расцвет предприятия. Невыплаты зарплаты и столкновения с рабочими. Смерть Н. И. Путилова (+)

(Г. Зуев. Нарвская застава. М.: 2004. Стр. 250)
(продолжение)


В 1842 году завод передали в безвозмездное пользование Обществу владельцев горных заводов (фактически - промышленнику Мальцеву). Три
года это Общество катало на заводе рельсы для Николаевской железной дороги. Но предприятие оказалось малорентабельным: опыт прокатки
железнодорожных рельсов в России отсутствовал и производимая продукция имела весьма низкое качество была хрупкой и плохого профиля.
В 1845 году завод вновь остановился. Некоторые его постройки пришли в полную негодность, печи разрушились, мастерские остались без
хозяина, и предприятие вновь перешло в казну.
Завод за Нарвской заставой бездействовал, пока его не арендовал летом 1848 года генерал-адъютант Н. А. Огарев. Интересные данные о
деятельности завода Огарева имеются в книге П. Н. Столиянского <Петергофская першпектива>: <При Огареве завод состоял из трех
частей: на первой, прилегающей к Петергофской дороге, находилась дача с садами и службами владельца и домом управляющего завода, на
второй части - здание самого завода, часовня, помещение для мастерских и рабочих, на третьей - ручная кузница на сорок горнов, бани,
прачечная, склад материалов. С разливами устья Невы завод соединился рекою Емелъяновкою с прямым каналом, прорытым в 1849 году от
самого завода до фарватера одного из рукавов Невы, проходящего между островами Гутуевским и Вольным. Четыре механические мастерские
помещались в каменном двухэтажном корпусе и одна в деревянном. Литейная расположена посредине завода в восьмиугольном каменном
корпусе, в три света... число рабочих... колебалось от 500 до 750... в 1860 г. от 900 до 1800>.
Н. А. Огареву удалось вновь запустить мастерские старого предприятия (при нем оно называлось Механическим, железопрокатным,
железоковальным и литейным заводом). Здесь изготовляли детали мостов для железных дорог, лафеты к орудям, станки, небольшие суда и
рельсы. На одной из промышленных выставок продукция предприятия была да-же отмечена специальной премией. В те годы на заводе Огарева
трудились не только крепостные, но и вольнонаемные мастеровые. Однако через несколько лет дела самоуверенного, но недостаточно
технически грамотного хозяина завода постепенно пришли в упадок. Огарев был вынужден заложить предприятие в Государственном заемном
банке, а затем и вовсе закрыть завод. Он продал его за бесценок фирме Дей и К, но и эта фирма довольно быстро обанкротилась. Работы
на предприятии вновь приостановились. Завод снова остался без хозяина и опять был возвращен казне.
Новую страницу в историю предприятия вписал выдающийся российский предприниматель и инженер Николай Иванович Путилов. В 1868 году он
выкупил в долг у казны хиреющее производство и быстро вывел его на передовые позиции в отечественной экономике, успешно обойдя
иностранных конкурентов. Велики заслуги этого талантливого предпринимателя в развитии завода. Многие тогда предрекали, что он, так
же как и его предшественники, не добьется успеха и непременно разорится. Однако все получилось наоборот. Н. И. Путилов оказался
превосходным организатором производства и неутомимым работником, трудившимся по 15 часов в сутки. Он любил повторять, что в
государственном, как и в частном деле разоряются не столько от капитальных расходов, сколько от повседневных мелочных издержек,
скаредности в делах.
О промышленнике Путилове заговорили совсем недавно. В печати появилось несколько статей о его бурной и полезной деятельности на
благо Отечества. Жизнь этого замечательного человека оказалась удивительно разносторонней. Чрезвычайно много он сделал для развития
отечественной промышленности и машиностроения.
В истории России Путиловский завод занимает одно из самых достойных мест. В числе гигантов отечественной индустрии предприятие и
сейчас является символом ее промышленной мощи. Путиловский, а значительно позже Кировский завод многие годы являлся ведущим
оборонным предприятием страны. Как центр оборонного производства и передовой конструкторской мысли он всегда имел высокую репутацию
и известность не только в России, но и за рубежом. За те 11 лет, когда Путилов руководил заводом, российские железные дороги
получили около 14 000 000 пудов рельсов, в стране появились отечественные паровозы и вагоны, корабли императорского военного флота
оснастили путиловскои броней. К началу XX века Путиловский завод превратился в настоящего промышленного гиганта, растянувшегося на
две версты, со своими церквями, школами, больницей и многочисленными мастерскими.

---------
Николай Иванович Путилов. Фото 1875 г.
---------

Увлеченный идеей возрождения отечественной промышленности, Николай Иванович Путилов был в прошлом морским офицером. В 1840 году он
окончил курс офицерских классов Морского кадетского корпуса. Во время обучения гардемарин обратил на себя внимание преподавателей
своими выдающимися математическими способностями. В журнале <Маяк> была опубликована первая научная статья Николая Ивановича об
ошибке, сделанной знаменитым французским геометром Августином Коши в его курсе интегрального исчисления. Статья мичмана Путилова
заинтересовала академика М. В. Остроградского, пригласившего талантливого молодого человека в качестве помощника в группу по
исследованию вопросов внешней баллистики. Капитальный труд академика М. В. Остроградского и Н. И. Путилова, выполненный по поручению
артиллерийского департамента и военного ведомства, был опубликован в <Записках Императорской Академии наук>.
После окончания офицерских курсов лейтенанта Путилова оставили при Морском корпусе для преподавания астрономии и навигации в
гардемаринских классах. Он также читал курс лекций по математике для поступающих в высшие учебные заведения.
Состояние здоровья вынудило Н. И. Путилова на время оставить Петербург и переехать на юг, где он занял должность заведующего
строительной частью Южного военного округа. Здесь он в деталях изучил строительное дело и принял активное участие в разработке и
осуществлении всех крупных строительных объектов военного округа.
По возвращении в 1848 году в Петербург Николай Иванович назначается чиновником особых поручений при директоре кораблестроительного
департамента. Эта работа дала ему возможность ознакомиться с практикой кораблестроения, пригодившейся впоследствии на заводе.
Во время Крымской войны соединенные военно-морские силы Англии и Франции в 1854 году блокировали Кронштадт. В июне того же года
отряд кораблей из состава англо-французской эскадры адмирала Д. Дондаса предпринял попытку атаки на Санкт-Петербург с моря.
К счастью для россиян, вражеские корабли зашли на минное заграждение, выставленное южнее острова Котлин. Три корабля подорвались на
русских минах, причем флагманский фрегат дважды. Таинственные удары из-под воды вынудили союзников отказаться от плана
захвата столицы России и срочно увести свою объединенную эскадру в Ревель, а затем и покинуть Финский залив.
В этот критический для России период войны на плечи Н. И. Путилова легла огромная тяжесть и ответственность. По высочайшему
повелению он был назначен уполномоченным великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича по сооружению в Петербурге флотилии
канонерских лодок и корветов. В течение первых четырех месяцев (с января по май) под руководством Путилова построили тридцать две
канонерские лодки с тремя орудиями, а в последующие восемь месяцев - еще тридцать пять таких же военных судов и четырнадцать
корветов, а также три плавучих дока и одну ремонтную мастерскую для Кронштадта.
Одновременно с этой напряженной работой Путилову пришлось оказывать помощь адмиралу Е. В. Путятину в постройке четырнадцати плавучих
батарей, а флигель-адъютанту А. А. Попову (впоследствии адмиралу) - в строительстве на судоремонтном Рижском заводе шести
канонерских лодок. Тогда же с особого высочайшего разрешения Путилов подготовил и издал 37 томов <Сборника известий о войне
1853-1855 годов>.
По окончании Крымской войны Николай Иванович посвятил себя работе по развитию металлургической промышленности на севере России. Ему
впервые удалось организовать в Финляндии производство котельного железа, выплавляемого из озерных руд. Попытка увенчалась успехом,
это железо представляло особую важность для строительства отечественного торгового флота. По оценке Адмиралтейства, металл,
полученный Путиловым, по качеству намного превышал английское котельное железо, закупаемое тогда Россией в Великобритании для нужд
судостроительной промышленности. Выстроенные Путиловым в Финляндии сталелитейные предприятия позволили уже к 1880 году производить
там более 2 000 000 пудов котельного железа для Адмиралтейства и механических заводов.
В товариществе с полковником П. М. Обуховым, знаменитым русским металлургом, Н. И. Путилов построил в России сталепушечный
Обуховский завод (впоследствии <Большевик>) и вывел русское производство из нежелательной и унизительной зависимости от концерна
Крупна.
Велика роль Николая Ивановича в том, что производство стальных пушек для флота по способу полковника П. М. Обухова сконцентрировали
в Петербурге. Представители Горного департамента, основываясь на историческом опыте и на экономической целесообразности иметь завод
на Урале, настаивали на Князь-Михайловской фабрике в Златоусте, имевшей к тому же опыт сталепушечного производства. Однако Путилов
категорически возражал, считая более целесообразным возведение такого завода рядом с Петербургом, откуда тяжелые пушки будут быстро
доставляться на корабли, артиллерийские форты Балтийского побережья и в Кронштадт. В этом споре Н. И. Путилова поддержали
Морское ведомство и авторитетный металлург П. М. Обухов. Победа была одержана - вблизи столицы заработал большой сталелитейный завод
для изготовления пушек по оригинальному способу полковника корпуса горных инженеров П. М. Обухова.
В 1863 году на флотах европейских стран стали применять чугунные закаленные снаряды Магдебургского завода Грюзона. Морское
министерство, обремененное необходимостью заказывать подобные снаряды за границей, решило наладить их выпуск в России. И вновь Н. И.
Путилов, проведя ряд опытов на Самсониевском заводе и в кузнице завода герцога Лейхтенбергского, организовал производство таких
снарядов из быстроохлажденного чугуна по своему собственному оригинальному способу, чем избавил русскую артиллерию от необходимости
заказывать подобные снаряды у зарубежных фирм Грюзона, Круппа и Бергера.
Проведенные испытания на стрельбище Волкова поля убедительно показали - восьмидюймовые снаряды Путилова из пудлинговой стали намного
превосходят зарубежные по прочности и пробиваемости.
Николай Иванович изобрел также способ отливки стальных снарядов с готовой пустотой, что позволило ликвидировать операции обточки и
высверливания пустот. Он также нашел оригинальный способ сращивания чугуна со сталью и разработал универсальный прием штамповки
круглых артиллерийских снарядов.
Морской офицер и кораблестроитель, талантливый математик, металлург и изобретатель, Путилов был полон грандиозными для той эпохи
проектами, побеждал, создавал, отчаивался и решал важные государственные задачи оборонного значения. Некоторым тогда казалось, что
он разбрасывается. Его неуемная энергия поражала, восхищала, а иных смущала. Необычный человек, не просто рядовой купец-заводчик, а
высокообразованный, высокопрофессиональный специалист, одержимый идеей развития отечественной промышленности, Путилов являлся одним
из ведущих промышленных деятелей России по масштабности и целям своей деятельности.
В одной из речей Николай Иванович как-то заметил: <Если в России мало заводов, если русские капиталы лениво идут на заводы, то, тем
не менее, сила обстоятельств заставит Россию строить заводы, потому что... недостанет в государстве денег на покупку за границею
всего необходимого для страны>.
Завод, приобретенный Н. И. Путиловым за Нарвской заставой, находился в крайне запущенном и жалком состоянии: устарелое оборудование,
мелкосерийное и неспециализированное производство.
Предприятие было куплено 12 января 1868 года, а уже 30 января на нем началась прокатка рельсов. Момент пуска предприятия выбрали
довольно удачно. В конце 1867 года Николаевская железная дорога неожиданно осталась без рельсов: бельгийские и английские рельсы
износились ранее положенного срока, запас отсутствовал, навигация уже закрыта и привезти новую партию из-за границы оказалось
практически невозможно. Путилов вовремя предложил Министерству путей сообщения изготовить в кратчайший срок необходимое количество
первосортных рельсов. Гарантируя высокое качество продукции, он заявил, что будет катать не железные, легко прогибающиеся рельсы и
не стальные - хрупкие, а по разработанному им оригинальному методу - железные со стальной головкой. Причем заявление нового хозяина
Путиловского завода о гарантии высокого качества продукции не было декларативным. В доказательство своих слов Путилов предоставил
компетентным чиновникам министерства официальное заключение технических экспертов о блестящих результатах проверки на прочность
рельсов, изготовленных по его способу.
Договор на поставку рельсов Министерству путей сообщения был заключен, и Путиловский завод начал производить до 4000 пудов рельсовой
продукции в сутки, а затем - до 5000. <Особенно замечательно то обстоятельство, - отмечала пресса того времени, - что в самом заводе
нет иностранцев, а главным материалом служат отожженные английские рельсы, сделанные из металла вполне дурного качества. Из этого
дурного иностранного материала русскими инженерами и русскими рабочими с прибавлением пудлинговой стали выделываются на заводе
рельсы высокого качества, как доказали испытания, бывшие 3 февраля 1868 года>.
Выпуск каждого миллиона пудов рельсов сопровождался на Путиловском заводе торжественным праздником. Приглашения на него обычно
рассылались лицам, причастным к деятельности предприятия, в том числе и рабочим: <Владетель рельсового и механического завода Н.
Путилов за себя и по поручению мастеровых имеет честь покорнейше просить удостоить завод посещением для осмотра работ на полном
ходу, при прокатке миллионного пуда рельсов, затем откушать заводского хлеба-соли и посмотреть праздник мастеровых по случаю
окончания прокатки очередного миллиона пудов>.
Приглашенным Николай Иванович Путилов с гордостью демонстрировал качество своей продукции. В одной из мастерских монтировали
специальное сооружение. <Давай рельс с нашего завода!> - командовал Путилов. На рельс обрушивалась стальная многопудовая баба -
рельс не ломался. <Теперь давай англичанина!> приказывал Николай Иванович. Мощный удар - и <заморский> рельс разбивался вдребезги.
Почетными гостями на празднике бывали и старые, наиболее опытные мастеровые, работавшие еще на Огаревском заводе. На праздник они
всегда надевали подаренные хозяином черные суконные кафтаны с золотым позументом, расчесывали седые бороды и шли поздравлять Николая
Ивановича <с миллионным днем>. Затем пили вино из хозяйских бочек, а вечером обычно с факелами в руках катались на санях с ледяных
гор, веселя хозяина и других почтенных гостей. Ночью к заводу пригонялись из города наемные тройки. В первую тройку усаживался сам
Путилов, а в остальные набивались мастеровые, еще способные держаться на ногах и усидеть в санях. Тройки бешено проносились по
Петергофской дороге. Мастеровые провожали хозяина до города. Все население Нарвскои заставы выходило смотреть на проносившиеся лихие
тройки. Перекрывая звон сотен бубенцов, мастеровые весело кричали: <Берегись, Путилов едет!>
Николай Иванович сутками находился на заводе, лично руководил перестройкой предприятия, вводя новые эффективные усовершенствования в
производственный процесс, заботясь об отборе квалифицированных мастеровых и опытных техников. Он часто беседовал с рабочими и всегда
прислушивался к их советам и предложениям. На предприятии возводились новые цеха и производственные мастерские по проекту,
разработанному самим Путиловым: основой мастерской служил металлический каркас из огромных рельсовых дуг, установленных на цементные
фундаменты; каркас обшивался досками и покрывался толем. В то время этот тип путиловских производственных мастерских считался в
России образцом заводской постройки.

=======
Путиловский завод. Фото 1870 г.
=======

В 1869 году на Путиловском заводе работало уже около двух тысяч человек. Условия труда на предприятии оставались крайне тяжелыми,
особенно в прокатной мастерской. Прокатчики буквально задыхались от невыносимой жары и зимой по нескольку раз в день выскакивали на
занесенный снегом заводской двор, бросались грудью в сугроб и, вывалявшись в снегу, бежали обратно в цех. В прокатную допускались
лишь особо сильные люди, способные одной рукой поднимать пятипудовую гирю, но и они долго не выдерживали. Как правило, после
прокатки миллиона пудов рельсов большинство рабочих или переводились на другие участки завода, или по состоянию здоровья бросали
работу и возвращались в деревню.
В своих выступлениях Н. И. Путилов отдавал должное таланту, смекалке и трудолюбию русских рабочих. Он неоднократно публично
признавался в том, что без умения и сноровки рабочих никакого успеха в производстве ему добиться бы не удалось.
13 июня 1870 года на заводе с особым размахом праздновалось окончание прокатки 4 000 000 пудов рельсов. Праздник совпал по времени с
промышленной выставкой в Петербурге и первым Всероссийским съездом фабрикантов и заводчиков. Большинство приглашенных на заводской
праздник гостей являлись участниками съезда и посетителями выставки, где Путилов обратил на себя всеобщее внимание, представив в
качестве экспонатов рельсы такого размера, что для них пришлось пробивать крышу выставочного зала. Рельсы располагались
лучеобразно - они символизировали зарю освобождения русской промышленности от иностранной зависимости.
На обеде с бокалом в руке поднялся хозяин завода. Неожиданно для всех он посвятил свою речь рабочим, хотя обращался к сановникам и
фабрикантам. <Милостивые государи! - торжественно начал он. - Я прошу позволения продиктовать во всеуслышанье одну страницу будущему
историку развития русской промышленности о четырех фактах, бывших на моей практике, в доказательство изумительной способности
русского народа к заводскому делу. Факты эти до такой степени поразительны необычностью своею, что о них можно говорить лишь при
тысяче свидетелей из самих же рабочих. Иначе невольно может явиться сомнение в достоверности фактов...>
Путилов рассказал, как строил суда во время Крымской войны и как привезенные из Ржева безработные прядильщики за три месяца
соорудили 32 паровые канонерки, а затем работали на них машинистами.

<Милостивые государи! Разве факт этот не доказывает способность русского народа к заводскому делу и разве не следует его внести на
страницу истории русских заводов?
Кликнули клич по губерниям - ехать свободному народу по железным дорогам и на почтовых. Через несколько дней приехало до тысячи
пятисот человек; сделали расписание: кому быть вальцовщиком, кому пудлинговщиком, кому сварщиком, кому идти к молоту, кому к прессу,
кому к ножницам. Через 18 дней началась прокатка рельсов по пять тысяч пудов в сутки. Когда прогревали подземные трубы, из-под полу
повалил клубами пар оттаивающей земли и в расстоянии сажени не видно было ни человека, ни машин. В этом хаосе, понятном для каждого
при открытии вновь работ в заводе, молодцы новички, помолясь Богу, дружно принялись за работу рельсов, и притом с новинкою - со
стальной головкою. Сидящие здесь тысячи народа подтвердят мои слова. Милостивые государи! Доказывает ли факт этот способность
русского народа к заводскому делу и заслуживает ли быть занесенным на страницу истории развития русских заводов?
Третий факт. В 1869 году повелено было экстренно открыть на шести петербургских заводах переделку машинистами и машинными слесарями
10 тысяч ружей, заряжающихся с казенной части. На шесть заводов дан был один образец: ни одного лекала, ни одного чертежа. Через два
месяца началась уже приемка переделанных ружей...
Четвертый факт. Когда начата была постройка этой кузницы на тысячу человек, невольно задавали вопрос: откуда взять кузнецов? Ответ
был: с улиц, с деревень, свободных людей. И действительно, между молодцами, которых вы видели сегодня на работе в этой кузнице,
может быть 10 или 20 старых кузнецов. Остальные - новички из чернорабочих. Вы видели, как они куют буфера, стяжные винты и прочее.
Правду слов моих засвидетельствуют тысячи народа, сидящего вокруг нас...>

Путилов создал свою, строго разработанную систему отношений с рабочими. Обстановка патриархальности, создаваемая на заводе,
сочеталась с довольно неприкрытой жестокой эксплуатацией этого <изумительного трудолюбивого русского рабочего> и крайне
неблагоприятными условиями его труда и жизни. Тем не менее сам Путилов держался с рабочими просто, здоровался с мастеровыми за руку,
называя их по имени-отчеству, расспрашивал о домашних делах. Нередки случаи, когда Путилов помогал рабочим деньгами, если у
кого-либо из них в деревне пала лошадь или околела корова. Он умел ценить талант рабочего, индивидуально повышал таким мастеровым
заработную плату и продвигал их по службе.
Одним из первых в России Н. И. Путилов ввел производство сложных машин. Когда возникла потребность в квалифицированных кадрах, он
научил мастеровых разбирать чертежи и в 1876 году открыл при заводе школу и вечерние классы для взрослых. В заводской школе
мастеровым преподавали черчение, геометрию, основы технологии - так на заводе готовили своих опытных мастеров.
Н. И. Путилов руководил заводом 11 лет, за это время российские железные дороги получили около 14 000 000 пудов рельсов самого
высокого качества. Рельсовая специализация долгое время оставалась основой Путиловского завода. До 1875 года доля этого предприятия
в производстве рельсов в России составляла 50%. Но в производственных планах знаменитого предприятия значились заказы и по
выполнению военной продукции. Для Обуховского завода на Путиловском изготовлялась высококачественная пудлинговая сталь, для
судостроения - корабельная броневая сталь, для Морского ведомства - бронебойные и фугасные небронебойные снаряды больших калибров
для крепостной артиллерии Балтийского побережья. Планы Путилова открыть на заводе паровозостроение, к его досаде, не были выполнены
и окончились для него значительными убытками. Не удалось завершить строительство механической мастерской из-за недостаточности
отпущенных казной средств для постройки паровозов. Начатое строительство приостановили, оборудование не смонтировали, и три года
недостроенная, без крыши, мастерская не находила применения, пока в ней не разместили вагонную мастерскую с расчетными планами
выпуска 100 вагонов в год. В 1874 году Путилов получил первый казенный заказ на сумму 3 800 000 рублей для изготовления трех тысяч
товарных вагонов. В том же году завод получил от Управления железных дорог дополнительный заказ на общую сумму в 10 500 000 рублей
для поставки 4 000 000 пудов рельсов из мартеновской стали. Металлургическое и особенно стальное производство на Путиловском заводе
было основным и из года в год расширялось. Предприятие превращалось в огромный завод, растянувшийся своими цехами и мастерскими
более чем на 2 версты.
Расширение и развитие предприятия требовало упорядочить и ускорить вывоз готовой продукции. Путиловский завод к этому времени уже
имел собственную железнодорожную ветку, но Николай Иванович мечтал использовать и морские пути - рядом находился Финский залив.
Мелководная Маркизова лужа не позволяла петербургскому порту обслуживать крупные суда: им приходилось загружаться в Кронштадте, куда
товары перевозились на лихтерах. В те времена главный морской порт столицы находился в Кронштадте. Провоз товаров от Лондона до
Кронштадта обходился дешевле, чем от Кронштадта до Петербурга. Перегрузка на пристанях отнимала много времени и значительно
увеличивала стоимость товаров. Путилов мечтал уничтожить все препятствия, мешающие прямым потокам грузов двигаться из России за
границу, а оттуда в Россию через Петербург.
На свой страх и риск, не дождавшись правительственных гарантий, без которых такое грандиозное предприятие поднять невозможно, Н. И.
Путилов в 1874 году берется в одиночку построить уникальное гидротехническое сооружение - подводный Морской канал длиной 32
километра. Проект канала разработал сам Николай Иванович, а строительство осуществлялось под руководством специалистов
Адмиралтейского управления С. П. Максимовича, М. Л. Фуфаевского и Н. А. Барейна. Между тем уже в ходе строительства Морского канала
правительство неожиданно отказалось взять на свой счет постройку порта. Крупные финансисты И предприниматели, к которым Путилов
обратился за помощью, отказались участвовать в совместном проекте и предпочли равнодушно наблюдать со стороны, как разоряется до
этого удачливый предприниматель. Владельцы невских пристаней - им новый порт грозил разорением - повели против Путилова активную
борьбу и достигли в этом немалого успеха.
Николай Иванович, всегда работавший независимо от заграничных фирм, теперь вынужден был поправить свои финансовые дела путем
создания в 1873 году Акционерного общества Путиловских заводов. Главным учредителем стал Немецко-Рус-ский торговый и промышленный
банк в Берлине, согласно уставу он вводил в правление акционерного общества двух своих представителей и одновременно принимал на
себя заботы по погашению долгов Путилова: денежных - 1 800 000 рублей, по ипотеке (залогу недвижимого имущества) - 180 500 рублей и
долгов, лежащих на имуществе Путилова, - свыше 2 000 000 рублей.
Однако и это не помогло директору завода. В связи с европейским кризисом немецкий банк не выполнил своих обязательств, и Путилов с
каждым годом все больше запутывался в долгах. Попытался было найти выход в производстве паровозов, но, взяв аванс, истратил эти
деньги на прокладку канала. Он катастрофически терял доверие в промышленных кругах, начиная приобретать среди старых друзей славу
авантюриста и неудачника. На строительстве Морского канала Н. И. Путилов совершенно разорился. Это было последнее и самое громкое
его <дело>. Естественно, неудача хозяина отразилась на судьбе Путиловского завода, его финансовая стабильность и благополучие были
окончательно подорваны.
Путилов начал задерживать выдачу рабочим зарплаты. Начались массовые увольнения мастеровых. С тех пор как дела его пошли хуже,
Николай Иванович стал не так часто бывать на заводе. Он теперь редко вступал в разговоры с рабочими, а если и делал это, то просил
подождать с получкой. Первый раз, когда у него не хватило денег для выплаты зарплаты, он вышел озабоченный к мастеровым,
поздоровался с ними и сухо сказал: <Я к вам за помощью. Денег у меня нет, в делах задержка... Кризис, везде трудно сейчас с
деньгами... Могу выдать вам сегодня только половинную долю...>
Он испытующе посмотрел на рабочих. В ответ послышались вздохи, лица помрачнели, но никто не осмелился громко выразить недовольство.
<Вы получите половину, - повторил Путилов, - а на остальную сумму я вам выдам расписки... Тяжелое время скоро кончится. Тогда
приходите в контору и получайте сполна>.
Однако следующая получка пришла с большим опозданием. В этот раз Путилов не только не принял к оплате старых расписок, но выдал еще
и новые, заплатив рабочим деньгами только четвертую часть заработка. При этом он вынужден был заявить рабочим: <Хотите работать в
долг - работайте. Не хотите - я вынужден буду закрыть завод>.
И на этот раз рабочие согласились трудиться в долг - идти было некуда. На всех предприятиях Нарвской заставы происходило тогда то же
самое. Хозяева заводов и фабрик задерживали заработки, увольняли сотни людей, снижали расценки. В стране свирепствовал жестокий
промышленный кризис. Теперь Путилов выдавал восьмую долю заработанных денег, иногда совсем не платил. На руках у мастеровых
скопились пачки долговых расписок хозяина завода. Среди народа прошел слух, что некоторые купцы и кабатчики принимают расписки и
дают за них продукты. Рабочие Путиловского завода валом повалили в лавки и кабаки Нарвской заставы. Расписки действительно
принимались, но со скидкой - за пятирублевую расписку торговец отпускал товара на четыре с полтиной, а то и на четыре рубля.
Приходилось соглашаться - бумажками семью не прокормишь.
В <Истории Путиловского завода> рассказывается о таком факте: <26 июня 1876 года путиловские мастеровые снова собрались у конторы
для получения заработка. Все волновались: выдаст сегодня долгожданную зарплату заводчик или нет? Многие обнищали, проели отложенные
на крайнюю нужду рубли и полтинники. Время гило, а долгожданных кассиров не было. Вот наконец вышел на крыльцо управляющий заводом и
объявил, что сегодня получки не будет. Точно улей, зашумела, заволновалась толпа, раздались угрозы и ругательства. Рабочим негде
было жить: лавочники уже не принимали выданных Путиловым расписок, требовали денег, домовладельцы выгоняли людей на улицу.
Многие пали духом, а высокий человек в лаптях и холщовой рубахе выбежал вперед и, бросив с силой на землю помятый картуз, лег
поперек входа в контору. Служащие бросились его поднимать, но тот сопротивлялся, выкрикивая: "Подохну здесь! Мне жрать нечего!">
Путиловцы волновались. Дружнее и дружнее поднимались на борьбу против хозяина завода. Путилов почувствовал, что еще немного, и дело
может дойти до ломиков. Он сам был виноват в этом. Всего несколько дней назад крупные суммы денег были вновь брошены на реализацию
его заветной мечты - строительство Морского канала и порта.
Он молча вглядывался в возбужденные, взволнованные лица рабочих, о которых так часто говорил в своих речах и публичных выступлениях.
Только однажды видел он их такими - ровно пять лет тому назад, летом 1871 года. Тогда на заводе произошла настоящая забастовка в
ответ на увеличение продолжительности рабочего дня - с одиннадцати с половиной до двенадцати с половиной часов. В первый же день
работы по-новому мастеровые ушли с завода, проработав ровно одиннадцать с половиной часов, а на второй день, увидев ворота
запертыми, сломали их. Тогда администрация предпочла уступить. Завод заработал по-старому.
Теперь же, подождав, пока шум стих, Путилов сказал, что его обманула казна, не уплатив в срок денег, но на днях он выдаст заработок
полностью. Кто-то из толпы перебил его: <Соловья баснями не кормят! Нам деньги сейчас подавай!> Путилов запнулся. Продолжать ему не
дали. Голоса сливались в грозный шум. Поднялись кулаки. Николай Иванович понял: бушующей толпе надо уступить. В кассе хранились
деньги для уплаты поставщикам кирпича. Не уплатить им завтра - значит лишиться в дальнейшем кредита. А не уплатить рабочим? Взглянув
на них, Путилов перестал колебаться: <Деньги будут сегодня> - тихо сказал он.
В конторе бухгалтер пытался доказать хозяину безрассудность подобного решения. Путилов дрожащей рукой вытирал платком пот с лысины:
<Ничего, подождут. Поставщики, по крайней мере, ломиков на меня не поднимут>.

=======
Морской канал. Фото 1913 г.
=======

Начиная с 1877 года деятельность Общества Путиловских заводов была поставлена под особый контроль Государственного банка, как
главного кредитора завода. По сути, с этого периода завод вернулся в казну, в состав его правления вошли представители Госбанка, а
распорядителем стал директор Горного института, основатель Пермского пушечного завода, горный инженер-металлург Н. В. Воронцов,
руководивший Путиловским заводом 6 лет (с 1877 по 1883 год). В этот период специализация Путиловского завода и объемы его
производств напрямую зависели от интересов казенных ведомств. Металлургическая отрасль претерпела капитальную реконструкцию,
направленную на удешевление основного изделия предприятия - рельсов. Мощности завода расширялись: завершилось начатое при Н. И.
Путилове строительство мартеновских печей, совершенствовалось бессемеровское производство. В 1877 году на заводе установили мощный
обжимной стан и увеличили в два раза годовую прокатку рельсов.
Н. И. Путилов умер 18 апреля 1880 года, так и не увидев осуществления своей главной мечты - окончания строительства Морского канала.
Сооружение канала обошлось в 15 000 000 рублей. В ходе работ со дна залива вынули 7 255 000 кубических метров земли и 1 400 000
кубометров - из водоема Гутуевского бассейна. Первая очередь Морского канала была готова в июле 1882 года, а к весне 1885 года
строительство завершилось полностью. 15 мая его торжественно открыли. В тот же день не менее торжественно открыли гранитную стелу,
посвященную этому знаменательному событию. Монумент, изготовленный по проекту архитектора В. В. Николя, установили на искусственной
косе, откуда его хорошо видели с кораблей, шедших к торговому порту на Гутуевском острове. Во время Великой Отечественной войны
памятник разобрали.
После открытия Морского канала суда могли свободно проходить от острова Котлин до устья реки Екатерингофки, где на Гутуевском и
Вольном островах развернулось строительство нового торгового порта, а на Гладком острове - Лесного порта. С вводом в строй Морского
канала Петербург возвратил себе статус морских ворот России. Официально новый торговый порт принадлежал казне, однако частные
предприниматели быстро захватили в свои руки гавани, склады, конторы и даже средства переправы внутри порта.

(продолжение следует...)