От Георгий Ответить на сообщение
К Сергей Вадов Ответить по почте
Дата 31.07.2004 19:07:24 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Версия для печати

Вопрос сложный.

> Как же быть? Видимо, нужно при споре исходить из следующего:
>
> 1) Тот, с кем Вы спорите - не враг. Он тоже хочет, чтобы стало лучше - хоть, возможно, и заблуждается в отношении методов, коими
можно этого добиться, в отношении истории и т.д.


> 2) Читать Ваш текст будут не только сторонники, но и люди с противоположным стереотипом, и не имеющие стереотипа. Нужно иметь их в
виду. Нужно подумать - вот покажет не имеющий стереотипа этот текст кому-нибудь, у кого противоположный стереотип - какой аргумент
тот выдвинет? Этот аргумент часто виден, стоит заранее иметь его в виду - и как-то отреагировать. Но не замалчивать - ибо читатель с
противоположным стереотипом все равно о нем подумает, а нейтральный - все равно спросит кого-нибудь, и услышит.
>


Вопрос сложный. "Стало лучше" - это чрезвычайно неопределенная вещь. Кому лучше и за счет кого?
В нашем обществе чрезвычайно велик разброс мнений по данному вопросу.
Ныне, скажем, то, что можно условно назвать "жестокостью" и "кровожадностью" Сталина и вообще того времени, не скрывается, не
замазывается, как прежде, в "застойном" (а отчасти и хрущевском) СССР - а напротив, выпячивается. Если раньше действия СССР на
международной арене стремились представить как "объективно полезные миру" ("освобождение Европы от фашизма", "поддержка
национально-освободительных движений" и т. п.), то теперь многие без тени смущения заявляют - СССР действовал в своих интересах, и
совершенно резонно, а маскировка подобных действий под "общечеловеческо-полезные" очень связывала руки тем, кто действовал, и стало
быть, вредила делу.
Лично мое отношение к историям вокруг "репрессированных" базируется вот на чем:

1) Я целиком отдаю себе отчет в том, что советский строй, такой, какой он был - наиболее для меня подходящий, и что другие варианты
общественного устройства являются с моей точки зрения лишь более или менее подходящими (а скорее менее, чем более). НИКАКИХ
оснований предполагать, что я мог бы выиграть при смене советского строя (или если бы его вовсе не было), я не вижу. Отсюда вывод:
те, кто выступал против него (тем более активно, тем более с оружием в руках), не могут рассчитывать на мое сочувствие - а совсем
даже наоборот;
2) К началу перестройки репрессированные и их родственники жили ничуть не хуже, чем те, чьи семьи прямым репрессиям, собственно, не
подверглись (а нередко и лучше). Следовательно, то, что началось с началом перестройки и позднее, не могло с моей точки зрения
служить целям справедливости, а лишь целям очернения [1] советского строя, лично Сталина и т. п. Собственно, антисталинские
пропагандисты этого - особенно после 1991 года - и не скрывали.

Насчет аргументов. Если честно, то я - скорее всего, из-за собственной "вконец испорченности" - не нахожу, что рациональные
аргументы здесь играют большую роль. По моим наблюдениям, мировоззрение огромного числа людей опирается на домашнее воспитание, на
личные и семейные обиды и т. д. - а "рациональность" лишь ставится на службу самооправданию. Если Вы не принадлежите к числу
подобных людей - Вы счастливый человек. %-))
Но я-то как раз принадлежу к таковым. У тех, кто входит в число моих близких родственников, нет существенных противоречий со мной.
Скажем, родители моей матери, фактически воспитавшие меня, гораздо ближе меня стоят к самым бурным периодам нашей истории 20 века.
Среди их старших родственников были и люди, до революции бывшие довольно состоятельными. Но коль скоро они - мои бабушка с
дедушкой - никогда не жалели о, так сказать, утраченных "свечных заводиках" (см. С. Г. Кара-Мурза "Совок вспоминает"), то и мне к
тому нет резона.
Факт, что наша семья воспринимала СССР как СВОЕ государство, и потому рассматривает людей, способствовавших его развалу и
радовавшихся этому, как врагов (что, впрочем, вовсе не мешает представителям нашей семьи повседневно общаться с окружающим миром).
Вы скажете: "Многовато же у вас врагов!" И это правда. Немало их и среди участников данного форума. Иным из них я бы не советовал
со мной лично встречаться - особенно в периоды нередких у меня приступов злости, возникающих чаще всего при чтении некоторых здешних
сообщений. %-)))
Но пока что я делаю то, что полагаю своим главным долгом: по мере сил распространяю просоветские (с моей точки зрения) и
просталинские (опять-таки с моей точки зрения) материалы [2], в сети и в реале. А злость служит катализатором моей деятельности -
как у шекспировского Яго, чья активность была "не от избытка жизненных сил, а от их ущерба" (Г. Бояджиев).
Однако иного выхода у меня не предвидится - поскольку я ясно вижу, что подобных мне людей сейчас хотят попросту сжить со свету. И
пока я способен делать то, что я делаю, я буду это делать - даже если мне предъявят обвинения (не беспочвенные) в разжигании
социальной, межнациональной и т. п. розни. Так или иначе, а это находит отклик в сердцах тех, кто способен стать моим вольным или
невольным сторонником. Возможности переубеждения тех, кто "стоит на другом основании", я лично всерьез не рассматриваю. Главное -
"обращение" тех, кто потенциально "наш" и "снятие" у них опасения разделять ту или иную точку зрения - под предлогом того, что "так
у приличных людей не принято".

Вы скажете: так что же это? Значит, социальный мир у нас в России невозможен?
Видимо, да - пока противостоящие силы в общем примерно равносильны, а главным фактором является ПАССИВНОЕ приятие или неприятие тех
или иных инициатив власть имущих и "властителей дум". Вывод пессимистический, но, скорее всего, верный. %-)))))


ПРИМЕЧАНИЕ. Все, что я говорил, я говорил лишь от СВОЕГО имени, а не от имени прочих "просоветских" на форуме. "Просоветскость"
людей, вполне способных добиться настоящего процветания при "рынке", "демократии" и пр. - для меня в известном смысле загадка.
Наверное, здесь играет роль "эстетика" - как, впрочем, и у меня. Кстати, рациональности и здесь не шибко. ;-))))

======================

[1] Наша хорошая знакомая по Баку говорила "обсерания". Милейшая тетя Нина (грузинка) умерла от диабета в 1988 году и успела застать
начало этого достославного процесса.
[2] В т. ч. косвенно являющиеся таковыми: т. е. очернительские в отношении "демократии", "цивилизованных стран", евреев,
"поповщины", царской России. Относительно последних двух пунктов - с очень большим разбором.