|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
29.06.2004 01:04:04
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
9. Как россияне относятся к государству? (+)
9. Как россияне относятся к государству?
<От старого отстали, к новому не пристали>
<Хозяйство крепкую руку любит>
Русские народные пословицы
Один из самых спорных вопросов в переходный период (от советской системы к рынку) это вопрос о роли государства в экономике и в
социальной сфере. Анализируя традиционные установки русского архетипа (ч. 2, гл. 3), мы убедились в том, что в сознании россиян
существует зависимость между личностью и государством. Однако эти отношения со временем менялись.
Так, всего 10 лет назад государство еще воспринималось некоторыми социальными группами (особенно культурной и научно-технической
элитой страны) - как <монстр>, <империя зла> и т.д. Митинговая истерика периода начала перестройки требовала <уничтожить монстра> и
<приобщиться ко всему цивилизованному миру>.
Во многом это была естественная реакция поколения, выросшего в условиях несвободы, тоталитарного государства, постоянного
сдерживания личной инициативы. Не случайно все начатые в стране преобразования проходили под флагом <развода> государства и
общества, минимизации возможности вмешательства государства в сферу частных интересов.
Однако большинство населения страны не ставило под сомнение необходимость <сервисных> функций государства: социальной защиты,
бесплатного здравоохранения и образования, той или иной степени регулирования экономики. Борясь с государством, россияне все-таки
оставляли за ним его <отеческие> обязанности по отношению к ним самим. Так возник нынешний конфликт между государством и обществом.
И единственный выход из него видится в <возвращении статуса государства>, в первую очередь- в сферу регулирования
социально-экономических процессов, где наблюдается его наибольший дефицит.
Оставив разрушительные идеи относительно государства, современные россияне постепенно начинают понимать, что <рынок> - такой же
общественный институт, как и другие, и что его существование требует определенных правил, которые способно контролировать
государство. Поэтому представители почти всех российских политических партий и групп (в меньшей степени <либералы>) выступают за
государственный контроль над основными сферами экономики: коммунисты (45%), социалисты (40%), националисты (43%), и даже центристы
(30%) [80].
Россияне продолжают верить, что государство должно занимать лидирующие позиции в экономике". Не поколебали эти убеждения ни обмены
денег в начале 90-х годов, ни экономический кризис 1998 года.
Так, 88% россиян считает, что в ведении государства должна находиться электроэнергетика, 63% <отдают> ему и жилищно-коммунальное
хозяйство>. Обратите внимание, что в 1998 г. так считали только 42%. Большинство россиян (72%) считает, что машиностроительные и
металлургические заводы должны быть обязательно государственными". Примерно поровну делятся мнения россиян в отношении транспорта, а
уж производство продуктов питания 2/3 опрошенных людей готовы безоговорочно отдать частникам.
Большинство россиян не устраивает то, что государство практически исчезло из социальной сферы, полностью переложив заботы о
здоровье, воспитании, образовании и т.п. - на самих граждан. За десятилетия советской власти люди привыкли к тому, что государство
отвечает за выплату пенсий в положенные сроки, что за каждый труд гарантированно выплачивается зарплата, что инвалиды и малоимущие
граждане должны быть социально защищены, и что преступники должны быть обязательно найдены и понести наказание. Все это
подразумевалось как само собой разумеющееся.
И когда вся эта налаженная система рухнула, граждане не могут понять: или государство уклоняется от своих обязанностей, или оно не в
состоянии нормально функционировать. Отсюда очень высокий уровень претензий к нему и обид.
Большинство населения России все претензии за беды, которые на него обрушились, склонно предъявлять государству, которое по-прежнему
воспринимается единственной инстанцией, ответственной за все, что происходит в стране. Они пока еще не готовы увидеть другую сторону
проблемы - ослабление института российского государства. Именно сомнения россиян в способности государства нормально функционировать
влияют на <метания> российского общественного мнения - от демократии до авторитаризма.
Ослабленное российское государство утратило сейчас во многом свои силовые функции. Граждане России ответили на это тем, что
перестали доверять государству и, в частности, его правоохранительным органам: так, только 11% населения доверяет милиции, а вот
71% - нет; суду соответственно - 12,5% и 64%102. Возросшая преступность, которой способствует коррумпированность чиновников на всех
уровнях, к сожалению, - неоспоримая действительность в сегодняшней России. В такой ситуации граждане требуют от государства защиты и
поддерживают меры по усилению государственных силовых структур.
В свете перечисленных подходов к роли государства вполне логично, что, отвечая на глобальный вопрос: <Какова наиболее благоприятная
для России политэкономическая модель?>: 37% россиян поддержали идею <смешанной экономики с сильным государственным сектором>, 18% -
централизованное планирование (социализм), и только 8% выступило за либеральную модель с минимумом государственного участия.
Интересно, что в 1994 году (т.е. всего восемь лет назад) таковых было почти вполовину больше - 12,5%. Таким образом, популярность
либерально-экономических идей в России постепенно снижается [102].
Но самое удивительное в том, что процент сторонников сильного госсектора не меняется в зависимости от возраста: ответы 18-ти и
55-летних дают примерно одинаковые результаты. Возможно, что это говорит о каком-то особенном традиционализме российского
общественного сознания. По мнению аналитиков [68], идеалом для большинства россиян идеальным является <социальное государство>, в
основе которого лежит не столько индивидуальная свобода, а идея солидарности как <общего блага>. Такая модель соединяет в себе, с
одной стороны, активную роль государства в экономике и сильную систему социальной защиты, но с другой стороны, - невмешательство
государства в частную жизнь, политические и гражданские свободы. Эта модель не кажется им умозрительной и нереальной в далеком
будущем. Россиянам представляется, что они уже жили в системе именно такого государства - в СССР, особенно на брежневском этапе.
Более половины всех опрошенных убеждены, что <СССР был первым государством в истории России, которое обеспечивало справедливость для
простых людей и сделало для них возможной приличную жизнь>. Такая парадоксальная идея - не только результат идеологического
<промывания мозгов> советского периода. Сама ситуация в постперестроечной России не давала людям позитивных моделей устройства
жизни, наоборот, она постоянно подталкивает их к идеализации прошлого.
Какие цели общественного развития избирают для себя россияне? Из почти двух десятков целей развития общества половина опрошенных
выбрала только две: повышение качества жизни и наведение порядка в стране. Все остальные цели, в том числе и нравственное
возрождение общества, сохранение русских традиций, создание эффективной рыночной экономики, отступают перед этими двумя.
Государство, по мнению россиян, обязано заниматься в первую очередь именно этими двумя суперпроблемами.
К слову, по российскими традициям оно этим и занимается, взваливая на себя бремя социальных обязательств, и нагрузка эта растет.
Так, бюджетные расходы" в 1998 году составляли 37% от ВВП, в 2001 - 37,2%, а в 2002 - 41% ВВП. Для сравнения: в странах с наивысшим
темпом роста экономического развития (Китай, Малайзия, Тайвань) эти расходы не выше 15-20% ВВП, поскольку эти государства отказались
от обязательств по выплатам пенсионного и других видов социального обеспечения. В России же эти выплаты - норма, и отказаться от них
нельзя. Все бы хорошо, да вот из-за этого растет налоговая нагрузка на подымающийся российский бизнес.
После перестройки российское общество приняло важнейшие демократические ценности: равенство всех граждан перед законом, свобода
слова и печати, независимость суда, свободные выборы органов власти и т.д. Однако эти инструменты демократии, позволяющие гражданам
осуществлять свои права, пока еще ими освоены недостаточно. Так, право на свободный выбор профессии, свобода передвижения по стране,
право на забастовку - еще не имеют для граждан особого значения. Даже в СМИ этим проблемам уделяется незначительное внимание.
Поэтому в сложившихся условиях россияне пока еще не слишком обращают внимание на легитимные формы политической и экономической
самоорганизации. Они, скорее надеются, что в силу каких-то неясных причин (<чуда>?!) в стране вдруг наконец-то появится <хорошая
власть>, <правильный президент>, который <все сделает>, а дальше все пойдет <нормально>. Вспомним, что патерналистская модель
государства входит в традиционный русский архетип (см. об этом ч. 2, гл. 3, 7,8). Во всяком случае, граждане России совершенно
категорически отвергают любые революционные средства переустройства общества. Только 12% опрошенных выступают за радикальную ломку
системы, зато 62,4% - за постепенные эволюционные реформы. Таким образом, распространенный миф, что русским по причине их особой
ментальности свойственно <бунтовать> эмпирически не подтверждается. Наоборот, русских все больше объединяет их неприятие социальных
экспериментов.
Горький пройденный путь дал свои плоды.