От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 17.06.2004 00:53:19 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

2. Уважение к интеллекту и к умным людям (+)

 2. Уважение к интеллекту и к умным людям

<Всяк своим умом живет>
Русская народная поговорка

В настоящее время везде в мире наблюдается растущий интерес к интеллекту как важной позитивной ценности. И это естественно: с умным
человеком гораздо приятнее, проще и эффективнее иметь дело, чем с дураком. Как говорят русские, <умный научит, дурак наскучит>.
Однако только в последнее время ученые начали задумываться над точным смыслом понятий <умный человек>, <интеллектуал>. Что
необходимо, чтобы стать умным человеком: опыт, умение учиться, или умение считаться с другими людьми, или способность адаптироваться
в любой ситуации и найти выход из трудностей? И совпадают ли параметры определения умного человека и разных странах?
В русском менталитете и даже в русском языке различаются и разграничиваются такие понятия, как "интеллигентность" и
"интеллект", которые, например, в английском передаются одним словом: intelligence. Для русских же слово <разум> обязательно
включает морально-этическую оценку, а вот слово <интеллект> совпадает по значению с европейскими аналогами, т.е. включает элемент
рационализма. Причем сразу отметим, что для русских бесспорную ценность представляет только первое понятие: <Ум без разума - беда>.
Что же имеют в виду люди в разных странах, когда произносят эти слова: <УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК>? Оказывается, что совсем не одно и то же! [4]
В Южной Африке, например, для того чтобы считаться интеллектуальным человеком, нужно быть готовым выполнять работу для семьи,
уважать старших - т.е. в понимании интеллекта важны социальные моменты, а вот внимательность, быстрота обучения и наблюдательность
оказываются при этом на втором плане.
Американцы оценивают интеллект человека совсем по другим факторам. Для них важно: 1) способность к практическому решению проблем:
человек <рассуждает логично>, <видит все аспекты проблемы>; 2) вербальные способности: он <ясно и хорошо говорит>, вообще
<разговорчивый>, и, наконец, 3) социальная компетентность: человек умеет <принимать других такими, какие они есть>, <интересуется
окружающим>.
У японцев совершенно иные представления об умном человеке. Там интеллектуальность, особенно женская, включает характер социального
поведения. Чтобы тебя считали умным человеком, необходимо: уметь встать на точку зрения другого человека, уметь сочувствовать, быть
скромным и хорошим слушателем. Кроме того, важны такие характеристики, как <быть хорошим оратором>, <быть общительным> и
<рассказывать с юмором>. И только на последнем месте такие показатели, как <умение не тратить времени впустую>, <умение планировать
вперед> и <быть оригинальным>. То есть, как видим, структура японской интеллектуальности совершенно иная, чем, например, у
американцев!
В работах финских ученых, исследующих интеллектуальность, выделяются такие факторы: 1) кооперативные социальные навыки: он
<считается с другими>, <умеет выслушивать другого>, <готов помочь>; 2) умение решать проблемы, легко понимать и легко обучаться
новому; 3) динамизм в поведении человека: <уметь защищать свое мнение>, <быть настойчивым>, <легко знакомиться>; 4) расчетливость,
точность, умение планировать, прежде, чем действовать, добиваться целей в жизни и на работе и т.д. Как видим, <умный финн> совсем
непохож на <умного японца>! И тем более - африканца...
У русских при определении качеств интеллектуальной личности имеют значение иные факторы. Главное качество умного человека в русском
понимании - это социально-этический фактор: скромность, порядочность, доброжелательность, доброта, честность и желание помогать
другим (10,5%). На втором месте - культура мышления: эрудиция, интеллектуальность, хорошее образование, любовь к чтению, гибкий и
творческий ум (9,1%). На третьем месте - умение организовать себя, т.е. не зависеть от эмоций, быть практичным, не повторять
собственных ошибок, находить выход из сложной ситуации, логичность и стремление достичь поставленной цели. И лишь на четвертом месте
(6,8%) коммуникативные качества человека: умение нравиться, хорошо говорить, чувство юмора, умение быть общительным и интересным
собеседником. К самом конце упоминаются опыт, разносторонность, работоспособность, мудрость и критичность (5%) - т.е. то, что играет
пер-мостепенную роль, скажем, для англосаксов.
И если обобщить кросскультурный анализ американской, финской, африканской, японской и русской ментальности по этой проблеме, то
выявляется поразительная вещь [5]. Общими для всех прототипов интеллектуального человека являются ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ,
ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ, правда, в одних культурах это имеет более важное значение, в других - менее. Почти все в одинаковой мере ценят
умение решать проблемы, не повторять своих ошибок, но вот для финнов более важна точность, систематичность, настойчивость и
успешность в жизни и и работе, а для американцев - непредубежденность и точность.
В целом можно отметить значительное сходство в представлениях об умном человеке между американцами и финнами, для которых более
важна СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ, т.е. КОГНИТИВНЫЙ фактор. А вот для японцев и русских на первое место выходит СОЦИАЛЬНЫЙ фактор,
способность АДАПТИРОВАТЬСЯ к окружающей жизни.
Можно предположить, что здесь мы сталкиваемся с различием между западной и восточной ментальностью, а именно: рационалистических и
индивидуалистических традиций западного общества и коллективистских традиций и <ненаучного> стиля мышления (с точки зрения западных
стандартов) на Востоке. Не случайно русские не смешивают, а всячески разделяют такие понятия, как <интеллигент>, <интеллигентность>
и <интеллект>, <интеллектуальность>. Духовность, деликатность, общественная мнетственность, высокие моральные качества составляют
характеристику <интеллигентного человека>, который совсем не обязательно должен быть интеллектуалом, иметь диплом о высшем
образовании и заниматься умственным трудом. Такие вещи очень трудно объяснить западному человеку. Для русских можно быть
интеллектуалом, и вместе с тем быть черствым, грубым и невоспитанным, и даже глупым в житейском смысле, словом, не вызывать особого
уважения. Для них быть интеллектуалом - не самое большое достоинство: <Не штука- наука, а штука - разум>, - говорит народная
мудрость.
Следует, однако, обратить внимание еще на то, что в сознании русских до сих пор сохраняется <европейский аппетит> к духовной
культуре, в России издавна принято измерять уровень культуры количеством прочитанных книг. Иногда сравнение по этому признаку
русских людей и иностранцев оказывается не в пользу последних. Общаясь с русскими людьми, желая произвести на них хорошее
впечатление, имейте в виду этот специфически русский, может быть не всегда объективный, подход к оценке человека.
Итак, что по своим традициям, по стилю мышления (во всяком случае по отношению к прототипам интеллекта) русские ближе к Востоку, чем
к Западу, но не теряют, а скорее развивают и европейские культурные традиции. Полученные результаты во многом подтверждают
существующие издавна представления о том, что в российской ментальности переплетаются восточное и западное начала, с преобладанием
восточного. Кроме того, подтверждается, что для российской ментальности ведущую роль играют моральные и этические качества,
поведение человека в социуме. А для западного восприятия <умного> человека гораздо большую роль играет момент рационализма, ясной
логики и, особенно, красноречия, не столь существенных для русских.
В дальнейшем мы постараемся показать, что моральные качества играют настолько универсальную роль для русских, что мы будем вынуждены
упоминать о них в связи с самыми разными темами. И это заставляет думать о целостном характере русского мышления.