|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
11.06.2004 23:44:42
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"ЕГЭ не подходит для гуманитариев",- считает Александр Княжицкий (*+)
http://www.inauka.ru/lenta-ege/article47391/print.html
ЕГЭ НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ
Считает АЛЕКСАНДР КНЯЖИЦКИЙ, заместитель председателя комиссии по проверке ЕГЭ по русскому языку
Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА
3 июня выпускники из 64 регионов сдавали Единый госэкзамен по русскому языку. Москве удалось "отбиться" от навязанного сверху
"широкомасштабного эксперимента": экзамен сдают по желанию и отвечают на тестовые вопросы не в школах, а в отведенных для этого
помещениях. О ЕГЭ по русскому заместитель председателя проверочной комиссии по русскому языку АЛЕКСАНДР КНЯЖИЦКИЙ рассказывает
обозревателю НАТАЛЬЕ ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ.
- Сколько человек пришло сдавать ЕГЭ по русскому и зачем им это нужно, если есть выбор между традиционной формой и этой?
- Это две категории детей: первые, кто ничего не знает, а здесь гарантирована тройка (в этом году "двоек" по ЕГЭ ставить не будут).
Это эксперимент с заранее заготовленным положительным результатом. И второй момент: есть вузы, не самые престижные, принимающие ЕГЭ
по русскому. А нормальный ребенок сможет получить четверку.
- Как построен этот экзамен?
- В отличие от предметов, где материал формализуется и может быть проверен машиной, в экзамене по русскому языку этот принцип
нарушается. Первые две части - закрытые и открытые тесты, известные и в Америке, и в Европе. В них проверяется элементарная
практическая грамотность на уровне "жи-ши - пиши через "и". Хотя здесь есть две невероятные сложности для детей: они не приучены к
работе с тестами. Но - так или иначе - в первых двух частях проверка каких-то знаний есть. И осуществляет ее компьютер. Третья же
часть "С" проверяется живыми людьми: два независимых эксперта по трехбалльной системе выставляют оценки. Опыт других регионов
показал, что разброс оценок здесь до двух баллов: один эксперт может оценивать работу по низшей, а другой - по высшей точке.
- То есть говорить о какой-то объективности невозможно?
- Конечно. Все последнее время я занимаюсь медальными работами в Москве, и даже у 350 лучших учителей, проверяющих эти работы,
разброс оценок бывает очень большим. В ЕГЭ же по русскому языку все это усугубляется тем, что тексты просто безобразные. Нельзя
брать художественную литературу: это либо публицистика, либо научные тексты. И в этих безобразных текстах предлагается найти то,
чего в них нет: художественные изобразительные средства, идею. Вся беда в том, что тестами по ЕГЭ занимаются технологи, которым все
равно, на что строить систему: на проверку причастий или на засолку огурцов.
- А почему нельзя брать художественные тексты?
- Потому что тогда получится смешанный экзамен: литература - русский язык. ЕГЭ же почему-то должен быть экзаменом только по одному
предмету, хотя в традиции русской школы сочинение - это экзамен по русскому и литературе. В комиссию входят представители средней и
высшей школы. Так вот, эти тексты вызывают у всех без исключения общее негодование и возмущение. Ужас заключается в том, что грубые
речевые и грамматические ошибки встречаются в самих заданиях.
- Вы говорите о демонстрационной версии?
- Да. Но если такова демонстрационная версия (одна, которую "вылизывали"), то можно себе представить, что содержится в тех версиях,
которые шли 3 июня по России и по Москве.
- Вы - против Единого госэкзамена?
- Я всегда говорил о возмутительности самого факта проверки не процесса, а результата, который подгоняется под какую-то норму. Кроме
того, у нас очень низкая тестовая культура. Как рассказывают коллеги-математики, бывают ситуации: результат правильный, но непонятно
для машины записан. И этот ответ засчитывается как неверный.
- А в ЕГЭ по русскому такие ситуации возможны?
- Конечно. Например, когда в открытом ответе пишется неправильная формулировка, это засчитывается как неправильный ответ. Вообще
накладок много. Например, ребенок привык в школе писать не "причастие", а "прич.". Все! В ЕГЭ это - ошибка. В этом, конечно,
проявляется неопытность отвечающего на тесты.
- Но западный ребенок впитывает это с "молоком матери": его так учат с первого класса... У них это все на автоматизме...
- Естественно. А за полгода этого не объяснишь. Да и нужно ли объяснять? Я имею в виду саму целесообразность ЕГЭ. Недавно я читал
лекции в Баку. Там школа работает в двух режимах: 1-9-й классы, где учат традиционно. А в 10-11-м учат отвечать на тесты. И из
предметов выбирается то, что поддается тестированию. Я проводил урок литературы с одиннадцатиклассниками. Они блистательно знают,
когда кто родился-женился и т.д. Но вот о том, как понимать "Курочку Рябу", никто не спрашивает, потому что это не формализовано.
Самый неформализуемый предмет - литература - погибает в тестовой системе.
- Вы считаете, что ЕГЭ обречен?
- Да. Если не проверяется процесс (как он решает), это теряет смысл. На международных олимпиадах по математике, если ребенок не
написал ответ, садятся эксперты и проверяют ход его мысли.
- Можно ли надеяться, что на будущий год ЕГЭ не будет?
- Судя по позиции нового министра образования, либо это будет нормально подготовлено, либо - что остается?.. ЕГЭ устраивает
троечника. Способного ребенка в гуманитарной сфере с помощью ЕГЭ выявить никак нельзя. Представьте себе: в егэшных тестах нужно
угадать, когда была написана комедия "Горе от ума" (выбрать из 4 вариантов). Если он путает 1822-й и 1824-й, но точно помнит, что
это было до восстания декабристов, это допустимо. А если перепутает 1824 год с 1826-м, значит, он ничего не понимает. Но компьютер
этой тонкости не различит. Так что, о чем тут говорить?!