От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 11.06.2004 23:44:27 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Негосударственных знаний не бывает (*+)

http://www.rosbalt.ru/2004/06/10/164887.html

Негосударственных знаний не бывает

В Санкт-Петербурге одна за другой открываются приемные комиссии в негосударственных вузах. Условия приема у каждого свои. Конкурс
обещает быть сопоставимым с конкурсом в лучшие государственные вузы. Так что, в общественном сознании они становятся одинаково
признанными?


--------------------------------------------------------------------------------

В бесплатной рекламной газетке, засунутой в мой почтовый ящик, наряду с объявлениями о выведении из запоев, стопроцентном привороте
заблудших мужей и излечении по фотографии я наткнулась на объявление о том, что некий московский институт всего за 40 у.е. в месяц,
то есть за 160 у.е. в семестр готов обучать студентов юриспруденции, финансам, мировой экономике, бухучету и менеджменту. Судя по
указанному адресу, заведение помещается в жилом доме и располагает, в лучшем случае, съемной квартирой. Зато может <принимать
студентов переводом'!

Уж сколько раз твердили читателям, слушателям и зрителям, что за двести долларов в семестр ничему никто учить качественно не станет,
и все многочисленные филиалы негосударственных, в основном, московских институтиков - это блеф, рассчитанный на то, чтоб побыстрее
<срубить денег>. Но все равно покупающиеся на дешевизну находятся. А на отрасль негосударственного образования, уже успевшую
укрепиться и развивающуюся, такие заведения бросают тень и дискредитируют идею.

Кстати, сама идея так и не удостоилась пока серьезного анализа. То и дело лишь приходится слышать из самых разных уст о том, что
<коммерческие вузы подрывают саму систему высшего образования в России, поставляя на рынок труда некачественно подготовленных
специалистов>. В публикуемых время от времени общих рейтингах вузов негосударственные не упоминаются вовсе.

Но вот только несколько цифр: в стране сейчас насчитывается 6,5 млн. студентов. 3 млн. из них учатся платно в государственных вузах
и 1 млн. - в негосударственных. Таковых в России 600, из них аккредитовано (то есть выпускникам выдается государственный диплом) -
390. В Петербурге негосударственных вузов около 80, причем более 40 объединились в Ассоциацию негосударственных вузов Северо-Запада.
Из этих цифр следует, что с силой, именуемой НОУ - негосударственные учебные заведения, нельзя не считаться, нельзя замолчать или не
обращать внимания.

<Росбалт> в связи с этим начал полугодовой проект, посвященный негосударственным вузам. На сайте регулярно размещаются новости из
жизни этих учебных заведений, информация о научной жизни, интервью с ректорами и проблемные материалы. Одним из этапов проекта стала
встреча с журналистами представителей НОУ, поддержавших проект <Росбалта>.

Делить знания на негосударственные и государственные, в общем, смешно. Судить лучше по тому, как и чему учат, какая научная работа
ведется в вузе, где потом работают выпускники. Негосударственные вузы могут составить серьезную конкуренцию государственным в
гуманитарных областях: наряду со следованием госстандарту они вольны разрабатывать новые востребованные на рынке образовательных
услуг программы, зачастую у них лучше оснащены компьютерные классы, лучше пополняются библиотеки современной периодикой, эти вузы
могут позволить себе приглашать хороших преподавателей.

Не стать жертвой недобросовестного и низкокачественного негосударственного вуза сейчас довольно легко: проверьте наличие лицензии и
аккредитации, не прельститесь дешевизной образования, посетите день открытых дверей, пообщайтесь со студентами. Расспросите, кто
штатные и приглашенные преподаватели, какова научная работа вуза - какие конференции и встречи он проводит, в каких участвует, не
поленитесь, поищите в интернете, где публикуются преподаватели. Расспросите о студенческих практиках и стажировках, возможностях
изучать как минимум 2 иностранных языка, связями с предприятиями и организациями, куда потом устраиваются на работу студенты.
Обязательно насторожитесь, если прием в вуз очень формален и нет никакого отбора - чем проще попасть в вуз, только заплатив, тем,
как правило, ниже качество предоставляемых образовательных услуг.

Кстати, очень многое дает виртуальное знакомство с вузом - если его сайт поддерживается и регулярно обновляется, если там размещена
грамотно написанная и актуальная информация, это существенный плюс. Плохой сайт должен насторожить обязательно, в наше время это
существенный показатель.

Негосударственные вузы, чтобы стать полноправными в глазах общественного мнения, должны учить не хуже, а в чем-то лучше, постоянно
доказывать, что они - хотя бы равные среди равных. Пока еще дискриминация налицо: мало того, что студенты НОУ платят дважды - за
себя - вузу и в виде налогов, за счет которых финансируются бюджетные места, так еще расходы на аренду у госвузов в 200 раз меньше.
Но и существенные подвижки в понимании государством роли НОУ тоже есть: эти вузы будут допущены к участию в конкурсах на получение
бюджетных денег для подготовки специалистов по госзаказу. И это справедливо - деньги должны достаться тем, кто просто учит лучше.

В связи с этим участники круглого стола в <Росбалте> высказали идею о создании рейтингов городских вузов не по принципу форм
собственности, а по принципу качества подготовки по тем или иным специальностям: тем же финансам, столь популярной психологии,
филологическим специальностям и т.д. Правда, пока неясно, кто бы мог такие рейтинги выстраивать.

<Даже в аббревиатурах заложен обидный смысл - НОУ и ГОУ (то есть государственные учебные заведения), <Нет> и <иди> - таков,
получается, перевод>, - заметил ректор Восточно-Европейского института психоанализа профессор Михаил Решетников, отвечая на вопрос,
не испытывали ли выпускники вуза определенной дискриминации при приеме на работу. И рассказал историю о том, как в объединении
<Детская психиатрия> выпускнику ответили, что <берут только из госвуза>, правда, потом поняли, что нарушают закон и на работу взяли.
А вот специалистов из Института биологии и психологии человека с радостью хотели бы взять на работу в учреждения ГУИН, но, как
рассказал ректор вуза профессор Алексей Ельяшевич, существует приказ МВД, согласно которому на работу в эту систему можно брать
только выпускников профильных государственных учебных заведений. А в этом вузе в рамках комплексного исследовательского проекта
<Природа человека - междисциплинарный подход> ведется работа по изучению предотвращения насилия, реабилитации совершивших
преступление, по природе агрессии человека. В проекте принимают участие СПбГУ, СПбГАТИ. Университет МВД.

Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга выполняет важную
социальную функцию - он готовит специалистов, нужда в которых велика: тех, кто работает с детьми - тяжелыми инвалидами, подростками
с проблемами, в общем, готовит кадры для системы коррекционной и специальной педагогики, почти повсеместно государственной системы.
Кстати, в вузе получают высшее образование заочно многие из тех, кто уже работает в детских домах, приютах. Причем заочники - не
только петербуржцы. Выпускников этого вуза я встречала в Пскове, Новгороде, Архангельске.

Невский институт языка и культуры осуществил в этом году настоящий прорыв - этот гуманитарный вуз провел вместе с Международным
банковским институтом (НОУ) и СПбГЭТУ <ЛЭТИ> (ГОУ) совместный проект по обмену студентами с университетом в Оклахоме. Студенты этих
вузов учились в Америке полгода бесплатно, причем, вернувшись, ничего не досдавали: была, согласно Болонскому процессу,
задействована система кредитов. Уже хорошо известны ежегодные научно-практические , проходящие в НИЯКе, научные
конференции по проблемам языкознания, собирающие представителей разных вузов города и России. В последнее время все более
актуальными для вуза становятся и совместные конференции с представителями работодателей, чтобы выяснить, как лучше готовить
специалистов-гуманитариев, конкурентоспособных на современном рынке труда.

Михаил Решетников - ректор Восточно-Европейского института психоанализа к Болонскому процессу относится настороженно, считая, что он
может спровоцировать еще большую утечку умов за рубеж. Тем не менее, в этот институт читать лекции и вести занятия охотно принимают
приглашения преподаватели ведущих университетов Европы.

Международный банковский институт, ректор которого профессор Виктор Вениаминов возглавляет Ассоциацию негосударственных вузов
Северо-Запада, входит единственный в стране во Всемирную ассоциацию банковских вузов. А в Международном институте менеджмента,
который в этом году отмечает 15-летие, открыта программа MBA, которую просто так открыть никто не позволит - российская MBA может
осуществляться по жестким стандартам Министерства науки и образования. Кстати, ИМИСП (Международный институт менеджмента) в минувшем
году занял 1 место в рейтинге Министерства образования РФ среди негосударственных аккредитованных вузов Петербурга и пятое - в
общероссийском.

Не буду называть сумму, которую придется отдать за обучение в этих вузах - она существенная. Но и не зашкаливает: ведь в некоторых
государственных университетах цена, как ни странно, выше.

Галина Артеменко