|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
11.06.2004 23:51:30
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"Лит. газета": бедность и иждивенчество. Обратите внимание на идиотский пример с Славиком и Андрюшей (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg232004/Polosy/art4_1.htm
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
ПОРОК И ПОРОГ БЕДНОСТИ
Проблема борьбы с бедностью первостепенна, с этим уже никто не спорит. О путях её преодоления в диалоге <Цены начинают и выигрывают>
(<ЛГ>, # 19, 19-25 мая 2004 г.) размышляли писатель Дмитрий Калюжный и доктор экономических наук Михаил Делягин. Но есть у этой
проблемы и психологический аспект. Поэтому, продолжая тему, корреспондент <ЛГ> задал известным людям вопрос: <Можно ли излечить
людей от иждивенчества?> Вот их ответы.
Александр ЯКОВЛЕВ, ректор Московского Нового юридического университета, главный научный сотрудник Института государства и права АН:
<Мера только одна: осуществить в полной мере право частной собственности. Только человек, имеющий такое право и элементарную силу и
способности, сам обеспечит свою жизнь, не ожидая подачек от государства>.
Татьяна ПРИЛИПКО, адвокат: <Странные вы вопросы задаёте! Взрослого человека уже ничто не изменит. Халявщики и иждивенцы были и будут
всегда. Можно, конечно, за их труд платить им фантастические деньги, но нужно ли? Труд должен оплачиваться в соответствии с его
истинной стоимостью>.
Рейнальдо Перес ЛОВЕЛЛЕ, доктор медицинских наук, психотерапевт: <Это проблема не только российская: во всём мире, во всех странах
такие люди есть. Иждивенчество идёт от воспитания: если постоянно сдерживать активность ребёнка и не поощрять в нём чувство
ответственности, получим человека, который не хочет и даже боится зарабатывать. Можно ли здесь что-то поделать с помощью законов?
Сомневаюсь. Если урезать пособия, люди, которые не будут работать ни при каких условиях, просто умрут с голода>.
Игорь БЕСТУЖЕВ-ЛАДА, социолог, футуролог, академик Российской академии образования: <Есть много критериев деления человеческого
рода; один из них - деление на люмпенов и предпринимателей. Предприниматель старается заработать своим трудом, а люмпен предпочитает
сидеть на паперти. Так вот, на протяжении всей истории СССР из людей систематически вышибали дух предпринимательства, и из многих
его вышибли напрочь. Подавляющее большинство населения среднего возраста привыкло к тому, что им должны выплачивать зарплату, вне
зависимости от того, как и сколько они работали. Наблюдается странная вещь: с одной стороны, очереди безработных, с другой, уйма
приглашений на работу, простор для предпринимательства:
На самом деле предпринимательство сопряжено с такими трудностями и унижениями, что люди просто не идут в него, предпочитая сидеть на
берегу реки с удочкой или собирать грибы. Для борьбы с иждивенчеством есть два способа. Первый: облегчить предпринимательство, чтобы
мелкому и среднему предпринимателю не нужно было беспокоиться о сырье, снабжении, уголовном и чиновничьем рэкете: Второй: затруднить
люмпенство. Нищенство следует запретить везде, кроме паперти: только там оно уместно>.
Лев АННИНСКИЙ, критик: <Таков уж менталитет нашего народа: когда припрёт, совершаем подвиги, но работать каждый день, как немцы, -
ну нет, русский человек на это не пойдёт!>
--------------------------------------------------------------------------------
ПОЧЕМУ ПАЛ ДРЕВНИЙ РИМ
Задам-ка я читателю и себе совершенно, казалось бы, неуместный вопрос: отчего пал Древний Рим? Ну это просто! На него напали
варвары. Почему они напали? Ну почему, почему: Потому что Рим ослабел. А почему ослабел-то? Большинство историков указывают на
простую экономическую причину: в Риме чрезмерно большую долю населения составлял так называемый плебс - бедняки, которые из
поколения в поколение воспроизводили себе подобных, но никогда не работали, потому что трудиться, как рабам, для них казалось низко.
Они ждали, чтобы императорские служащие раздавали им ежедневный хлебный паёк - и неизменно получали этот паёк, потому что император
был всего лишь человек и боялся народных волнений.
Москва - Третий Рим - падать не собирается. Наоборот, Россия полна надежд на новые экономические достижения. Но удастся ли нам это
сделать, если, по оценкам экспертов, в ближайшие пять лет в состояние глубокой застойной бедности могут попасть около 10% населения?
Застойной бедностью называют такое состояние, когда человек овладевает технологиями проживания в бедности и не стремится вырваться
из неё.
Когда большинство бедных живут за чертой бедности долго, это тормозит развитие страны. Бедные становятся профессиональными
иждивенцами. В трактовке словаря С. Ожегова: <ИЖДИВЕНЧЕСТВО - стремление во всём рассчитывать на помощь других, а не на свои силы>.
Проблема иждивенчества: Что это? Сугубо российское явление или интернациональная беда?
НЕ НАДО ПРИБЕДНЯТЬСЯ!
Принято считать: особая страна Россия! И географически, и исторически, и всячески. Мгновенное лето - и продуваемая свирепыми ветрами
нескончаемая зима. Время, отведённое для посева, возделывания и сбора урожая, длится недолго, а в остальные дни делать вроде бы
нечего:
Вот и говорят про нас, будто мы обречены на лень и восточную бездеятельность. Чем? Тут нам перечисляют: длившейся 70 лет ситуацией,
будто бы приучившей нашего соотечественника к тому, что, как бы ни было туго, аванс и зарплата ему гарантированы. А в ещё более
отдалённом прошлом - крепостничеством, лишавшим простого человека инициативы: вот приедет барин, барин нас рассудит. А если ещё
дальше взглянуть - гонениями на старообрядчество, которое несло с собой протестантский предпринимательский дух. И так - без конца!..
Ну прямо-таки безысходный исторический пессимизм навевают подобные рассуждения. Эдак кого же мы обнаружим в начале всех
отечественных начал? Не иначе как прародителя всех русских лентяев, сказочного Емелю, который в награду за единственный свой
хозяйственный поступок - зачерпнул воды из колодца - получил волшебную щуку и возможность ничего не делать до конца дней своих.
Такова, значит, наша мечта?
Что-то не слишком убеждает меня этот, будто бы генетически неизбежный Емеля. Позвольте спросить: да где, когда, у какого народа в
сказках воспевался процесс труда, процесс зарабатывания денег? Этот процесс слушатели и сами на своём нелёгком опыте досконально
постигли, а от сказочника ждали чего-то занимательного, невероятного: о простом парне, который нахрапом и хитростью, да ещё в союзе
с волшебными силами, трон захватил, дочку правителя за себя взял и сам страной править стал... Таковы законы массового искусства,
ничего не попишешь! Стоит ли относиться к ним серьёзно? А мы почему-то на основании одной легкомысленно-развлекательной сказки без
тени улыбки делаем вывод о своём национальном характере! Полноте, братцы-мыслители!
Не надо прибедняться! Вспомним: именно наш народ освоил колоссальные пространства, даже на Севере, где выжить очень нелегко. Двинул
вперёд науку, запустил в космос первого человека. Но даже если эти официальные, часто поминаемые доводы не убеждают - взгляните на
тех русских, которые уехали жить и работать за рубеж. Они там, как правило, достигают большего, чем аборигены. И не в последнюю
очередь - за счёт трудолюбия.
Трудолюбив русский народ! Иногда бессмысленно, беспощадно трудолюбив. Как иначе объяснить русское народное безумие под названием
<свои шесть соток>? В какой, спрашивается, ещё стране прилично зарабатывающий клерк пользуется уикендом не затем, чтобы отдохнуть, а
затем, чтобы как следует поработать? И мчится страдалец за тридевять земель, преодолевая дорожные препятствия, лелея мечту о
собственных огурчиках-помидорчиках, взращённых на убогих подзолистых почвах: Сложите стоимость удобрений, цену билетов на электричку
(или вышедших из строя на просёлочных дорогах деталей автомашины), не забудьте включить в счёт деньги, заплаченные мануальному
терапевту, когда из-за скрюченности над грядками заболела спина, - и получится, что на сумму, вложенную в огурчики-помидорчики,
можно купить соответствующее количество ананасов. Таковы уж мы, русские! Хлебом нас не корми, дай только потрудиться.
Читатель может заметить, что люди, которые возделывают дачные участки, и люди, просящие милостыню, принадлежат хотя и к одному
народу, но к разным группам населения. И он будет прав.
ВСЕ БЕДНЫЕ - ХОРОШИЕ?
...Это не выдумка, а воспоминание детских лет. Середина семидесятых. Рабочая окраина Москвы. Во дворе играют дети. Один из них -
Славик, сын зарабатывающих на жизнь умственным трудом родителей, чья семья резко выделяется на фоне окружающей привычной бедности,
катается на велосипеде. Велосипед не новый, однако тщательно начищенный, подкрашенный, подремонтированный: Славик старается
содержать его в хорошем состоянии. За ним с тоской и завистью наблюдает Андрюша - младший ребёнок в грязной, шумной многодетной
семье.
С молоком тогдашней пропаганды Славик всосал убеждение, что все бедные - хорошие. В том, что они бедны, виноваты не они сами, а
кто-то другой: Уж не он ли сам, владелец велосипеда: ведь его родители богаче? Сердце дрогнуло, и вот во искупление предполагаемой
вины Славик соскакивает с велосипеда и подводит железного коня Андрюше. <Он твой! Держи!> Лицо нищего мальчика озаряется улыбкой.
Хеппи-энд? Но назавтра у велосипеда оказался погнут руль, а через день он целиком превратился в груду металлолома. Починить его
Андрюша не мог, да и не пытался; оставалось снова сидеть и ждать того, кто подарил бы ему следующий велосипед:
Есть люди, давать которым материальные блага - всё равно что бросать в бездонную бочку. Волшебную палочку им подари, от неё одни
щепки останутся. Главенствующую роль здесь играет именно установка на иждивенчество, вечное <Дай!>, а не какие-либо объективные
обстоятельства окружающего мира.
Будучи врачом-консультантом в центре проектирования обуви специального назначения <Ортомода>, я встречала людей, которые после
тяжелейших травм, имея полное право сесть на государственное обеспечение, нашли в себе силы вернуться к прежним профессиям или
освоили новые. И приличные прибавки к пенсиям зарабатывают! В то время как в метро взгляд постоянно натыкается на здоровых, красивых
(даже с крашеными волосами) женщин, которые жалобят пассажиров сонными ребятишками в священной убеждённости, что не они сами, а все
остальные обязаны оплачивать и содержание их детей, и краску для их волос. Напрашивается вывод: есть люди, которые будут иждивенцами
всегда, а есть те, которые никогда не станут иждивенцами.
В этой логике отмечается существенный вывих. Заранее определив, что есть люди, которые всегда будут, грубо говоря, балластом
общества, признав, следовательно, их право быть балластом и махнув на них рукой, не создаёт ли общество опасный прецедент? Дурной
пример заразителен. Человеку свойственно идти по линии наименьшего сопротивления. <Ну да, я - люмпен, кормите меня!> Под этим
радостным лозунгом число люмпенов увеличивается. В эту яму скатываются и дети бедных родителей, и те, кто, однажды потеряв работу и
не сумев её вновь найти, мало-помалу втянулся в унылое, но психологически комфортное, засасывающее существование.
Как на них воздействовать? Лишить пособий? Тем самым власть подпишет смертный приговор своим гражданам: и себе самой - если по
стране вспыхнет эпидемия самоубийств и акций протеста. Но надо же что-то делать!
Рецепт, кажется, существует, опробован он в США: в начале 60-х годов прошлого века эта страна, которую нам некоторые
американопоклонники любят ставить в пример трудолюбия, насчитывала почти 25% населения, находящегося за чертой бедности. Согласно
результатам доклада о бедности за 2002 г. в прошлом году такие люди там составляли уже 12,1%.
Эффекта удалось добиться за счёт стимулирования программ, которые обеспечивают условия для самореализации гражданина, позволяют ему
самостоятельно зарабатывать. Главный принцип: в 5-6 раз больше, по сравнению с денежными пособиями, средств нужно тратить на
профессиональную подготовку и переподготовку неработающих бедных, их трудоустройство.
Препятствуя застойной бедности тех семей, которые из поколения в поколение живут на пособия, правительство США пошло на жёсткие
меры: если человек в течение пяти лет не сумел найти работу, пособие он больше получать не будет. Зато если бывший бедный устроится
на работу, то в первые несколько лет государство будет ему приплачивать к его зарплате, чтобы он получал в 2-3 раза больше
пособия, - так прививают вкус к труду.
За разрыв с прежней жизнью выплачивается единовременное пособие в размере около 2 тыс. долларов. Кроме того, сохраняется на
несколько лет право на бесплатные продовольственные талоны, на медобслуживание, которое предоставлялось по программе поддержки
бедных: Итог говорит сам за себя: в течение первых двух лет устроились на работу и продолжали работать более 80% принявших участие в
исследовании.
Читатель скажет: в отличие от американцев, мы не так богаты, чтобы тратить колоссальные суммы на приучение к труду тех, кто не хочет
трудиться. Оставим в стороне вопрос о том, что колоссальные суммы на пособия для них же обойдутся дороже: Но исчерпало ли наше
государство не требующие больших денежных вложений способы борьбы с иждивенчеством?
Для того чтобы осушить море иждивенчества, необходимо предоставить возможность выбраться из него тем, кто ещё способен барахтаться,
способен к чему-то стремиться и радоваться своим достижениям. Способ известен: поощрение мелкого и среднего предпринимателя. А как с
этим обстоят дела в России?
ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЫТКИ
Катя - привлекательная женщина лет тридцати пяти. Со вкусом одета, прекрасно причёсана, комплекс ежедневных упражнений помогает
поддерживать фигуру: Но, оказывается, за этой симпатичной внешностью скрывается человек, систематически утаивающий доходы от
государства! На самом деле Катя и не прочь бы поделиться деньгами с государственной казной на взаимовыгодных условиях, да вот
почему-то не получается. Почему?
В школе Катя очень любила уроки труда, на которых девочек обучали кройке и шитью. Согласно критериям времени и среды о профессии
портнихи и думать было непрестижно, так что Катя, которой легко давалась математика, поступила в институт, окончив который стала
инженером. Постсоветская жизнь внесла свои коррективы, и контора, где инженерила Катя, скомпрометировала себя низкой зарплатой,
которую к тому же хронически не выплачивали.
Тогда-то и пришлось вспомнить о школьном увлечении. На курсах <Бурда моден> Катя научилась не только замечательно шить, но и
экспериментировать, создавать свои модели одежды. Трудиться в коллективе какого-нибудь швейного предприятия Катя, насмотревшись на
тяжёлые отношения в этой среде, не захотела; с её тихим, мирным характером больше подходила работа на дому. Как благонамеренный
человек она захотела получить лицензию на предпринимательскую деятельность:
- Как только я пришла в соответствующий отдел муниципалитета, - вспоминает Катя, - меня сразу испугали огромные очереди. Какие-то
толпы бестолково мечутся от кабинета к кабинету, их отовсюду гонят чиновники, нигде не видно указаний, куда и в каком порядке
обращаться. Когда я всё-таки разузнала, сколько инстанций предстоит пройти, энтузиазм слегка поугас. А когда к тому же выяснилось,
что для получения лицензии придётся заплатить уйму денег, которые, неизвестно, окупятся или нет, я повернулась и пошла домой.
<Сарафанное радио> передавало сведения о мастерице, так что клиенток у Кати хватало. Всё это, конечно, без рекламы, за умеренную
плату и с постоянной оглядкой на налоговую инспекцию. А куда денешься? Некоторые из её знакомых, профессионалы, работавшие даже у
Зайцева, ведут такой же образ жизни. С лицензией не связываются.
Немного времени спустя Кате предложили возглавить ателье. Но, задумавшись о рынках сбыта и не забывая муниципалитетных очередей, она
не решилась принять лестное предложение. Тем более к ателье проявили интерес личности с не слишком умело скрываемой криминальной
окраской: Сложить голову на поле отечественного предпринимательства? У Кати, между прочим, пожилые родители, для которых она -
единственная опора.
- Устала бороться, - подводит итог терзаниям Катя. - Буду обшивать себя, своих родных и знакомых, и хватит с меня. Лучше вернусь на
государственную службу. Инженеры снова востребованы.
Кто-то, пожалуй, упрекнёт Катю в слабохарактерности. Но разве малый бизнес - тренажёр для характера? У нас, получается, так: Мы и
здесь пролагаем особый путь: чтобы зарабатывать реальные деньги в современной России, необходим повседневный героизм. Кому это
выгодно? Государству? Да, государство у нас сейчас не бедное - благодаря нефтедолларам. Казалось бы, что ему потерянные жалкие
копейки маленького человека, который искренне хотел развивать бизнес себе в удовольствие, другим на пользу? Но если подсчитать эти
копейки по стране, учитывая потерянную веру в то, что и в России возможна нормальная, не отягощённая бюрократическими запретами
жизнь, - неужели мы настолько богаты, чтобы отвергать своё ценнейшее достояние?
:Иногда элементарные истины находят дорогу к сознанию с большим трудом. Необходимо сделать совсем небольшое умственное усилие и
признать: стране, которая помогает бедным людям только подачками и воздвигает препятствия на пути тех, кто хочет работать, рано или
поздно придётся иметь дело с армией бедняков. Оружие этой армии - не автоматы и бомбардировщики, а голодные рты и застывшие в
бездействии мозги. Справиться с ней будет очень трудно, если эту БОЛЕЗНЬ БЕДНОСТИ запустить:
Фотина МОРОЗОВА,
публицист