От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 11.06.2004 23:50:37 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Пойми Россию, если она одновременно ходит в Мавзолей и помпезно хоронит семью, убитую стараниями "самого человечного человека""

Русский Журнал / Обзоры /
http://www.russ.ru/culture/20040608-den.html

День России
Полемические размышления о 12 июня

Сергей Маркедонов

Дата публикации: 11 Июня 2004


"С чего начинается государство?" Сама постановка подобного вопроса кажется банальностью. Когда мы говорим о государстве, то
подразумеваем управленческий аппарат, армию и полицию. Между тем совершенно очевидно, что бюрократия Третьего рейха или сталинского
СССР будет существенно отличаться от административно-управленческих структур демократических стран Европы и США. Любые органы
власти, управления и подавления создаются под определенные цели, имеют конкретные задачи и руководствуются набором некоторых
ценностей. Без них армия, милиция и спецслужбы превращаются в сообщество вооруженных граждан, кормящихся за счет общества. Если
государство хочет быть чем-то большим, чем корпорацией "кормленцев", оно должно иметь собственный "символ веры". В роли такого
светского "символа веры" выступают государственная символика и провозглашенные государством праздники. Государственные праздники -
не повод лишний раз поднять бокал, как полагают иные пролетарии умственного и физического труда. Это - формы позиционирования
государства во времени и пространстве. Это - ответы государства на извечные вопросы: "Кто мы? Откуда? Куда идем?" Это - ответы
чиновного люда на вопрос: "Ради чего мы служим?" Государственные праздники - это выраженные символически высшие ценности и
приоритеты власти. "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты", - гласит народная мудрость. Перефразируя известную пословицу,
получаем формулу: "Скажи мне, какие символы и праздники у государства, и я скажу, что это за государство".

К сожалению, в постсоветской России отношение к праздникам и символам строится на основе бессмертного марксистского постулата "Бытие
определяет сознание". "Давайте заниматься экономикой, а не политикой! Давайте думать о развитии производства и социальной защите
населения! Главное - не разрушать памятники Ленину, а накормить бедных! Давайте бороться не с коммунизмом, а с нищетой!" Подобные
призывы определяют сегодня политическую моду. Скольким депутатам, губернаторам и мэрам предвыборный слоган "Я не политик, а
хозяйственник" помог занять заветное кресло. Что ж, быть здоровым и богатым действительно лучше, чем бедным и больным. Никто не
спорит с тем, что стране нужно и развитое производство, и стабильная экономика. Только вот забывают "крепкие хозяйственники", что
производство можно "поднимать" по-разному. Можно предоставить максимальную экономическую свободу рук предпринимателям, устранив
мелочную регламентацию и излишнюю опеку со стороны многочисленных чиновников, а можно вести великие стройки, загнав половину страны
в концлагеря, а вторую половину прикрепив к земле как крепостных. Можно осуществлять научные прорывы, устраивая конкурсы грантов и
тендеры на приобретение научно-технических проектов, а можно посадить строптивых ученых в "шарашки" под бдительный надзор, дабы
избежать "утечки мозгов". Социальная защита населения может основываться на реальных, а не популистских гарантиях государства,
носить адресный характер, а может обеспечиваться полной занятостью населения по методам, описанным выше. И в том и в другом случае
может наступить подъем производства и желанная стабильность. Только методы, и самое главное - "цена вопроса" будут диаметральным
образом отличаться. В сегодняшней России необходим подъем производства на основе мобилизационной или рыночной модели экономики?
Социальная стабильность должна достигаться путем максимальной свободы или максимальной несвободы? Ответить на этот вопрос только с
помощью примитивных схем "крепких хозяйственников" невозможно. Для того чтобы реализовать тот или иной преобразовательный проект,
необходимо обращение к истории, выстраивание преемственности, определение тех идеалов, к которым мы стремимся, и того наследства, от
которого мы отказываемся. Для этого не годятся разговоры типа "Надо взять все хорошее, что было при царе, социализме и в последние
десять лет и двигаться вперед".

В годы перестройки призывы снимать "все и всяческие маски", открыть все ранее закрытые "темные страницы" нашей истории и закрасить
ее "белые пятна" стали своеобразным лейтмотивом в выступлениях представителей "прогрессивной общественности". К сожалению, за
последние десять лет наряду с открытием "темных страниц" и закрашиванием "белых пятен" наше интеллектуальное сообщество создало, что
называется, на пустом месте немало новых фигур умолчания. К числу таковых, бесспорно, относятся и День независимости России, уже
успевший получить абсолютно невнятное имя "День России". И если военные действия (точнее, отсутствие таковых) Франции и
Великобритании против нацистской Германии в сентябре 1939 года называли "странной войной", то день 12 июня впору определить как
"странный праздник". Самый странный в календаре российских праздничных дат. Значение праздника независимости для государства с любым
политическим строем трудно переоценить. Это знаковое событие, символизирующее начало его истории или, по крайней мере, некий
поворотный пункт, утверждение новой системы ценностей. День независимости - это, если угодно, день рождения государства, символ
национального единства его граждан. А потому, по логике вещей, этот день должен праздноваться как главный праздник страны. Не зря же
в советское время главным в неофициальной табели о рангах государственных праздников считался День Октябрьской революции, этот
большевистский "день независимости" от "старого мира". Именно в день 7 ноября, а не 9 мая каждый год проводились военные парады,
символизирующие точку отсчета первого в мире социалистического государства.

Иное дело день независимости по-демократически. Многочисленные социологические исследования фиксируют, что общественным мнением День
независимости рассматривается не более чем лишний выходной (или целых три, как в нынешнем 2004 году). Значительная часть российской
политической элиты вовсе выступает за отмену этого праздника. В былые годы активнее всего это делала КПРФ (как будто не фракция
"Коммунисты России" в Верховном Совете РСФСР дружно проголосовала за Декларацию независимости). Сегодня и ряд членов
пропрезидентской "Единой России" не прочь исключить День независимости из числа всенародных праздников. Чего не сделаешь, чтобы в
очередной раз противопоставить "сильного" Путина "слабому" Ельцину. Похоже, при отсутствии реальных дел и в политике, и в экономике,
для поддержания стабильно высокого рейтинга больше уже ничего и не остается... Оставим в стороне "странную логику" российских
народных избранников. Не признавая День независимости, они тем самым отказывают в легитимности той стране, в парламент которой они
избирались и частью элиты которой они являются. Тогда уж логично было бы, отказываясь от Дня независимости, отказаться и от
депутатских мандатов вкупе с привилегиями. Однако вернемся собственно к празднику.

Когда говорят о Дне независимости, у всех возникает вопрос: "А от чего, собственно, независимость?" Противники этого праздника
вспомнят еще и о том, что провозглашение Верховным Советом РСФСР независимости стало катализатором распада Советского Союза. Да,
стало. Но нельзя забывать, что Советский Союз и Россия не были тождественны друг другу. Более того, Россия в этом образовании была
отнюдь не любимой "падчерицей". В существовавшей многонациональной общности - "советском народе" - русские составляли меньшинство
населения, а их интересы (социальные, экономические политические) зачастую не находили должного выражения и должным образом не
защищались. В какой из 15 союзных республик не было даже своей компартии и национальной академии наук? В Российской Федерации. За
счет чьих средств и, прежде всего, людских кадров осваивалась целина и строился Байконур в Казахстане, создавалась промышленная
инфраструктура (заводы, фабрики, порты) в аграрной Прибалтике, Ингури-ГЭС в Грузии, сеть высокогорных дорог в Киргизии и
Узбекистане? Риторический вопрос. На развитие среднеазиатских республик СССР из союзного бюджета выделялись средства, достигавшие в
"годы застоя" 3/4 бюджетов этих республик. Во все без исключения советские республики направлялись русские рабочие, инженеры,
гуманитарная интеллигенция. И результаты были слишком очевидны. Так, в Казахстане в начале прошлого века было всего 2,1 тыс. кв.км
железных дорог, а к 1991 году - около 15 тыс. Вряд ли кочевники-казахи смогли в одночасье превратиться в квалифицированных
строителей железнодорожного полотна. А золотодобыча в Узбекистане, а газодобыча в Туркмении? И примеров такого рода можно привести
сотни. Не будем забывать, что вколачивание миллионных кредитов на поддержку братских республик, равно как и создание преференций для
"национальных кадров" (ведь для всех нацменьшинств СССР были квоты в вузах, кроме "великого русского народа") не избавило
национальные образования СССР от такой болезни, как этнократия. Давайте проследим миграционную динамику русского населения по
переписям с 1959 по 1989 гг. Миграция русского населения из Грузии, Армении, Азербайджана, Казахстана и Средней Азии была четкой
тенденцией еще за 30 лет до распада нашего "нерушимого Союза". И в финале - ярлык оккупанта для "государствообразующего" народа.
Добавим сюда и тот факт, что русский народ, прочно ассоциирующийся в нацреспубликах с советской властью, понес от этой власти самые
существенные потери - миллионы человеческих жизней. Чего стоит одна коллективизация. Да и анализ состава узников ГУЛАГа показывает,
что русские были большинством в деле строительства Беломорско-Балтийского и других каналов.

Стоит ли после всего этого удивляться, что 12 июня 1990 года депутаты Верховного Совета РСФСР в едином порыве высказались за
независимость. За независимость от СССР и советской власти, коммунизма и иждивенчества национальных республик и стран Африки, за
собственные национальные интересы, за новую Россию как Россию несоветскую. Сегодня Россия в отличие от СССР является практически
моноэтническим государством. Впервые во всей истории русские составили не просто большинство, а 85% населения страны, что
существенно облегчает нам выработку некоммунистической объединяющей национальной идеи - российской идеи. Ситуация в нашей экономике
далека от оптимистичной, но была бы она лучшей, тяни мы на своих плечах закавказский и среднеазиатский возы? Ни один из советских
промышленных гигантов не входил в список крупнейших компаний мира Fortune-500, а теперь таковых несколько. Независимая Россия
заметно улучшила свою кредитную историю (только в 2001 году внешний долг сократился на $13,2 млрд.). В советские времена он имел
тенденцию к увеличению. В те же времена наш "нерушимый союз" с успехом экспортировал зерно, тогда как сегодня при "гибнущем сельском
хозяйстве" - импортирует. И примеров подобного рода хватит, думаю, не на одну статью. Пора уже прекратить досужие разговоры в стиле
пикейных жилетов об СССР, который мы потеряли. Россия - не усеченный Советский Союз, и начиная с 1991 г. отечественным патриотам
пора стать патриотами не исчезнувшей страны, а реально существующей.

Пора понять, что, отказываясь делать выбор в пользу новых праздников и молчаливо стыдясь их, по принципу чеховского героя "кабы чего
не вышло", наша власть и мы все отказываемся не только от собственной истории, но и от собственной идентичности. Мы все стремимся
сохранить память столетий, но при этом перечеркиваем опыт 1990-х годов. Далеко не всегда исключительно ублюдочный.

Из уст российских политиков разного уровня можно услышать сетования по поводу того, что де плохо понимают Россию-матушку за
границей. А как изволите ее понимать, если она одновременно ходит в Мавзолей и с интересом рассматривает труп вождя мирового
пролетариата и помпезно хоронит останки семьи последнего государя-императора, убитой благодаря стараниям "самого человечного
человека"; если она ходит в церковь и в то же время отмечает праздник Октябрьской революции, вождь которой провозгласил религию
"видом духовной сивухи", а "идею всякого боженьки - труположеством". У сегодняшней России есть праздники, доставшиеся ей в
наследство от Руси православной (Рождество, Светлое Христово Воскресенье) и от Руси Советской (Первомай, День Октябрьской революции,
День 23 февраля), но нет собственных праздников, за исключением Дня независимости, переименованного в невнятный День России. И этого
мы стесняемся! Вот и пойми умом страну, которая молится и Богу, и мамоне и ставит памятник Христу на улице имени Иуды...

А то, что день 12 июня не принес всем процветания вкупе с молочными реками и кисельными берегами, так и после 4 июля 1776 года (День
независимости США) в заокеанской стране продолжало сохраняться плантационное рабство, а после 14 июля 1789 года (День взятия
Бастилии) было много неприятностей, от гильотины до войн по периметру всей Европы.