От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 08.06.2004 22:56:24 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Левада-центр": "без возврата идеалов, возврата мечты о чем-то большем, чем деньги, общество развалится" !!!!!! (*+)

http://www.izvestia.ru/debate/article143167


В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО СМЫСЛА


12:53 08.06.04

История с разработкой национальной идеи, наделавшая много шума во времена первого президента России, сегодня кажется уже далеким
прошлым. После начала второго президентского срока Владимира Путина, и особенно после его недавнего выступления с посланием
Федеральному собранию, этот вопрос кажется совершенно неактуальным. Объявленная цель - "зрелая демократия и гражданское общество",
"общество действительно свободных людей" - вроде бы снимает все вопросы о намеченном пути развития страны. Однако специалисты,
изучающие общественные настроения, до конца в этом не уверены и предлагают сначала выяснить, что россияне на самом деле понимают под
демократией и насколько актуален в данный момент ключевой для нашей страны конфликт между идеями свободы и порядка. Ведь в конечном
счете любые устремления власти, если они не соответствуют чаяниям рядовых граждан, могут так и остаться просто устремлениями.

МИХАИЛ ТАРУСИН, руководитель департамента социально-политических исследований холдинга "РОМИР-мониторинг":
РУССКАЯ ДУША НЕПРЕСТАННО ИЩЕТ ГРАНИЦЫ СВОБОДЫ

- Михаил Аскольдович, в последние годы опросы "РОМИР-мониторинга" неоднократно показывали, что значительная часть общества
заинтересована в создании новой политической партии, идеология которой соединила бы в себе ценности демократии и порядка.
Сохраняется ли этот запрос сейчас, после парламентских и президентских выборов?

- Начнем с того, что, на мой взгляд, в стране нет умеренных и конструктивных партий. Таковыми нельзя признать ни потерпевших
поражение на выборах "правых", ни КПРФ, ни ЛДПР. Другое дело, что ЛДПР себя только позиционирует как экстремальная, оппозиционная к
власти партия - на самом деле практика показывает, что с ней в нужном месте и в нужное время всегда можно договориться. Такая
двойственность лишает ее политической основательности. Партии власти, какие бы названия они ни носили, постоянно умирают после
выборов, смотришь через два года - нет их, приходится создавать что-то под другим названием. Кроме того, идеологически они себя
никак не позиционируют и партиями на самом деле не являются, это другие организации. Многие в России занимаются бизнесом, делают
деньги, а те, у кого это не получается, но кому тоже хочется красивой жизни, идут в политику и начинают изображать из себя солидных
людей.

- Но нельзя же отрицать, что политический ландшафт в стране сложился достаточно монолитный, вертикаль выстроена, Дума набрана,
остальные политические силы вытеснены в полумаргинальное болото. Кто сегодня способен создать новую серьезную политическую силу?

- Во-первых, политический вакуум рано или поздно каким-то образом придется заполнять. То, что он не будет заполнен либеральным
движением в той форме, в которой оно существовало до сих пор, кажется достаточно вероятным. Все опросы общественного мнения
свидетельствуют, что за прошедшие 10 лет наши либералы изгадили о себе впечатление в умах и сердцах народа. При этом ценности
демократии большинством общества признаются, но всегда в сочетании с доминантой сильной государственной власти. Но в России всегда
будет опасность того, что именно государственная машина не сможет найти пределов своей силы. Поэтому чисто либеральное поле
невспаханным не будет, наверняка там появится что-то.
Во-вторых, Владимир Путин - человек слова, и я уверен, что на третий срок он не пойдет. Но он достаточно молод, остаться в политике
скорее всего захочет. Как председатель нормальной партии, например, а не какой-то организации чиновников. Поэтому в Кремле
обязательно захотят создать некую центристскую партию, принципиально отличающуюся от всего, что было до сих пор. И вполне вероятно,
что будет востребована партия, которая будет предлагать некую идеологию. Идеология должна быть, с одной стороны, внятной,
продуманной и имеющей исторические корни. С другой стороны, она должна быть близка всему тому, что на протяжении долгого времени
говорит сам же Владимир Владимирович: я за свободу, но не за своеволие и своенравие. Это идеология либерального консерватизма.

- Если всерьез говорить о партии, то кто-то должен быть носителем ее идеологии, иначе это пустая затея.

- Как это ни тоскливо звучит, но средний класс действительно может быть основой общественной стабильности. С одной стороны, эти люди
очень хотят себя проявить, создать свое дело, у них есть личные амбиции, с другой стороны, они понимают, что без стабильности,
основанной на построении сильного государства, их перспективы могут быть сомнительными. Это второй аргумент в пользу создания
либерально-консервативной партии.

- Кроме того, они очень не хотят, чтобы кто-то управлял их жизнью: ни бандиты, ни чиновники, ни политики.

- Совершенно верно. Их же сейчас насилуют. В Европе малый и средний бизнес дает 60-70% ВВП. У нас - 10%. Сегодня в России весь
средний класс, если говорить серьезно, - это 15%, максимум 20% населения. Но, как мне кажется, эти люди мировоззренчески уже
достаточно оформились для того, чтобы выражать некую общественную идеологию. Есть шанс, что если пройдет нормальная административная
реформа, если хотя бы часть барьеров для малого и среднего бизнеса будет снята, то средний класс за 4-6 лет может вырасти до 30%. И
он захочет, чтобы его интересы политически выражали и защищали. Это третий аргумент.
И четвертый аргумент: исследования, которые мы ведем уже много лет, показывают, что наш народ понимает "государственность" несколько
иначе, чем европейцы. В некоторых странах Европы можно менять глав государств как перчатки, и там этого почти никто не заметит. У
нас - нет. Тяга русских не просто к сильной власти, а к власти нравственно сильной, является какой-то глубинной, изначальной, это
традиция. С другой стороны, стремление к свободе органично присуще любому человеческому существу. Между этими двумя устремлениями и
пребывает, а иногда мечется "русская душа", она непрестанно ищет границы свободы, а не жаждет разгуляй-либерализма.

============================
АЛЕКСАНДР ГОЛОВ, ведущий аналитик "Левада-центра":

СВОБОДЫ У НАС ПО-ПРЕЖНЕМУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОРЯДКА

- Сегодня российское общество идеологизировано в крайне незначительной степени. Наше исследование, посвященное изучению жизненных
ориентиров граждан, показывает, что они у них очень локальные. Во главе угла стоит вопрос об уровне собственной жизни - россияне
озабочены его повышением. Мне кажется, что порой это стремление носит характер болезненного азарта, особенно у тех, кто, по нашим
меркам, уже живет достойно. Поэтому хотелось бы некоторой идеологизации, чтобы люди смотрели дальше своей семьи и своей смерти. Я
уверен, что без возврата идеалов, возврата мечты о чем-то большем, чем деньги, общество развалится - что-то должно нас объединять.

- А что это может быть? Насколько сегодня востребованы основные идеологические течения: либеральное, консервативное,
социалистическое?

- Все-таки идея социальной справедливости будет довлеть. Хотя сам социализм так запачкан, что понадобится еще долгое время, чтобы он
отмылся. Демократия - вещь для нас довольно бессодержательная. Ее понимание у россиян очень расплывчатое, широкое, близкое к тому,
что раньше называли "светлое будущее" - нечто туманное, размазанное и ничего конкретно не предполагающее. Идея свободы, как и идея
западной ориентации, либерализма, сильно поувяли. но это объяснимо. Проблема в том, что свободы в России по-прежнему больше, чем
порядка. На Западе, особенно в последнее время, свобода находится все-таки внутри порядка - формальной организации, в которой люди в
основном знают свое место и стремятся неукоснительно выполнять свои социальные функции. У нас такая система в настоящее время
отсутствует.