|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
03.06.2004 23:38:02
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Памяти Панарина (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg222004/Polosy/art2_1.htm
ФИЛОСОФ-ВОИН
Первые Панаринские чтения, посвящённые замечательному русскому философу и политологу Александру Сергеевичу Панарину, прошли в
Государственном историческом музее. Их постоянными организаторами стали МГУ, Институт философии РАН и Государственная академия
славянской культуры.
Последнюю книгу <Стратегическая нестабильность в XXI веке> Александр Сергеевич посвятил памяти отца, Сергея Алексеевича, <солдата
Великой Отечественной войны>. Полагаю, он сделал так оттого, что ощущал себя тоже участником войны - воином-философом мировой
гражданской. Если многие интеллектуалы дезертируют с её фронтов, прячась в конформистские убежища, он заключительные годы жизни был
постоянно на передовой.
Его мощный талант охотно бы <купили> те, кто возомнил себя <хозяевами жизни>. Но выбор Панарина был однозначен: <остаюсь со своим
народом>, деля с ним несчастья страны, которую, как он считал, подвергли тайной колонизации. Россию посчитали недостойной её
колоссальных богатств, должных перейти в полное пользование мировой аристократии. Дом русский хорош, но хозяин - простофиля, надо
отобрать. Панарин искал решения, как помочь своему народу и стране. И презирал тех, кто предал государство <ради баварского пива>.
Для решения проблем важно точно их сформулировать. Панарин это отлично умел, ставя тысячи <проклятых> вопросов. Его тексты непросты
для понимания, ибо они описывают чрезвычайно сложную действительность, для их <распаковки> от читателя требуется активное
сотворчество. Панарин предлагает спорить, с ним не всегда соглашаешься, но, не дав ответа на поднятые им вопросы, нельзя
претендовать на то, что понимаешь реальность в достаточном соответствии с ней.
Вдохновение он черпал в Великой Русской Традиции, которой всегда была свойственна умственная дерзость.
Стержнем этой традиции он считал <своеобразный фундаментализм - требование единства истины, добра и красоты>. Причины бед России он
видел в измене лучших её людей этому триединству. Многие российские умы поддались на соблазн обслуживания власти, отчего часто
обманывают народ ложным объяснением происходящего. Но торговля <талантом и душой> не проходит безнаказанно - истинная творческая
сила пропадает.
Панарин упорно создавал мировоззренческое оружие для противостояния агрессии циничного социал-дарвинизма, где прав всегда
победитель. В книге <Православная цивилизация>, он, не боясь обвинений в антинаучном метафизическом телеологизме, искал ответ не
только на вопрос <Почему пал <Третий Рим>?> - а и <Для чего?>. Его мощная интуиция дала парадоксальный ответ: в этом падении -
бытийный вызов, брошенный России историей. Сможем ли мы дать достойный ответ?
Панарин был уверен: в мире идёт <мировая гражданская война, разделяющая экспроприируемых и экспроприаторов>. Её цель - новый мировой
порядок, по сути расистский - когда едва ли не по законам природы - глобалистский Интернационал господ вечно властвовать должен над
варварской толпой, а национальные правящие классы исполняют роли посредников между своим народом и международными центрами власти.
Жизнь превращается в социал-дарвинистский чемпионат, в котором победители определяются по числу денежных знаков, а умение обходить
правила - одно из главных достоинств. Почти весь мир признал тоталитарное господство денег, теперь продаётся всё - вплоть до
государственных интересов. Человечество поделили на господ и презираемый ими народ. С которым отношения строятся как с людьми низших
сортов. Им ни за что не платят настоящую цену или вообще не платят. Задарма забирают их собственность, как и труд их тоже.
Если принять гипотезу Панарина об <Интернационале господ>, становится понятным многое в истории нашей страны, кажущееся поначалу
необъяснимым абсурдом, даже дурью.
Почему из России вывозят десятки миллиардов долларов, а работникам и пенсионерам дают лишь прожиточный минимум? Потому что <этот>
народ для новоявленных господ <чужой>, им можно пренебречь - слишком много лишних ртов.
Злосчастный парадокс российских <реформ>: люди порядочные проиграли тем, кто исповедует вседозволенность. <Номенклатурные
растратчики общественного богатства>, освободившись от гражданской и моральной ответственности, из рьяных коммунистов превратились в
рьяных капиталистов. Прежде они в своих провалах винили <буржуазные пережитки>, теперь - <пережитки социализма>, куда относят и
народ. По логике <новых господ>, бедность теперь не порок, а позор. Если бедный - значит, неумный и неволевой, а такие не
заслуживают достойной жизни в новом прекрасном мире. Но если всегда истинно то, что побеждает, даже нарушая законы, выходит, правы
<гении глобального махинаторства>?
Нет, доказывал Панарин, чуют господа, что взяли чужое. Оттого и делают всё для ослабления государственности, ибо подозревают:
сильное государство их накажет за преступления. Потому платят щедро тем, кто их, может, надёжно прикрывает. И под шум речей о
возрождении России готовят её к распродаже.
Как же ответить на вызов, брошенный <новыми господами>? Панарин писал о <грядущей интеллектуальной контрэлите, которая призвана не
только сменить нынешнюю нравственно деградировавшую и коррумпированную элиту, торгующую идеями как товаром, но и подтвердить
прерогативы духовной власти>. Он говорил о необходимости новой парадигмы в гуманитарных науках. Ценнейшими мыслями буквально
перенасыщены его последние книги. Всё глубже погружаясь в мир Панарина, обнаруживаешь гигантскую эвристическую силу его работ. Он
умер на мощном взлёте своего творчества.
Используя мыслительные подходы Панарина, надо продолжить поиск ответов на <проклятые вопросы>.
Владимир ПОЛЯКОВ