От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 08.06.2004 22:56:16 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

М. Захаров: "Пельтцер была великой и истинно российской актрисой. Ведь ее мать была еврейкой, а отец - немцем" (*+)

МАРК ЗАХАРОВ: "БОЛЬШИЕ АКТЕРЫ В КАКОЙ-ТО ПЕРИОД СВОЕЙ ЖИЗНИ ИНОГДА КАЖУТСЯ БЕЗДАРНЫМИ"

Татьяне Пельтцер - 100 [ 14:54 07.06.04 ]



http://www.izvestia.ru/culture/article141215

Моя любовь родилась 100 лет назад. Она ринулась за мной в "Ленком", проработав 30 лет в Театре Сатиры. Артистам Сатиры это
показалось безумием, артистам "Ленкома" - подвигом. Народная артистка СССР Татьяна Ивановна Пельтцер театрального образования не
получила и очень этим гордилась. Училась она у отца - замечательного артиста Ивана Романовича Пельтцера. Впервые выступила на сцене
в 1914 году в частной антрепризе города Екатеринославля. Успешно сыграла мальчика - Сережу Каренина. Интимными подробностями своей
бурной жизни не делилась даже с Виталием Вульфом. Кое-что доверила мне. Например, в начале 30-х влюбилась в немца и уехала с ним в
Германию. Там в пивной слушала выступление Гитлера, который ей очень не понравился, прежде всего как мужчина.

Зато понравился русский инженер, который приехал в Германию учиться автомобилестроению. А это не понравилось ее мужу-немцу, и он
выдворил ее обратно в СССР. По ее словам, на редкость справедливо. В связи с этим обстоятельством народную артистку большую часть ее
жизни не выпускали за границу, а также на гастроли в советские города, которые находились в приграничной зоне, чтобы она от нас не
сбежала.

Татьяна Ивановна прошла путь многотрудный и тернистый. Играла в агитбригадах, служила в Театре МГСПС, но во вспомогательном составе.
Вскоре была признана профнепригодной, то есть такой плохой актрисой, что ее пришлось уволить. Поэтому некоторое время работала
машинисткой.

Я заметил, большие актеры в какой-то период своей жизни иногда кажутся бездарными. Я думаю, главная причина - их актерский организм
сильно отличается от среднестатистического уровня.

После вышедшего на экраны фильма-спектакля Б. Равенских "Свадьба с приданым" пришла всесоюзная любовь и бешеная популярность. Потом
были "Солдат Иван Бровкин" и галерея других блистательных работ в театре и кинематографе. Феерический комедийный талант со временем
перерос в трагикомический, достаточно вспомнить ее "бенефис" в ленкомовском спектакле по пьесе Л. Петрушевской "Три девушки в
голубом".

Татьяна Ивановна была не просто одаренной и мудрой актрисой, но еще сумела выразить какую-то неистовую российскую отвагу, замешанную
на доброте и душевном сострадании. Счастливые зрители встречали ее хохотом, а потом украдкой смахивали слезу. Она обладала
феноменальным чувством правды, знала цену высокой комедии, доходила до немыслимого гротеска, но при этом никогда не фальшивила,
щедро одаривая людей своим ласковым вдохновением. Наверное, ей удалось воплотить народную мечту о несокрушимой старости, где
мудрость дерзко соседствует с юной и озорной жизнестойкостью.

Татьяна Ивановна служила для нас живым примером стародавнего подвижничества и святой любви к сценическим подмосткам. Качества, увы,
ныне дефицитные. Халтуры не терпела. Любила и тянулась к молодым. Стремилась приобщить новую актерскую генерацию к могучим ценностям
российской театральной культуры.

Ее прощальная работа - роль, специально написанная для нее Григорием Гориным, в спектакле "Поминальная молитва". Она появлялась в
финале, ненадолго, ей было далеко за восемьдесят, но мы безумно радовались, ликовали зрители, и многие действительно не стеснялись
слез, понимая, что прощаются со старым русским театром.

Татьяна Ивановна Пельтцер была великой и истинно российской актрисой. Ведь ее мать была еврейкой, а отец - немцем.



 МАРК ЗАХАРОВ