От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 01.04.2004 22:14:16 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

И снова ЖКХ (*+)

http://www.spbvedomosti.ru/2004/03/31/poshla.shtml

Пошла реформа ЖКХ: готовьте кошельки!

Слухи о грядущем повышении квартплаты оказались... не преувеличенными


Сидя вчера в Смольном, я зримо себе представил, как пойду в свое районное жилищное агентство требовать, чтобы лестницу в моем
подъезде дважды в месяц вымели, а один раз - вымыли. Удовольствие, надо думать, еще то. Ведь когда последний раз лестницы касалась
тряпка или метла, сейчас и не припомнить. Но вчера на заседании петербургского правительства говорили, что совсем скоро именно такие
социальные стандарты нам всем будут гарантированы. И это, надо понимать, и будет означать продвижение северной российской столицы к
европейскому уровню качества жизни.
Правда, речь об этом зашла уже после того, как были обсуждены и одобрены сразу несколько законопроектов, призванных дать старт
радикальной реформе всего городского хозяйства. Той самой, которую предполагает утвержденная неделю назад глобальная концепция его
перестройки - плод умственного труда специалистов смольнинских комитетов, депутатов ЗакСа, экспертов Леонтьевского центра и т. д.
Что ж, попробуем разобраться в системе предлагаемых правительством реформаторских приоритетов.
Проект номер один вводит социальную норму жилья, причем предлагает увеличить ее с нынешних 16 до 18 квадратных метров на члена
семьи. Дело, несомненно, благое, ибо тут мы будем, во-первых, шагать в ногу с федеральным законодательством, а во-вторых, и это
главное, реально улучшим условия жизни петербуржцев: на 18 <квадратах> дышать явно легче, чем на 16. И все права на льготы и
компенсации будут действовать, исходя из данного социального стандарта.
А вот за площадь свыше 18 кв. м на душу хозяевам больших квартир предложат платить уже без всяких льгот независимо от совокупного
дохода семьи. И это тоже правильно, ибо, как заметила губернатор Валентина Матвиенко, чем больше у кого-то сейчас квартир, тем
автоматически больше и льгот. В Москве, по ее словам, за вторую квартиру вообще берут вдвойне. <Может, это и чересчур, - сказала
губернатор, - но в принципе верно>. Кстати, и при плате за отопление излишков жилплощади предлагается у нас все льготы отменить.
Но одновременно был одобрен вчера и законопроект, которым предлагается увеличить ставки платы за наем жилого помещения. Новую
базовую ставку собираются увеличить в три раза, что означает, что за один квадратный метр горожанам придется выкладывать в ближайшее
время не 51 копейку, а полтора рубля.
Комментируя это предложение, вице-губернатор Олег Виролайнен отметил, что, в то время как тарифы оплаты коммунальных услуг за
последние годы непрерывно росли, плата за жилищные услуги не менялась с 2000 года. В результате сегодня в структуре платежей
населения в сфере ЖКХ оплата найма и содержания жилья составляет 18 процентов, а за услуги коммунальщиков мы выкладываем аж целых
82%. Теперь эти проценты решено сблизить.
Но какая, спрашивается, разница петербургской семье, за что конкретно она будет платить больше? Главное - больше! И уж только самые
дотошные начнут вчитываться в строчки розовых квитанций: что стало там почем.
Мы будем действительно платить больше. В том числе и те, кто не живет на жилплощади в соответствии с вышеуказанной социальной
нормой. А в самом деле, почему бы не взять, да и уменьшить ставки тем, кто, скажем, вчетвером квартирует на каких-нибудь 30
квадратных метрах, не имея в составе семьи блокадника или инвалида, которому положены льготы по другим социальным законам? Если с
владельцев роскошных хором станут брать по полной цене, а обладателям квартир из расчета 18 кв. м на душу ставки утроят, то и о тех,
кто социальной нормы не имеет, - о вечных очередниках позаботиться бы надо. Но таких идей жилищно-коммунальные реформаторы, увы, не
выдвигают.
Зато еще одним законопроектом предлагается увеличить и оплату услуг по содержанию и текущему ремонту жилого фонда. За содержание
придомовой территории, к примеру, предлагается брать не 73 копейки из расчета за квадратный метр занимаемой площади квартиры, а 1
рубль 7 копеек, что составит уже 100 процентов стоимости данной услуги. За уборку лестничной клетки - 1 рубль 2 копейки вместо
нынешних 24 копеек: тоже 100 процентов, и т. д. Можно себе представить итоговую сумму, которую предложат нам вскоре в тех самых
розовых квитанциях! Правда, по мнению специалистов, это будет тот минимум, который необходим для развития рынка и здоровой
конкуренции в сфере ЖКХ. Иначе, при нынешних тарифах, серьезные фирмы сюда не пойдут.
А где гарантия, что правительство укротит аппетиты монополистов, дающих нам холодную и горячую воду, тепло, электричество? Вчера же,
кстати, при обсуждении плана мероприятий реконструкции источников ГУП <ТЭК> председатель комитета по энергетике и инженерному
обеспечению Александр Бобров говорил о необходимости обуздать рост энергетических тарифов для населения. И в то же время этот рост
прогнозировал - хотя бы вследствие инфляции.
Значит, придется раскошелиться, и всерьез - точно так же, как и в 1997 году, и в 2000-м, когда те же, в сущности, аргументы о
необходимости повышения платы за квартиру и услуги ЖКХ, что и О. Виролайнен, приводил вице-губернатор А. Смирнов. Ставки тогда
повысили, а услуги качественнее не стали.
Сегодня в правительстве уже досконально подсчитан планируемый экономический эффект от всех вышеназванных мер: доходы бюджета
рассчитывают поднять на 3,5 млрд рублей. Правда, известно, что задолженность населения по данным статьям составляет сегодня 2,8 млрд
рублей. Из них 1,8 млрд, по словам О. Виролайнена, долги, по сути, безнадежные - те, которые уже не взыщешь. Все попытки заставить
злостных должников расплатиться через суды тоже окончились практически ничем: по всем искам удалось получить лишь 8 млн рублей. На
вопрос о прогнозе роста количества неплательщиков после повышения ставок и тарифов вице-губернатор не ответил...
А один из депутатов ЗакСа, проходя вчера по коридору Смольного, коротко бросил: <Не верю в эффективность этих мер. ЖКХ сожрет все
эти 3,5 миллиарда, как жрало и раньше, и мало что при этом поменяется>. Депутаты Геннадий Озеров и Игорь Риммер говорили вчера о
том, что хотя бы параллельно повышению ставок, а лучше бы перед этим, нужно вводить стандарты качества предоставляемых услуг, иначе
население такую реформу не поймет. Губернатор с этим согласилась, и вот тогда мы услышали о том, что наши лестницы будут раз в месяц
мыть и дважды подметать. Ох, как хотелось бы верить!
Так или иначе, но теперь пакет указанных законопроектов поступит в Законодательное собрание, где депутаты рассмотрят их в трех
чтениях. Именно Мариинский дворец станет следующим пунктом стартовавшей очередной реформы, в результате которой, как и прежде, нам
придется готовить свои кошельки.

Между тем

Вчера управление информации - пресс-служба администрации губернатора Санкт-Петербурга, комментируя заседание правительства,
сообщила: <В среднем повышение тарифов вызовет увеличение оплаты жилищно-коммунальных услуг на 18 - 20 процентов. Но благодаря
увеличению социальной нормы площади до 18 кв. м на человека квартплата для лиц, пользующихся льготами, практически не изменится.
Общая сумма платежей по-прежнему не будет превышать 22% от совокупного дохода всех членов семьи. Значительно повысится оплата
излишков жилой площади, превышающих социальную норму.
Благодаря этим мерам городской бюджет должен получить дополнительно более 3 миллиардов рублей, которые будут направлены на самые
неотложные меры по ремонту и содержанию жилищно-коммунального хозяйства.
В. И. Матвиенко дала указание максимально ужесточить предусмотренные федеральным законодательством меры по взысканию задолженности
по квартплате, общая сумма которой составляет сейчас 3 миллиарда рублей>.

Александр Рабковский
============
http://www.spbvedomosti.ru/2004/04/01/reformirovat.shtml

Реформировать нельзя ждать



Сегодня, наверное, нет в нашем городе людей, которые не обсуждали бы планы реформирования городским правительством
жилищно-коммунального хозяйства. В семьях высчитывают излишки своих квадратных метров, прикидывают, насколько придется больше
платить за коммунальные услуги, рассчитывают, выдержит ли это испытание домашний бюджет.

О необходимости реформы говорится давно. Более того, многие убеждены, что перемены в этой сфере назрели, и морально к ним готовы.
Однако то, что в связи с реформой у людей возникает множество вопросов, тоже понятно. Большинство из нас плохо разбираются в
расчетах, и, конечно, реформаторам снова и снова придется объяснять многие пункты. Даже те, которые им кажутся абсолютно понятными.

У населения к тому же свежи в памяти события прошлого года, когда городские власти, правда еще в прежнем составе, уже пытались
начать реформу ЖКХ. В марте 2003-го гостем нашей редакции побывал тогдашний вице-губернатор Александр Смирнов, который горячо
отстаивал предпринятые новшества. И что же? Вскоре Александр Александрович подал в отставку, буквально через считанные недели ЗакС
отменил нововведения, а потом еще полгода горожане ожидали возврата взысканных с них, согласно скороспелой реформе, лишних денег за
капитальный ремонт. Реформа провалилась. И именно отсутствие продуманности, точного расчета, скрупулезного взвешивания всех <за> и
<против> было тому причиной.

Поэтому мы вправе прямо спросить: а насколько сегодня верны все расчеты?

Выступление губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко на состоявшемся во вторник заседании городского правительства вроде бы
дает некоторые ответы.

Во-первых, она гарантировала сохранение всех льгот лицам, имеющим на них право. Однако далеко не все, кого можно причислить к
малоимущим, имеют льготы.

Во-вторых, губернатор заявила, что главная цель реформы не в росте тарифов, а в том, чтобы появился рынок услуг. Однако какие
конкретно частные фирмы готовы прийти на жилищно-коммунальный рынок? Что о них мы знаем? Большинству горожан пока известны лишь
государственные жилищно-коммунальные структуры, сохранившиеся еще с советских времен. Говоря о частных фирмах, хотелось бы получить
разъяснения, за какие деньги они готовы прийти на рынок, какие гарантии они могут дать, а главное - могут ли они пообещать некий
мораторий цен на свои услуги хотя бы на ближайшее время, пока в жилищно-коммунальной сфере действительно не появится настоящая
конкуренция, и мы сможем выбирать между хорошим и очень хорошим.

В-третьих, хотелось бы увидеть расчеты. Не заверения вроде того, что после заседания правительства распространила пресс-служба
Смольного: <В среднем повышение тарифов вызовет увеличение оплаты жилищно-коммунальных услуг на 18 - 20 процентов>, а точные, до
копеечки, цифры. Ведь при всем многообразии жилья в нашем городе значительную часть составляют типовые квартиры, в которых проживают
весьма типичные для Петербурга семьи. Так вот: сколько будет платить семья из трех человек, проживающая в стандартной двухкомнатной
квартире, а сколько семья из четырех человек - в трехкомнатной и т. п. Эти данные, думается, администрация должна обнародовать.

В-четвертых, губернатор подчеркнула, что будут введены вполне определенные социальные стандарты в том, что касается эксплуатации
жилищного фонда. Мы ждем и их обнародования, обещанного Смольным. А главное, хотелось бы, чтобы эти стандарты четко исполнялись и
существовал бы действенный контроль за этим. И, кстати, не только со стороны горожан, которым, откровенно говоря, есть чем заняться
на досуге кроме выколачивания исполнения уже оплаченных услуг. Пока же сегодня, жалуясь, скажем, на плохую уборку лестниц и
придворовых территорий (и исправно оплачивая эти услуги!), мы часто слышим короткий ответ: дворников не хватает!

В-пятых, готова ли петербургская власть гарантировать, что расценки на услуги монополистов, поставляющих в наши квартиры газ,
электроэнергию, воду, не вырастут в геометрической прогрессии?

В-шестых, есть ли у чиновников информация о должниках по квартплате? Каков <портрет> среднестатистического неплательщика, в какой
квартире он живет и почему не платит - из-за того, что денег не хватает, или потому, что ему просто наплевать?

В-седьмых, кто, как, на каком основании и куда будет выселять неплательщиков? Если это действо будет происходить без суда и
следствия, то это произвол. А готовы ли наши суды к массовым разбирательствам с должниками? Не будут ли эти разбирательства носить
показной характер, когда из квартиры по чиновничьей воле выгонят многодетную семью, а в квартире рядом будет спокойно проживать не
платящий месяцами за коммунальные услуги <новый русский>, которого трогать побоятся?

В-восьмых, что будет с освободившимся жильем? Не породит ли реформа ЖКХ еще одну проблему, когда люди, не способные заплатить по
новым тарифам, боясь выселения, станут в массовом порядке продавать свои квартиры и окажутся в лапах целой армии авантюристов,
желающих поживиться на чужих проблемах?

Вопросов еще множество. Наша редакция будет искать на них ответы. И в ближайших номерах мы будем готовы представить своим читателям
результаты наших расследований. Мы хотели бы, чтобы данную публикацию власти Петербурга рассматривали как запрос. Если поиск ответов
на уже прозвучавшие вопросы зайдет в тупик, мы вместе с горожанами вынуждены будем констатировать, что реформа не до конца
проработана и продумана. И хотелось бы, чтобы реформаторы понимали это вполне отчетливо.

Анатолий Аграфенин