От IGA
К И.Т.
Дата 20.05.2007 23:23:51
Рубрики Тексты;

"по поводу философских пароходов"

http://holmogor.livejournal.com/1936371.html
<<<
В середине мая исполняется 85 лет со дня выхода знаменитого распоряжения Ленина, о подготовке высылки из Советской России неблагонадежных представителей интеллигенции. После проведенных тогда ОГПУ подготовительных мероприятий в августе 1922от берегов России отчалили знаменитые философские параходы.

«Философский пароход» был одной из самых изощренных операций ГПУ одновременно по зачистке культурного пространства внутри России от чуждых большевикам сил и, в то же время, по расколу русской эмиграции.
19 мая 1922 года уже скатывающийся в смертельную болезнь и боящийся «не успеть» Ленин пишет Дзержинскому:
« товарищ Дзержинский! К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим».
У Ленина свои резоны – в Советской России проводится политика НЭП-а, экономическая либерализация, которая порой оборачивается и обуржуазиванием партийных кадров.
Из-за границы профессор Устрялов пророчествует о том, что скоро большевики превратятся в новый правящий класс обновленной буржуазной России.
И Ленин стремится не допустить подобного развития событий, стремится избавиться от всех интеллектуалов, философов, ученых, которые формально лояльны, но объективно работают на распад коммунистической идеологии.
А у берущегося за исполнение Дзержинского – свои резоны.
Русская эмиграция в Европе состоит преимущественно из людей крайне правых убеждений, монархистов, готовых бороться с большевиками любыми методами.
И нужно каким-то образом разбить монолитность её рядов.
Но что делать, если умеренные и левые добровольно в эмиграцию не едут?
Да и с чего им ехать?
Гражданская война закончилась, книги пока еще печатают, кусок хлеба есть, о массовых расстрелах никто еще не мог и подумать.
Интеллигенты надеются как-то притереться с советской властью.
Значит, чтобы получить в эмиграции большое количество левых, которые поругаются с правыми, надо их туда выслать.
Поэтому высылали отнюдь не монархистов и правых, а тех, кто относился к социализму довольно лояльно.
Вот и выслали, давая, впрочем, каждому возможность выписаться из списков на высылку, дав обещание быть преданным советской власти.
Так например остался в стране философ Густав Шпет, и это решение стоило ему гибели в 1937.
Однако судьба многих из тех, кто на пароходе уплыл была еще интересней.
Комбинация Дзерожинского и впрямь удалась.
Протоиерей Сергий Булгаков, известный философ и богослов, был одним из лидеров откола от Зарубежной Церкви «либерального» парижского крыла.
Философ Лев Карсавин активно включился в деятельность идейного направления евразийцев, призывавших эмиграцию примириться с СССР, и организовывавшего репатриацию на родину.
Впрочем, когда Карсавин оказался в занятой советскими войсками Литве, это ему не помогло – и он был арестован и умер в лагерях.
Знаменитый Николай Бердяев после войны не только поддерживал СССР, но и опять же призывал русскую молодежь из эмиграции вернуться на Родину.
Разве что Иван Ильин, не оправдал расчета Дзержинского, в эмиграции он оказался одним из главных идеологов монархического антибольшевизма.
Но в общем и целом русская культура должна быть благодарна Ленину и Дзержинскому за этот пароход — ведь он сохранил для нашей культуры творчество тех, кто внутри страны был обречен.
А ослепленными врагами Советской России, эти высланные, в отличие от некоторых других эмигрантов, не стали.
<<<