|
От
|
Георгий
|
|
К
|
IGA
|
|
Дата
|
30.05.2007 08:46:09
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Да, п р о это я читал, но конкретных цитат в позднесоветское время было не найти
> Из бюллетеня Главлита 1932 г.
> ПРОТИВ ПСЕВДОМАРКСИСТСКОГО УПРОЩЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАДИОВЕЩАНИИ
>
> Вам, читатель, интересно узнать, что представляют собой характерные
черты творчества известного композитора Прокофьева?
> Очень просто: <Внешняя живость и чёткость музыки Прокофьева есть не
что иное, как выражение стремления известных слоев довоенного буржуазного
общества к укреплению своих политических позиций> (из радиопояснений к
концерту от 20/V с.г.)
> Или вы хотите знать, что такое импрессионизм?
> <Импрессионизм - искусство класса, лишенного импульса борьбы,
класса... буржуазии> (из пояснений 30/V с.г.)
> Теперь вы знаете, во-первых, что такое импрессионизм (ясность, можно
сказать, исчерпывающая), а, во-вторых, вы узнали, что непрерывно
вооружающаяся, бешено спопротивляющаяся революционному движению и
наступающая на рабочий класс буржуазия <лишена импульса борьбы>. Можете
теперь спокойно сидеть, не заботясь более об обороне, так как со стороны
буржуазии, очевидно, ничего не грозит. Не менее исчерпывающие данные вы
можете позаимствовать и о такой форме музыки, как вальсы: <Вальс - танец
мелкобуржуазного происхождения> (пояснение от 8/V). Это все. Коротко
(спасибо хоть на этом) и ясно, не правда ли?
> А почему Моцарт написал оперу на текст Бомарше? Интересно, ведь,
полюбопытствовать?
> Пожалуйста: в Моцарте пробудилось сознание буржуа, <понимающего, что
люди труда и борьбы стоят неизмеримо выше тунеядцев> и т.д. <Вот почему...
Свадьба Фигаро Моцарта... написана на текст Бомарше> (28/V). И уж наверное
вы, читатель, знаете Чайковского и согласитесь, что <у Чайковского есть
произведения, наполненные глубокой, грустной, вдумчивой лирикой, которая
напоминает нам о том неуклонном падении, по которому шло дворянство>...
(31/V).
> Мы могли бы до бесконечности цитировать <перлы>, которые ежедневно
преподносятся радиослушателю ретивой музыкальной редакцией. Слова т.Стецкого
о том, что <некоторые товарищи пропаганду материалистической диалектики и
борьбу за ее применение сводят к простой наклейке диалектических ярлыков и
привесок к той или иной области знания> - целиком относятся к
художественному вещанию, с той только усугубляющей поправкой, что здесь это
ярлычное ремесло сопровождается попросту издевательским невежеством.
> Приведенные выдержки взяты <на выбор> и являются лишь частицей целой
<системы> псевдомарксистского очковтирательства, царящего в этой области. У
незадачливых, но прытких авторов и редакторов этих... пояснений существует
несколько <исторических> полочек, приблизительно соответствующих этапам
общественного развития, по которым они механически, но безаппеляционно
раскладывают всех композиторов и все произведения, без малейших попыток
подтверждающего анализа их художественной спецификации, вообще без всякой
связи с музыкальным искусством. Вот эти полочки: 1) Расцвет феодализма. 2)
Упадок феодализма. 3) Буржуазия осознает себя как класс, восходящий на
политичсекую арену. 4) Расцвет буржуазной культуры. 5) Упадок буржуазной
культуры. Несколько вариаций, <противоречия> внутри класса> и т.д., - вот и
вся <марксистская> премудрость художественного радиовещания.
> Возьмем любой комментарий к любому концерту, проверим, и можно
поручиться, что ошибки не будет.
> Вот, например, как в пояснениях к концерту от 16/IV характеризуется
три композитора - Мендельсон, Шуман и Лист (социальной характеристике
Мендельсона посвящены 5 срок, Шумана - 2, Листа - 1 строка). <Мендельсону
свойственно тяготение к строгой, стройной, классической форме, т.е.
свойственно то, что романтизм принципиально отрицал, все это естественно
встретить в творчестве художника - выразителя настроений окрепнувшей к тому
времени крупной буржуазии. Мендельсон - сын крупного банкира, с детства был
в исключительно благоприятных условиях>... Комментариев как будто не надо.
Дальше, <Быстрая смена настроений, от спокойных, созерцательных до бурных,
мятежных, острая фантастика, подчеркнутое чувство природы - все это
свойтвенно Шуману, его творчество - мелкобуржуазного художника -
интеллигента - отражает эпоху некоторого оживления общественной жизни
Германии>. И, наконец, <творчество Листа с эпохой буржуазной культуры>...
> Так же примерно составлено подавляющее большинство муз. пояснений.
> Механичность и невежество ярлычных дел мастеров естественно приводит
и к чрезвычайно быстрым <чудесным превращениям>. Так, например, композитор
Бах на протяжении одного месяца подается радиослушателям не менее как в пяти
видах. В том числе он - представитель духовной и светской аристократии
(<Господствующее положение оставалось за духовной и светской аристократией,
Бах должен был выполнять социальный заказ господствующих классов>, пояснения
от 12/V); буржуазии, осознающей свое значение (<Бах - представитель класса,
восходящего на политическую арену, начинающего осознавать свое значение>,
20/V); буржуазии времен <бури и натиска> (<это прекрасный образец бури и
натиска эпохи складывающегося мировоззрения немецкой буржуазии>, 26/V);
буржуазии, еще не поднявшей знамени борьбы (<Время Баха не было временем
революционных потрясений, не было временем борьбы за новые идеи, каким было
врмея Бетховена, и в музыке Баха нет той героической борьбы, которую мы
слышали в музыке Бетховена>, 1/V). Кстати, Бетховен вообще в муз. пояснениях
является каким-то всеобщим мерилом, с которым сравниваются почти все
разбираемые композиторы, причем часто для веселых авторов близость к
Бетховену служит вернейшим признаком близости к задачам соцстроительства.
> Сказанного достаточно, чтобы уяснить себе, до какой степени самое
наглое разнузданное приспособленчество свило себе гнездо в художественном
радиовещании, занимающем почти 80% всей сетки вещания. Нет сомнения, что
такое применение <марксизма> является не чем иным, как массовой
дискредитацией самой идеи марксистского исследования художественных
произведений, является дискредитацией марксизма перед многомиллионной
радиослушательской аудиторией.
> Новое руководство Всесоюзного комитета по радиовещанию уже несколько
месяцев ведет борьбу с сотавшимся <по наследству> аппаратом приспособленцев
и вульгаризаторов. Политконтроль должен всячески помогать в этой борьбе. Как
в центре, так и особенно на периферии, где из-за недостатка кадров подобные
приемы очковтирательства остаются часто без отпоров, органы политконтроля
должны категорически не допускать такого упрощенства. Помимо снятия таких
материалов, необходимо разоблачать их в местной прессе и общественных
организациях, выявлять конкретных виновников этого дела, словом - развернуть
борьбу с этим злом всеми возможными средствами. Классовая чуткость и
бдительность политконтроля здесь особо важны, так как на этом участке враг
выступает под маской, под прикрытием <марксистских> ярлыков и наклеек. Маски
и прикрытия здесь должны срываться решительно и беспощадно, дальнейшей
издевательской спекуляции на якобы марксистской терминологии должен быть
положен конец.
>
> С.Корев
>
Да, ПРО это я читал, но конкретных цитат в позднесоветское время было не
найти.
>"Вальс - танец мелкобуржуазного происхождения"
В принципе, конечно, не сказать, что СОВСЕМ бессмысленно :-))))), но
формулировочка....
Валентина Джозефовна Конен писала о социальных истоках музыки куда, куда
тоньше.
> В радиовещании 14.12.36 г. <Октябрьская звездочка> имелась такая
фраза: <самым большим желанием было у меня побывать в мавзолее и увидеть Вас
т.Сталин>. Предложено перередактировать.
>
Забавно :-)